Гершуни, Григорий Андреевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Григорий Андреевич Лишин ( 23 апреля ( 5 мая ) 1854 , Санкт-Петербург — 15 ( 27 ) июня 1888 , там же) — выпускник Училища правоведения , популярный композитор и аккомпаниатор XIX века, один из первых мелодекламаторов в России. Переводчик и автор многочисленных оперных либретто. Поэт и музыкальный критик.
Родился 23 апреля ( по старому стилю ) 1854 года в семье генерал-майора А. Ф. Лишина и Констанции Ивановны (Константиновой), внебрачной дочери наместника Царства Польского великого князя Константина Павловича . Восприёмником при его крещении 7 мая 1854 г. был император Николай I .
Получил домашнее образование. В 1867 году поступил в Училище правоведения . Параллельно продолжал музыкальные занятия, начало которым положила его мать, ученица Ф. Шопена . Уроки игры на фортепьяно, теории музыки и композиции ему давали известные музыканты-педагоги А. Гензельт , К. П. Галлер , Н. Ф. Соловьёв .
Уже в 13-летнем возрасте Лишин выступал как аккомпаниатор на концертах известных вокалистов - К. Нантье-Дидье ( фр. Constance Nantier-Didiée ) и Э. Тамберлика ( итал. Enrico Tamberlik ) .
В 1875 году Г. А. Лишин окончил Училище правоведения в чине коллежского секретаря и получил назначение в харьковский Окружной суд. В Харькове , отказавшись от карьеры юриста, начал работать вторым капельмейстером в местном оперном театре. С октября 1875 года по февраль 1876 — дирижировал операми русских (« Жизнь за царя » М. И. Глинки , «Русалка» А. С. Даргомыжского ) и зарубежных ( «Волшебный стрелок» К. Вебера , «Фауст» Ш. Гуно , «Гугеноты» Д. Мейербера ) композиторов.
В качестве антрепренёра Лишин организовал гастроли передвижной оперной труппы по провинциальным городам России, одновременно являясь в ней и дирижёром, и аккомпаниатором.
В 1878 году вернулся в Петербург и был вынужден устроиться на службу цензором книг на иностранных языках в Главное управление по делам печати .
В 1880 году вышел в отставку, чтобы посвятить себя творческой деятельности .
Известен, как автор опер « Граф Нулин », « Испанский дворянин » (« Дон Сезар де Базан »), « Бахчисарайский фонтан », « Цыганы » и нескольких фортепианных пьес. Аранжировал оперу «Фра-Дьяволо» французского композитора Д.Обера для московского Малого театра.
Автор музыки на стихи русских поэтов — « Она хохотала… » (А. Н. Майкова), « Дождя отшумевшего капли… », « Колодники » (А. К. Толстого) и других. Г. А. Лишину принадлежат стихи и музыкальный вариант популярного романса « О, если б мог выразить в звуке… » . Произведения композитора включали в программы своих концертов знаменитые исполнители Б. Б. Корсов , И. В. Тартаков , Ф. И. Шаляпин и другие. Переводил и писал собственные оперные либретто. Публиковался под псевдонимом « Нивлянский » . Итогом поэтического творчества Г. А. Лишина стали свыше 200 опубликованных стихотворений. Среди них и стихотворение « Памятнику Глинки », прочитанное автором 20 мая 1885 г. при открытии памятника композитору в Смоленске .
Драматический актер В. Н. Давыдов писал в мемуарах про Лишина : « Аккомпаниатором он был просто гениальным! Он улавливал и предугадывал каждое намерение артиста, помогал ему, учитывая все недостатки голоса, фразировки, умел выручить в неожиданной беде! ». Благодаря таланту исполнителя-аккомпаниатора Г. А. Лишин стал инициатором нового жанра сценического искусства — мелодекламации , соединившей в одном исполнителе автора, декламатора и аккомпаниатора. По мнению музыкальных критиков, он внёс в исполнительство « определенность и торжество поэтических и музыкальных идей » .
В последние годы жизни Г. А. Лишин писал и публиковал фельетоны и критические статьи о музыке и театре в различных периодических изданиях — «Петербургской газете» , «Гражданине» и других.
Умер в возрасте 34 лет в Петербурге 15 июня 1888 года. Похоронен в некрополе мастеров искусств Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры . Издатель «Гражданина», князь В. П. Мещерский , отмечая в посмертной статье бесспорный музыкальный талант Г. А. Лишина, писал: « тем ценнее был его талант, что он один из немногих, и даже, кажется, единственный был музыкальный талант, который не принадлежал ни к какому музыкальному лагерю и любил музыку всею своею поэтическою душою… и не заботился никогда о том, чтобы музыка дала ему карьеру ».
Имя автора популярных музыкальных произведений было широко известно в России и не только любителям музыки. А. И Куприн поставил его в ряд с именем П. И. Чайковского — героиня его цикла очерков «Киевские типы» — « Будущая Патти » по просьбам « поёт что-нибудь из Чайковского или Лишина ».
Впервые музыканты познакомились в 1871 г. в Петербурге на домашнем музыкальном вечере у директора консерватории М. П. Азанчевского , на котором Г. А. Лишин аккомпанировал на рояле известному скрипачу Л. С. Ауэру . В 1876 г. Лишин обратился к Чайковскому, чтобы узнать мнение о своих произведениях. 17 марта 1876 г. П. И. Чайковский написал брату, что вокруг него много людей, которые « хотят меня немножко эксплуатировать, в том числе, например, Лишин (Григорий Лишин, композитор) ».
Уже 29 апреля 1876 г. он в своём письме брату Модесту даёт уничижительную оценку молодому композитору: « Здесь в Москве проживает теперь временно известный тебе Лишин. Недавно он играл мне свою оперу „Граф Нулин“. Боже! Какая это мерзость. И если б ты знал, как вообще этот господин мне противен с своей дилетантскою самоуверенностью, дешёвым остроумием и бесцеремонностью обращения ».
На протяжении последующих лет мнение Чайковского о способностях и личности Лишина несколько раз менялось.
В 1878 г., отвечая на просьбу певца Б. Б. Корсова о создании вставной арии Вязьминского в опере «Опричник» , предлагал привлечь к сочинению музыки для неё именно Лишина: « Я уверен, что он, так хорошо зная Вас, сумеет сделать именно то, что Вам нужно. Я даю Вам разрешение напечатать на афишах, что автором вставной арии является Лишин, если таково будет его желание… Если Лишин захочет сделать мне удовольствие и зайти ко мне, я буду очень рад ».
В 1881 г. П. И. Чайковский рекомендовал издателю П. И. Юргенсону поручить Лишину написать либретто задуманной оперы по повести Д. В. Аверкиева «Ванька-ключник», добавив, что « он сделает это очень скоро ».
В 1885 г., отказавшись от личного участия в юбилейных торжествах по случаю 50-летия Училища правоведения, Чайковский отметил: « Как я рад, что не поехал на юбилей! Уж одно то, что Лишин там блистал и выдавался, было бы мне равносильно пощёчине! ». Композитор сетовал в письме управляющему Петербургской конторой Императорских театров В. П. Погожеву, что в свои гастрольные поездки, « не имея близких друзей среди рецензентов и редакторов, я ездил втихомолочку и, в то время как петербургские газеты с шумом трубили о каждом романсе г. Лишина, спетом в Стерлитамаке или Богодухове, обо мне писали очень мало ».
27 июня 1888 г. Чайковский написал В. Э. Ф. Направнику по поводу ранней смерти композитора: « Читал ли ты, что бедный Лишин умер? По моему мнению, он был совершенно бездарен, и музыкальная его деятельность была мне очень несимпатична, но, Боже мой, до чего мне бывает жаль, когда умирает молодой человек? Кто знает, поживи ещё немножко, и бедный Лишин изменился бы к лучшему ».