Проспект Леся Курбаса
- 1 year ago
- 0
- 0
Молодой театр — театральная труппа, возглавляемая Лесем Курбасом , которая работала в Киеве в 1917—1919 годах. Отказавшись от этнографического репертуара, «Молодой театр» занялся поиском новых форм воплощения современной украинской и мировой классической драматургии.
Основу труппы составили выпускники , среди которых Василий Василько , , Марк Терещенко , , , Полина Самийленко , , Антонина Смерека , Алексей Ватуля , Полина Нятко , Олимпия Добровольская , две дочери Анны Борисоглебской — и , Александр Юра-Юрский , другие талантливые актёры.
Большинство спектаклей как режиссёр поставил сам Лесь Курбас. Кроме него также работали режиссёрами Гнат Юра , и Семён Семдор . Художником-постановщиком был Анатолий Петрицкий , а на некоторые постановки приглашался также Михаил Бойчук .
В статьях Леся Курбаса в « » под названиями «Манифест» и «Молодой театр» (1917) рассматривались художественные цели и принципы театра. Молодой театр отказался от этнографического репертуара и представил современные украинские пьесы и мировую классику.
Лесь Курбас стремился создать интеллектуальный и философский театр. Его поиски новых форм привели к творческому использованию в своих постановках ритма, жеста, музыки и художественного выражения.
Среди постановок первого сезона — реалистичная « » и «Базар» Владимира Винниченко , натуралистическая «Молодость» Макса Хальбе и «Доктор Керженцев», по мотивам рассказа Леонида Андреева «Мысль» в постановке Гната Юры. Они сопровождались стилизованной презентацией символических этюдов Александра Олеся («Осень», «Танец жизни», «При свете костра», «Тихим вечером»), поставленные Лесем Курбасом и Гнатом Юрой. Молодой театр завершил свой первый сезон «мистерией духа» с элементами импрессионизма «Йоля» Ежи Жулавского .
В октябре 1918 года объявляется набор молодежи в Независимую студию при «Молодом театре», преподавателями которой были ведущие педагоги и выдающиеся деятели сцены: Василий Василько , Марк Терещенко и другие.
Второй сезон (1918-1919) открылся постановкой Курбаса « Царь Эдип » Софокла , которая стала первой украинской постановкой греческой классики. Далее следовали курбасовские постановки «В пуще» Леси Украинки , «Горе лжецу» Франца Грильпарцера и «Шевченковский вечер» (экспрессионистские постановки драматических поэм Тараса Шевченко «Іван Гус» и « ».
В 1918 году Лесь Курбас задумал создать широкий сатирический обзор злободневных событий, использовав для этого принцип вертепа . В начале января 1919 молодотеатровцы показали премьеру мистерии-традиции «Рождественский вертеп».
Гнат Юра поставил в течение второго сезона пьесу «Кандида» Бернарда Шоу , «Затопленный колокол» Герхарта Гауптмана , « » Владимира Винниченко . поставил « Тартюф » Мольера , Семён Семдор — «Враг народа» («Доктор Стокман») Генрика Ибсена .
21 мая 1918 года был принят устав Общества на вере «Молодой театр в Киеве». Кроме узаконивание существования «Молодого театра», этот документ также освещал главную цель, которую ставил коллектив в искусстве, пути осуществления его планов и организационную структуру Общества. К тому времени такого устава не имел ни один украинский театр.
Весной 1919 года Молодой театр был национализирован большевистским правительством и вместе с вошёл в созданный .
Хотя театр просуществовал всего два года, он изменил направление развития украинского театра и его воспитанников вышла целая когорта будущих театральных режиссёров 1920-х годов, среди которых Лесем Курбасом , Гнат Юра , Марк Терещенко , Василий Василько .
Молодотеатровцы выступали на сценах Троицкого и Лукьяновского народных домов . Первый сезон театр арендовал помещение театра « Бергонье » при содействии П. М. Милорадовича, который был украинофилом. Театр получил право на два утренних спектакля каждую неделю. Впоследствии представления были перенесены на вечер, а сам театр разместился по адресу улица Фундуклеевская , 5.
В 1918 году молодотеатровцы обратились к широким кругам общества через « » с воззванием о поддержке театра, в результате чего поклонники театра начали покупать паи Общества на вере «Молодой театр в Киеве», что позволило арендовать трёхэтажный дом на улице Прорезной , 17.
Планировалось за счет сдачи в аренду первых двух этажей получить средства на ремонт дома, а третий этаж превратить в театральное помещение, изготовить декорации, реквизит, костюмы. На время ремонта творческий состав театра для подготовки репертуара был отправлен в Одессу .
В Одессе коллектив Молодого театра поселился в одной из школ в районе Большого Фонтана . Во дворе школы среди деревьев были расположены столы на тридцать человек. Питались с одного котла, прилаженного на камнях. Зарплата никому не выплачивалась. Репетиции проводили Лесь Курбас , Гнат Юра и Семён Семдор . готовился к постановке « Тартюфа ». В свободное время пели, купались в море, играли в городки, читали, издавали юмористический журнал. Для одесситов молодотеатровцы дали семь спектаклей, которые имели зрительский успех.
По возвращении в Киев, в конце августа 1918, молодотеатровцы не получили ожидаемого помещения из-за мошенничества арендатора. И хотя проблема с ним была решена и ремонт был завершен, помещение под свою комендатуру реквизировали немцы, которые господствовали в городе. Лишь после немецкого отступления театру удалось вернул себе помещение.