Interested Article - Кинематограф на языке маратхи
- 2020-05-19
- 2
Маратхиязычный кинематограф включает в себя фильмы на языке маратхи , снимаемые в штате Махараштра , Индия . Является одним из старейших в индийском кино. К нему относят первый немой полнометражный индийский фильм « Раджа Харишчандра » , снятый в 1913 году Дадасахебом Фальке , так как вся съёмочная группа говорила на маратхи. Центр киноиндустрии, как и в случае Болливуда , базируется в Мумбаи .
История
Маратхиязычный кинематограф считается старейшей киноиндустрией в Индии, поскольку к нему относят первый немой полнометражный индийский фильм « Раджа Харишчандра », так как его съемочная группа полностью состояла из представителей народа маратхи . Ещё одним фильмом, вышедшим до появления в кино звука, который относят к кинематографу на маратхи, является исторический эпос Sairandhari (1920), снятый на следующий год поле основания . Эпизоды из истории маратхов были выбраны им из-за его особого интереса к декорациям, костюмам, дизайну и живописи, что позволило ему в дальнейшем специализироваться в историческом жанре. Бабурао Пейнтер создал множество немых фильмов вплоть до 1930 года. Однако Maharashtra Film Company потеряла свои позиции после появления в кино звука .
Первый звуковой фильм на маратхи, ( англ. ), как и первый индийский фильм основанный на легенде о радже Харишчандре, был снят в 1932 году, всего через год после выхода первого звукового фильма на хинди « Свет мира » .
Своего расцвета кинематограф достиг с появлением таких деятелей кино, как , , , Прахлад Кешав Атре , и . Из кинокомпаний в отрасли доминировала , выпустившая за полтора десятилетия 20 фильмов, большая часть которых была . Под их баннером в 1933 году В. Шантарам предпринял попытку снять цветной фильм Sairandhari . Плёнка была отснята и проявлена в Индии, но для тиражирования пришлось отправиться в Германию, где выяснилось, что из-за технических дефектов допущенных при проявлении получить хорошее изображение было невозможно . Выпущенный той же компанией, ( англ. ) стал первым индийским фильмом получившим награду на Венецианском кинофестивале в 1937 году . В конце 1930-х — начале 1940-х годов индустрия удерживала за собой второе место в стране по количеству выпускаемых фильмов в год .
Однако в 1950-х конкуренция с фильмами на хинди , набирающими всё большую популярность, привела к финансовому кризису и уходу многих талантливых кинематографистов. Закрылись две киностудии в Пуне , и производство фильмов стало возможно только на единственной оставшейся в Колхапуре . Расцвет маратхи-язычного театра в начале 1960-х и появление цветных фильмов на хинди привели к оттоку образованного среднего класса и молодёжи из аудитории фильмов . Оставшиеся зрители были, преимущественно, жителями деревень Махараштры , не понимавшими хинди. Ориентируясь на них, кинематографисты приняли за основу для своих работ формулу и выпускали киноленты, действие которых разворачивалось в деревне. На этой формуле был основан успех фильма Sangtye Aaika (1958), прокат которого в одном из кинотеатров Пуны длился 132 недели. Другим популярным у сельских жителей фильмом был (1953) Шантарама .
В результате, в течение примерно следующих двенадцати лет, кинематограф на маратхи состоял почти исключительно из сельских драм с одними и теми же артистами, режиссерами, композиторами и мизерным бюджетом. Хотя были и некоторые попытки создания не шаблонного кино, в частности: Santh Vahate Krishnamai (1967) Мадхукара Патнаика, Ek Gaon Bara Bhangadi (1968) Ананта Мане и « Зять из Бомбея » (1970) . В числе других получивших признание фильмов на маратхи — (1953) — первый лауреат Национальной кинопремии Индии .
Десять лет пришедшиеся на конец 2000-х и начало 2010-х воспринимаются как возрождение кинематографа на маратхи, благодаря сценаристам и режиссёрам нового поколения, необычным сюжетам, грантам и субсидиям правительства . Так, вышедшие в 2000-х, фильмы Shwaas (2004), Harishchandrachi Factory (2009) и « Суд » (2014) были номинированы на получение премии « Оскар » .
Киноиндустрия наращивала объемы, и количество выпускаемых фильмов неуклонно росло. В то время как в XX веке в прокат выходило 10−30 фильмов в год , с 2010 года ежегодно выпускается более 100 кинокартин . Наиболее коммерчески успешным фильмом на маратхи на данный момент является « Дикий » (2016) — мелодрама о любви двух молодых людей из разных каст с неожиданной развязкой . Однако 90% фильмов по прежнему с трудом окупают затраты на их производство .
Примечания
- . Аrticlub. Дата обращения: 25 августа 2011. 2 августа 2013 года.
- (англ.) . Indian Express (10 февраля 2010). Архивировано из 15 сентября 2014 года.
- . Cinemaofmalayalam. Дата обращения: 2 декабря 2010. Архивировано из 6 марта 2004 года.
- , с. 73.
- (англ.) . 26 августа 2012 года.
- , с. 75.
- , p. 43.
- , с. 90.
- Pate, Niel (англ.) . The Times Of India (28 сентября 2004). Дата обращения: 15 сентября 2014. Архивировано из 17 октября 2012 года.
- ↑ , pp. 30−33.
- , p. 262.
- ↑ Rajadhyaksha Mukta. (англ.) . The Times Of India (29 августа 2004). 19 января 2012 года.
- ↑ , p. 263.
- (p.13-14). Directorate of Film Festivals. Дата обращения: 5 марта 2014. 4 октября 2011 года.
- ↑ Nikhil Mahajan. (англ.) . The Hindu (10 ноября 2017). Дата обращения: 14 ноября 2017. 14 ноября 2017 года.
- (англ.) . Rediff.com (24 сентября 2004). 26 августа 2012 года.
- (англ.) . Times of India (20 сентября 2009). 26 августа 2012 года.
- Nyay Bhushan. (англ.) . The Hollywood Reporter (24 сентября 2015). Дата обращения: 4 октября 2015. 22 сентября 2016 года.
- , p. 179.
- Don Groves. (англ.) . Forbes (15 мая 2016). 19 октября 2017 года.
- (англ.) . The Hindu (23 мая 2016). Дата обращения: 14 ноября 2017. 7 мая 2021 года.
Литература
- Рангунвалла Ф. и др. Кино Индии: Прошлое и настоящее. Панорама индийского кино / Пер. с англ. и Послесл. Р. П. Соболева. — М. : Радуга, 1987. — 384 с. — 40 000 экз.
- / Edited by Ashish Rajadhyaksha, Paul Willemen. — 2nd Edition. — N. Y. : Routledge , 1999. — 658 p. — ISBN 978-1-57958-146-6 .
- Gokulsing, K. Moti; Dissanayake, Wimal. . — Routledge, 2013. — 486 p. — ISBN 978-0415677745 .
- Nandgaonkar, Sudhir. Marathi Cinema in Search for an Identity // . — Calcutta: Anamika Kala Sangam, 1995. — Vol. 2. — P. 259−266. — 728 p.
- Narwekar, Sanjit. . — Maharashtra Film, Stage & Cultural Development Corp., 1995. — 149 p.
- 2020-05-19
- 2