Interested Article - Храм Илии Пророка Обыденного

Храм Илии́ Проро́ка Обыде́нного приходский православный храм в честь пророка Илии (главный престол) в Москве , расположенный по адресу: 2-й Обыденский переулок , 6. Построен в 1702—1706(?) на Остожье, близ Чертолья .

История

Храм, возведённый на рубеже XVI—XVII веков , первоначально деревянный, вероятнее всего, был сооружён по случаю засухи . Дата его построения точно не известна; первое упоминание о нём относится к концу XVI века . Существование церкви подтверждал синодик , составленный при святителе патриархе Иове между 1589 и 1607 годами и хранившийся в ризнице храма ещё в начале XX века . Но первым упоминанием о храме считается сочинение Авраамия Палицына «История в память предъидущим родом» (известное под названием «Сказание Авраамия Палицына»), описывавшее события 1584—1618 годов. По свидетельству «Сказания», 24 августа 1612 года, в день решающего сражения русских с поляками, князь Дмитрий Пожарский служил молебен перед образом Святой Троицы, Богородицы и чудотворцев Сергия и Никона,

молящеся о побеждении на враги на месте, идеже был обыденный храм во имя святаго пророка Илии .

В иконостасе главного алтаря нынешнего храма от этой древней деревянной церкви предположительно сохранились образ Спаса Нерукотворного (1675) и Казанская икона Божией Матери, написанные ведущим царским Симоном Ушаковым .

Вероятно, в деревянной церкви находились иконы : храмовая — святого Илии Пророка с 20 клеймами жития, «Святая Троица Ветхозаветная», Владимирская икона Божией Матери , « Усекновение главы Иоанна Предтечи », «Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)» .

Храм Илии Пророка «Обыденный» и ремонт колокольни, 1867 г.
Храм Илии Пророка «Обыденный» после ремонта, 1881 г.
(фото из альбома Найдёнова )

В 1702 году на месте деревянного начали строить каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу « восьмерик на четверике », сохранилось доныне в неизменных формах. Сохранилось документальное свидетельство о начале строительства в книге подрядных записей . Из этого документа следует, что в качестве образца для строительства был выбран соборный храм Николо-Перервинского монастыря , однако, возможно, из-за нехватки средств этот замысел не осуществился, и на месте деревянной церкви была возведена не двухэтажная, а одноэтажная церковь с семиярусным иконостасом, первоначальный каркас которого сохранился до нынешнего времени. О создателях храма братьях Деревниных напоминают мраморные плиты, находящиеся внутри храма . В «Синодальном справочнике» было указано: «Построена в 1702 г. думным дьяком Гавриилом Деревниным на месте прежней деревянной» .

6 октября 1706 года был выдан антиминс в построенный придел Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, который вскоре сильно пострадал во время пожара 1748 года и был возобновлён «усердием и стараниями бригадира Никиты Андреевича Болкунова » . В ноябре 1819 года освящён южный придел во имя апостолов Петра и Павла . Современный архитектурный облик храм приобрёл в настоятельство протоиерея Иоанна Лебедева. Это было пореформенное время, когда в России многое менялось. В это время произошёл значительный рост числа предпринимателей, большинство из которых принадлежали к купеческому сословию . Многие предприниматели не только являлись жертвователями, но и лично участвовали в приходской жизни церквей, многие были церковными старостами .

В 1867 году одновременно с назначением настоятелем протоиерея Иоанна Лебедева церковным старостой Ильинского храма стал купец первой гильдии Владимир Коншин . Первой своей задачей настоятель и староста сочли капитальный ремонт трапезной и колокольни из-за образовавшейся в западной части свода трещины .

К составлению проекта Коншин привлёк архитектора Александр Каминского . Оба были женаты на сёстрах Павла Третьякова , который часто бывал в Ильинском храме, поскольку рядом с 1865 года проживала его мать Александра Даниловна, а позже неподалёку, на Пречистенском бульваре поселился и брат Сергей . Вместе с Коншиным Третьяковы пожертвовали значительную сумму на реконструкцию храма и постройку колокольни. Освящение новой трапезной и колокольни было совершено 9 июня 1868 года митрополитом Иннокентием , отслужившим в храме свою первую литургию после прибытия в Московскую митрополию .

Коншин был инициатором создания первой церковно-приходской школы храма и стал её попечителем . Занятия начались в январе 1875 года; учебной частью руководил действительный статский советник . В 1882 году при храме было построено отдельное здание для школы и богадельни .

В 1920-х годах после разорения близлежащего Зачатьевского монастыря в храм Илии Обыденного был передан чудотворный список Киккской иконы Божией Матери «Милостивая» . В 1999 году, когда монашеская жизнь в монастыре стала возрождаться, «Милостивая» вернулась на своё прежнее место .

До рубежа 1920-х — 1930-х годов, пока в стране не началось массовое закрытие церквей, в штате храма имелся единственный священник-настоятель. Затем в клир храма влились священники и диаконы соседних закрытых церквей.

В 1930 году храм дружно отстояли от закрытия верующие: 1 марта было принято постановление о закрытии, а 20 мая власти приняли новое постановление

Имея в виду, что в районе нахождения закрываемой церкви уже закрыты 4 церкви: Антипьевская, Ржевская, Бариковская и Зачатьевский монастырь и что особо острой нужды в здании обыденской церкви не видно… церковь оставить верующим .

По преданию, храм собирались закрыть после службы 22 июня 1941 года , но началась война .

После передачи Иосифом Сталиным в сентябре 1943 года под резиденцию Патриархии особняка в Чистом переулке храм оказался ближайшим к ней действующим храмом Москвы.

15 июня 1944 года сюда была перенесена из храма Воскресения Христова в Сокольниках почитаемая как чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость» . В храме хранится ряд иных святынь, в частности, связанных с деятельностью митрополита Серафима (Чичагова) : икона «Спаситель в белом хитоне» .

Высота колокольни — 36 м. С южной стороны звонарской площадки можно увидеть отсутствие ажурной кованой решётки — след от колокола, сброшенного во время антирелигиозной кампании в 1940 году.

В 1973 году в храме обвенчались Александр Солженицын и Наталия Светлова . Там же были крещены их дети — Ермолай и Игнат .

Синодик священников XVIII—XX веков

  • священник Василий Михайлов (?—1707)
  • священник Симеон Михайлов (1707—1718)
  • священник Силуан Данилов (1720—1728)
  • священник Кирилл Силуянов (1733—1737)
  • иерей Иван Гаврилов (?—1785)
  • иерей Иван Васильев (1768—?)
  • иерей Василий Михайлович Копьев (1783—1829)
  • иерей Георгий Никитич Лебедев (1803—?)
  • священник Василий Григорьев (ок. 1810)
  • протоиерей Иоанн Митрофанович Лебедев (1835—?)
  • протоиерей Иоанн Матвеевич Лебедев (1867—1898)
  • священник Андрей Иванович Соколов (1898—1917?)
  • протоиерей Виталий Николаевич Лукашевич (1920-е—1936)
  • протоиерей Александр Васильевич Толгский (1936—1962) (настоятель)
  • протоиерей Николай Павлович Тихомиров (1938—1985) (настоятель — с 1962)
  • протоиерей Александр Николаевич Егоров (1951—2000)
  • протоиерей Владимир Иванович Смирнов (1954—1978).

Известные настоятели

  • иерей Василий Михайлович Копьев (до 1829)
  • иерей Георгий Никитич Лебедев
  • протоиерей Иоанн Матвеевич (Митрофанович ?) Лебедев (1867 — после 1892)
  • Андрей Иванович Соколов (конец 1890-х — начало 1920-х)
  • протоиерей Виталий Николаевич Лукашевич (1920-е — 1936)
  • протоиерей Александр Васильевич Толгский (1936—1962)
  • протоиерей Николай Павлович Тихомиров (1962—1985)
  • протоиерей Ерос Дамианович Ясенчук (1985—1986)
  • протоиерей Алексей Сергеевич Лапин (1986—2006)
  • игумен Тимофей (Подобедов) (10 октября 2006 — август 2012)
  • протоиерей (с 2 ноября 2012 года по настоящее время).

Духовенство

  • Настоятель храма — протоиерей Максим Шевцов
  • Протоиерей Николай Скурат
  • Иерей Андрей Дорохин .

Комментарии

  1. Существует также предание , что он был возведён при личном участии великого князя Василия III в период его правления с 1505 по 1533 год.

Источники

  1. Святыни храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке Москвы / Сост., авторы текста: иерей Николай Скурат, Е. С. Хохлова, Я. Э. Зеленина. — М. : Индрик, 2008. — 152 с. — ISBN 978-5-85759-454-4 .
  2. от 27 ноября 2011 на Wayback Machine // ЖМП . — 2002. — № 9.
  3. . — СПб. : Имп. Археогр. комис., 1909. — С. 170.
  4. РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Д. 1031. Л. 659—659об.
  5. Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Москва в границах Садового кольца : Китай-город, Белый город, Земляной город, Замоскворечье. — М. : Книга и бизнес, Кром, 1994. — Т. 2. — 646 с. — 25 000 экз. ISBN 5-7119-0013-7 .
  6. . Азбука веры . Дата обращения: 25 ноября 2019. 8 марта 2019 года.
  7. ГА РФ. — Ф. 1235. — Оп. 75. — Д. 1768. — Л. 5.
  8. Сараскина Л. от 12 декабря 2013 на Wayback Machine .
  9. . Дата обращения: 19 ноября 2020. 27 ноября 2020 года.
  10. от 19 сентября 2018 на Wayback Machine Православие.Ru.
  11. . www.hram-ostozhenka.ru. Дата обращения: 26 мая 2019. 25 мая 2019 года.

Литература

Ссылки

  • Протоиерей Николай Скурат. (11 марта 2017). Дата обращения: 11 марта 2017.
Источник —

Same as Храм Илии Пророка Обыденного