Фёдор Васи́льевич Лопухо́в
(1886—1973) — русский и советский артист балета и
балетмейстер
, педагог,
народный артист РСФСР
(1956),
заслуженный артист РСФСР
(1927)
.
Биография
Окончил
Императорское Театральное училище
(педагог
Н. Г. Легат
) и с 1905 — в труппе
Мариинского театра
, где проработал артистом балета до 1922 (с перерывами в 1909—1910 — приглашен
А. А. Горским
в
Большой театр
в Москве, в 1910—1911 с антрепризой русских артистов совершил турне по Европе и США).
Художественный руководитель
балетной труппы
Мариинского театра (ГАТОБ, театр оперы и балета им. С. М. Кирова) в 1922—1931, 1944—1946 и 1955—1956. Снимался в кино («
Поэт и царь
», 1927).
Жизнь и творчество Фёдора Лопухова проходили в очень сложную историко-культурную и политическую эпоху. За время руководства театром сумел отстоять и сохранить большинство балетных спектаклей классического наследия, входящих ныне в «золотой фонд» российского и мирового балетного искусства. Во время редакторской работы над классическими балетами делал это так мастерски, что поставленные им танцы нередко невозможно было отличить от первоисточника
М. И. Петипа
. Балетмейстерское творчество Фёдора Лопухова очень разностороннее, в нем большую роль играют экспериментальные работы, тем не менее основанные на классическом танце с привнесением разнообразных народных плясок (фольклора). Наряду с
К. Голейзовским
впервые ввёл в дуэтный танец сложные акробатические поддержки (в том числе стал изобретателем движений, известных ныне во всем балетном мире). За создание балета «
Ледяная дева
» (1927) единственный в стране был отмечен званием «Заслуженный балетмейстер РСФСР»
Фёдор Лопухов является одним из основателей бессюжетного балета. В его новаторской постановке — танцсимфонии «
Величие мироздания
» (1923) принимал участие
Г. Баланчивадзе
(Дж. Баланчин) — будущий ярчайший мастер этого балетного жанра. Лопухов — создатель балетной труппы
Малого оперного театра
(Театр Оперы и Балета им. М. П. Мусоргского) и её художественный руководитель в 1931—1936. Его балет «
Светлый ручей
» (1935) является первым советским балетом на современную бытовую тематику, где главные герои действовали под своими реальными именами.
Организатор балетмейстерских курсов при
Ленинградском Хореографическом училище
в 1937—1941. (Среди учеников —
Б. Фенстер
, В. Варковицкий, К. Боярский). Основатель (1962) и руководитель балетмейстерского отделения
Ленинградской консерватории
(1962—1967). Среди учеников —
Г. Алексидзе
, Н. Маркарьянц,
Н. Боярчиков
, А. Дементьев.
Похоронен в Санкт-Петербурге на «
Литераторских мостках
» Волкова кладбища.
На сегодняшний день все спектакли Фёдора Лопухова забыты. На сцене Мариинского театра идут лишь некоторые номера:
танец персиянок
в опере «
Хованщина
» на музыку
М. Мусоргского
и фанданго в балете «
Дон Кихот
» на музыку
Э. Направника
.
В 2003 году была предпринята попытка восстановить танцсимфонию «Величие мироздания» по записям Фёдора Васильевича внуком хореографа Фёдором Лопуховым-младшим совместно с балетной труппой Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (художественный руководитель —
Н. А. Долгушин
)
Династия Лопуховых
Федор Лопухов принадлежит к известной балетной династии:
Его старшая сестра
Евгения Лопухова
(1884—1943) — известная эстрадная танцовщица, выступавшая в паре с
А. Орловым
в 1910—1930-х годах
Младшая сестра —
Лидия Лопухова
(1892—1981) — знаменитая балерина
Русских Сезонов Дягилева
, танцевавшая на различных сценах США и Великобритании с 1910 по 1934 годы, супруга выдающегося экономиста
Кейнса
(основоположника школы кейнсианства)
Младший брат —
Андрей Лопухов
(1898—1947) — артист Мариинского театра — театра оперы и балета им. С. М. Кирова в 1916—1945 годах, один из видных мастеров характерного танца.
Сын Фёдора Лопухова — Владимир Лопухов (1943—2019), артист театра оперы и балета им. С. М. Кирова в 1964—1987 годах. Его супруга — артистка балета и педагог Наталья Аподиакос (1941—2018). Внук — Фёдор Лопухов-младший (род. 1971), артист Мариинского театра с 1990 года.
Балеты Фёдора Лопухова
Балетмейстер-новатор Фёдор Лопухов создал оригинальные постановки, где смело экспериментировал в области хореографической выразительности и танцевального симфонизма, среди его постановок:
-
1918
— «Сон» муз. Н. Щербачева; «Мексиканский кабачок» муз. Л. Гончарова (Тетр музыкальной драмы)
-
1921
— «Жар-Птица» муз. И. Стравинского (ГАТОБ)
-
1923
— «
Величие мироздания
», музыка —
Людвиг Бетховен
(4 симфония) (ГАТОБ)
-
1924
— «
Ночь на Лысой горе
», музыка —
Модест Мусоргский
-
1924
— «
Красный вихрь
», музыка
В. М. Дешевова
(ГАТОБ)
-
1926
— «
Пульчинелла
» И. Стравинского (на темы Д. Перголезе)
-
1927
— «
Ледяная дева
» Э. Грига в инструментовке Б. Асафьева
-
1927
— «Крепостная балерина» муз. К. Корчмарева в инструментовке А.Гаука (все — ГАТОБ)
-
1927
— «
Байка про лису
»
-
1929
— «
Красный мак
», Р. Глиэра. Балетмейстер Фёдор Лопухов (1 акт), совместно с Пономарёвым и Леонтьевым
-
1929
— «Щелкунчик» П. Чайковского
-
1931
— «
Болт
», музыка —
Дмитрий Шостакович
-
1933
— «Арлекинада» муз. Р. Дриго (Ленинградский Малый оперный театр)
-
1934
— «Коппелия» муз. Л. Делиба (Ленинградский Малый оперный театр)
-
1935
— «
Светлый ручей
» муз. Д. Шостаковича (Ленинградский Малый оперный театр; в том же году — Большой театр СССР)
-
1938
— «
Ночь перед рождеством
» муз. Б.Асафьева (Художественный театр п/р В.Кригер)
-
1939
— «Соловей» муз.
М. Крошнера
(Белорусский театр оперы и балета)
-
1940
— «
Тарас Бульба
» муз. В.Соловьева-Седого (Ленинградский театр оперы и балета им. — С. М. Кирова)
-
1943
— «Ак-Биляк» муз. С.Василенко (Узбекский театр оперы и балета им. А. Навои)
-
1944
— «
Тщетная предосторожность
» муз.
П. Гертеля
(Ленинградский Малый оперный театр в эвакуации в Оренбурге) (Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова)
-
1947
— «Весенняя сказка» муз. Б. Асафьева (по музыкальным материалам Чайковского) (Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова
-
1959
— «Баллада о любви» муз. П. Чайковского в оркестровке А. Гаука (Ленинградский Малый оперный театр)
-
1963
— «Картинки с выставки» муз М.Мусоргского в инструментовке М.Равеля (Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко)
Также было поставлено множество танцев в оперных спектаклях.
Сочинения
-
Ф.В. Лопухов.
«Величие мироздания». Танцсимфония Ф. Лопухова. —
П.
: Издание Г. П. Любарского,
1922
. —
500 экз.
-
Ф.В. Лопухов.
Пути балетмейстера. — Берлин: Петрополис,
1925
. — 173 с.
-
Ф.В. Лопухов.
Шестьдесят лет в балете. —
М.
: Искусство,
1966
. — 368 с. —
15 000 экз.
-
Ф.В. Лопухов.
Хореографические откровенности. —
М.
: Искусство,
1972
. — 216 с. —
20 000 экз.
-
Ф.В. Лопухов.
В глубь хореографии. —
М.
: Фолиум,
2003
. — 204 с. —
500 экз.
—
ISBN 5-93881-022-1
.
// 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Композитор, 2017. - 276 с. -
ISBN 978-5-7379-0851-5
-
Fedor Lopukhov.
. — University of Wisconsin Press,
2003
. — 184 с. —
ISBN 978-0299182748
.
-
Лопухов Ф.
Мой ответ //
Жизнь искусства
.—1922.—№ 8
-
Лопухов Ф.
Зачинатель русского балета // За советское искусство : газета. —
Л.
, 1947. —
№ 22 мая
.
-
Лопухов Ф.
О нашем балете //
Нева
.—1955.—№ 8
-
Лопухов Ф.
Пять балерин //
Театр
.—1963.—№ 6
-
Лопухов Ф.
В дерзаниях побед //
Советская музыка
.—1969.—№ 6
-
Лопухов Ф.
Традиционно и ново //
Искусство
.—1970.—3 января
-
Лопухов Ф.
Владимир Васильев
// Сборник "Музыка и хореография современного балета". —
М.
: Искусство, 1974. — Т. 1. — 294 с. —
8675 экз.
-
Лопухов Ф.
Хореограф Алексей Ермолаев
// Алексей Ермолаев. Сборник статей. —
М.
: Искусство, 1974. — С. 51—60. — 296 с. —
25 000 экз.
Библиография
-
Соллертинский И.
Балетмейстер Федор Лопухов //
Жизнь искусства
.—1927.—№ 17
-
Соллертинский И.
Федор Лопухов //
Жизнь искусства
.—1928.—№ 9
-
Красовская В.
По пути исканий //
Вечерний Ленинград
.—1946.—№ 17 ноября
-
Слонимский Ю.
Полвека в русском балете //
Театр
.—1955.—№ 10
-
Гусев П.
Гордость художника //
Советская музыка
.—1965.—№ 8
-
Слонимский Ю.
Пути балетмейстера Лопухова (вступительная статья)
// Шестьдесят лет в балете. —
М.
: Искусство,
1966
. — 368 с. —
15 000 экз.
-
Григорович Ю.
Фёдор Лопухов //
Театр
.—1968.—№ 7
-
Добровольская Г.
Ф. В. Лопухов и теория балета (вступительная статья)
// Хореографические откровенности. —
М.
: Искусство,
1972
. — 216 с. —
20 000 экз.
-
Соколов-Каминский А.
Ф. В. Лопухов и его Симфония танца
// Сборник "Музыка и хореография современного балета". —
М.
: Искусство, 1974. — Т. 1. — 294 с. —
8675 экз.
-
Добровольская Г.
Федор Лопухов. —
М.
: Искусство, 1976. — 320 с. —
10 000 экз.
-
Гаевский В.
Автопортрет балетмейстера //
Огонёк
.—1987.—№ 42
-
Красовская В.
Фёдор Лопухов сегодня //
Невское время
.—1994.—№ 1 июля
-
Вивьен М.
Он был всегда и во всем — первым //
Балет
.—1997.—№ 7—8
Примечания
-
Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 15. Ломбард — Мезитол. 1974. 632 стр., илл.; 29 л. илл. и карт. 1 карта-вкл. (стб. 56)
-
[www.pro-ballet.ru/html/l/lopuhova.html «Русский балет: Энциклопедия»]. —
М.
: «Большая Российская энциклопедия; Согласие»,
1997
. — 632 с. —
10 000 экз.
—
ISBN 5-85370-099-1
.
-
[www.pro-ballet.ru/html/l/lopuhov.html «Русский балет: Энциклопедия»]. —
М.
: «Большая Российская энциклопедия; Согласие»,
1997
. — 632 с. —
10 000 экз.
—
ISBN 5-85370-099-1
.
Балеты
|
|
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Генеалогия и некрополистика
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|