Око за око (фильм, 1981)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Одержимая» ( англ. Possession , встречаются также варианты перевода «Одержимая бесом» и «Одержимость» , дословный перевод — «Обладание») — психологический драматический фильм ужасов , снятый в 1981 году режиссёром Анджеем Жулавским с французскими кинематографистами. Это единственный англоязычный фильм Жулавского. Сценарий написан режиссёром (при участии ) в период болезненного развода Жулавского с актрисой Малгожатой Браунек . Фильм не имел коммерческого успеха ни в Европе, ни в США, где вышел в сокращённом на треть варианте, но со временем приобрёл культовый статус .
Действие происходит в Западном Берлине под сенью Берлинской стены . Семейная пара, Анна ( Изабель Аджани ) и Марк ( Сэм Нилл ), воспитывает десятилетнего сына Боба. Работа Марка на спецслужбы связана с частыми командировками. Вернувшись домой после долгого отсутствия, он сталкивается с тем, что жена сначала холодно принимает его, а затем сообщает о намерении развестись, отказываясь говорить о причине. Марк переезжает в гостиницу, где на несколько дней впадает в тяжёлую депрессию. Вернувшись в квартиру, он обнаруживает, что поведение Анны стало ещё более странным — она хаотически перекладывает вещи, на любые попытки наладить диалог отвечает истерикой, практически не появляется дома, оставляя Боба одного.
Пытаясь выйти на след любовника Анны, Марк находит в квартире открытку от некоего Хайнриха. Марк идёт к нему домой, намереваясь выяснить отношения. Хайнрих подтверждает, что был любовником Анны до недавнего времени, пока она, по видимому, не ушла к другому, ничего ему не сказав. Марк провожает Боба в школу и знакомится с Хелен, школьной учительницей, практически точной копией Анны (её тоже играет Изабель Аджани), только с зелёными глазами и спокойным, мягким характером.
Чтобы выяснить адрес настоящего любовника, Марк обращается в детективное агентство. Первый детектив ( стеклом разбитой бутылки . Циммерман, возглавляющий агентство, озадачен внезапным исчезновением своего сотрудника, берёт у Марка адрес, заходит в квартиру, где обнаруживает монстра и труп детектива. Анна убивает и его.
) устанавливает слежку за Анной — та заходит в заброшенный дом неподалёку от Берлинской стены. Перед тем, как зайти в него, детектив сообщает по телефону адрес Марку. Представившись чиновником, он проходит в квартиру. В ванной он обнаруживает странное существо, но не успевает разглядеть его, так как Анна убивает егоВо время отсутствия Анны Марк начинает отношения с Хелен. Она остаётся на ночь, но после того, как Боб, проснувшийся от ночного кошмара, начинает звать маму, Хелен извиняется и уходит. Анна ненадолго возвращается домой. Она по-прежнему ведёт себя эксцентрично, но соглашается поговорить с Марком. Она рассказывает ему о выкидыше , который мог послужить причиной нервного срыва, и вспоминает сильный припадок, застигший её в подземном переходе — после долгих и мучительных конвульсий она истекала кровью и слизью. Она снова уходит из дома, и Марк звонит Хайнриху, сообщая ему адрес заброшенного дома. Хайнрих приезжает к Анне и пытается заняться с ней сексом, но обнаруживает скрывающегося в спальне монстра. Анна демонстрирует Хайнриху человеческие останки, которые она хранит в холодильнике, и нападает на Хайнриха с ножом. Раненый Хайнрих успевает убежать из квартиры, звонит Марку, описывает увиденное и просит приехать и забрать его. Марк встречает его в баре неподалёку и убивает Хайнриха, инсценировав смерть от передозировки наркотика. Затем направляется в квартиру. Анну и монстра Марк не застаёт, но обнаруживает содержимое холодильника. Перед выходом из квартиры он устраивает взрыв бытового газа и уезжает на мотоцикле Хайнриха. По возвращении в свою квартиру Марк обнаруживает рядом с домом Маргит, подругу Анны, с перерезанным горлом. Он заносит труп в квартиру. Анна встречает Марка спокойно, без прежней враждебности и истерики, готовит ему ужин и занимается с ним сексом на кухонном полу. Их застаёт Боб и Анна снова уходит. Марк просит её поехать в дом Маргит, пока он избавляется от трупа. Ночью он застаёт Анну и монстра во время занятия сексом — монстр приобрёл антропоморфные черты.
На следующее утро Марк встречает своих работодателей из спецслужб. Ему предлагают вернуться к работе, но он отказывается. Приехав к дому Маргит, Марк обнаруживает, что дом окружён полицией и людьми в штатском. Он устраивает возле дома автоаварию, пытаясь их отвлечь, получает огнестрельное ранение, успевает уехать на мотоцикле, но через некоторое время падает, не справившись с управлением. Истекающий кровью Марк заходит в дом, поднимается по винтовой лестнице, где его настигает Анна вместе с монстром, окончательно превратившимся в двойника Марка. Подоспевшие агенты открывают автоматный огонь, смертельно раненные Марк и Анна остаются на лестнице, двойник Марка убегает от преследования через крышу.
Вечером того же дня Хелен, присматривающая за Бобом, слышит звонок в дверь. Боб умоляет её не открывать, но Хелен не слушает его. Под звуки сирен, взрывов и шум пролетающих самолётов она открывает дверь и впускает двойника Марка.
Актёр | Роль |
---|---|
Изабель Аджани | Анна / Хелен |
Сэм Нилл | Марк |
Хайнрих | |
мать Хайнриха | |
детектив | |
Циммерман | |
Маргит Карстенсен | Маргит |
Жулавский работал над сценарием фильма, находясь в состоянии глубокой депрессии. В 1976 году он развёлся с актрисой Малгожатой Браунек . Жулавский вспоминал, как однажды вернулся домой поздно вечером и застал своего пятилетнего сына Ксаверия одного в квартире, перемазанного вареньем, жена оставила его одного на несколько часов — эта сцена получила прямое отражение в «Одержимой» . Через полтора года, после приостановки работы над картиной «На серебряной планете», режиссёр столкнулся с фактическим запретом на профессию и вынужден был покинуть Польшу. В эмиграции его первое время не оставляли суицидальные мысли, от которых он смог избавиться, погрузившись в работу над новым фильмом .
На роль Анны режиссёр Анджей Жулавский и продюсер фильма Мари-Лор Рейр сразу выбрали Изабель Аджани. К этому времени Аджани уже приобрела звёздный статус, но у продюсера были основания рассчитывать на то, что она примет предложение. После неудачной попытки начать карьеру в Голливуде (вышедший на экраны в 1978 « Водитель » Уолтера Хилла провалился в прокате) Аджани решила вернуться к европейскому кино. Она снялась в « Носферату », но повторить былой успех фильма « История Адели Г. », за роль в котором она номинировалась на «Оскар», пока не удавалось. Тем не менее агент Аджани отклонил предложение, и создатели фильма выбрали следующую кандидатуру — Джуди Дэвис , работа которой в фильме « Моя блестящая карьера » впечатлила Жулавского. На роль Марка был выбран малоизвестный на тот момент Сэм Нилл , партнёр Джуди Дэвис по тому же фильму. Дэвис взяла большую паузу, в итоге Изабель Аджани передумала и приняла предложение .
Роль тяжело далась Изабель Аджани. В одном из интервью она заявила, что ей понадобилось несколько лет, чтобы прийти в себя после актёрской работы, которую Дж. Хоберман назвал «подлинной арией истерики » . Поведение её героини журнал Time Out сравнил с поступками «неизлечимо больных бешенством» . Анджей Жулавский о съёмке знаменитой сцены с припадком Анны в переходе метро :
«Дублей было два. Эта сцена снималась в пять утра, когда метро не работает. Я знал, что ей (Изабель Аджани) это стоит больших усилий, и эмоциональных и физических, потому что там было достаточно холодно. Немыслимо было повторять эту сцену без конца. Большая часть того, что осталось на экране — это первый дубль. Второй дубль был сделан для подстраховки, так принято при съёмке сложных сцен, например, на тот случай, если лаборатория испортит материал».
Для создания монстра Жулавский пригласил Карло Рамбальди , знаменитого итальянского мастера спецэффектов, создателя аниматронной головы Чужого .
На премьере в Каннах фильм был встречен с интересом , Изабель Аджани получила приз за лучшую женскую роль .
В Великобритании фильм был включён в список «недостойных видеофильмов» и фактически был запрещён к дистрибуции . На американские экраны он вышел в сильно урезанном виде в канун Хэллоуина 1983 года, потеряв больше трети хронометража — дистрибьютор превратил «Одержимую» в эксцентричный боди-хоррор , практически полностью изъяв основную тему мучительного распада брака. Этот вариант вызвал насмешки американской прессы как образчик дешёвого гран-гиньоля и не имел никакого успеха у публики .
Со временем фильм был переоценен в лучшую сторону. По состоянию на 2017 год рейтинг фильма на агрегаторе Rotten Tomatoes составляет 85 % со средней оценкой 7,5 балла по 10-балльной шкале . Когда он вышел на DVD , журнал Sight & Sound охарактеризовал работу Жулавского как «одно из самых ярких, прочувствованных нутром изображений распада отношений в истории кино» .
Пытаясь классифицировать «Одержимую», критики проводили параллель с « Отвращением » Поланского и « Выводком » Кроненберга . Жанровая природа фильма до сих пор вызывает споры . Как отмечает Хоберман:
«Одержимая» начинается как необычайно жесткая история развода, затем — не без рвотного рефлекса — выворачивает на психологический распад личности в духе «Отвращения», после чего следует возгонка в залитый кровью авангардный хоррор семидесятых (« Голова-ластик », «Выводок»), заканчивается же всё в царстве дешёвой метафизики типа « » .
Ряд критиков отказывает монстру со щупальцами в физической реальности — он может быть отражением психоза Анны, порождением воспалённого сознания Марка, не способного принять измену жены , или своеобразной местью травмированного собственным разводом режиссёра своей бывшей жене .
Многие пишущие о фильме обращают внимание на пропущенный через него мотив двойничества . Оба супруга уходят из жизни, но их заменяют двойники, идеальные модели мужа и жены. Анна «выращивает» из монстра двойника Марка, неутомимого любовника, который всегда находится рядом с ней. Реальный Марк находит копию Анны в лице школьной учительницы Хелены — у неё мягкий характер, она ничего не требует от Марка, являясь идеальной домохозяйкой.
Фильм снят в разделённом Стеной Берлине. Анджей Жулавский утверждал, что намеренно выбрал Берлин как точку, наименее удалённую от Польши и других стран европейского соцлагеря . Как и в случае с « Дьяволом », режиссёр поместил под слоем экспрессивного хоррора политический подтекст. Сюжет «Одержимой» не сводится к автобиографическому описанию тяжёлого разрыва семейных отношений — Жулавский пережил в это время ещё и окончательный разрыв с Польшей . Два дома в фильме — современный, в котором расположена квартира Марка и Анны, и старинный заброшенный дом в Кройцберге , где Анна прячет кальмароподобного монстра — расположены рядом со Стеной. Фильм содержит элементы шпионского триллера. Марк, агент спецслужб, оставляет работу ради семьи. Анна оставляет семью, чтобы стать «агентом тёмных сил». Противостояние заканчивается для обоих смертью, и в последних кадрах фильма содержится прямой намёк (звуки сирен и грохот взрывов) на начавшийся в разделённом надвое городе вооружённый конфликт, который может закончиться ядерным апокалипсисом .
Год | Фестиваль | Категория / Награда | Номинанты | Результат |
---|---|---|---|---|
1981 | Приз кинокритиков | Анджей Жулавский | Победа | |
1981 | Каннский кинофестиваль | Приз за лучшую женскую роль | Изабель Аджани | Победа |
Золотая пальмовая ветвь | «Одержимая» | Номинация | ||
1982 | Кинопремия « Сезар » | Премия «Сезар» за лучшую женскую роль | Изабель Аджани | Победа |
1983 | Кинофестиваль « Фантаспорту » | Специальный приз зрительского жюри | Анджей Жулавский | Победа |
Премия за лучшую женскую роль | Изабель Аджани | Победа |