Ли Тхань-тонг
- 1 year ago
- 0
- 0
Ле Тхань-тонг ( вьетн. Lê Thánh Tông , тьы-ном 黎聖宗 , 25 августа 1442 — 3 марта 1497 ) ; личное имя Ле Ты Тхань ( вьетн. Lê Tư Thành , тьы-ном 黎思誠 ) — император Дайвьета с 1460 до 1497 . Считается одним из величайших правителей страны .
Ле Тхань Тонг — сын императора Ле Тхай Тонга , внук Ле Лоя . Его матерью была ( Ngô Thị Ngọc Dao ) . Единокровный брат Ле Нян Тонга . Вероятно, их матери были двоюродными или родными сёстрами . Тхань Тонга обучали точно так же, как императора, во дворце в Тханглонге . Когда его старший брат, Нги Дан, устроил заговор и убил императора в 1459 году, Тхань Тонга пощадили, а когда дворцовая стража казнила Нги Дана, Тхань Тонгу предложили императорский трон.
Заговор против Нги Дана устроили последние живые соратники Ле Лоя , ( Nguyễn Xí ) и ( Đinh Liệt ) . Уже пожилые, они не обладали властью с 1440-х годов, но их всё так же уважали в связи с их дружбой с героем-императором Ле Лоем. Ле Тхань Тонг назначил Нгуен Си своим советником, а Динь Льета — генералом дайвьетской армии.
Молодой император находился под влиянием конфуцианских учителей, он хотел превратить Дайвьет в подобие неоконфуцианской империи Сун , где управляют мужи благородного нрава, а не из благородных семей. Таким образом, он хотел ослабить семьи провинции Тханьхоа и передать власть хорошо зарекомендовавшим себя на государственных экзаменах. Они были восстановлены, и по результатам проведённых в 1463 соревнований победителями оказались уроженцы дельты Красной реки , а не жители Тханьхоа.
Тхань Тонг поощрял распространение конфуцианства, основывая во всех провинциях храмы литературы , где прославляли Конфуция и изучали классические конфуцианские труды. Император отменил строительство новых буддийских и даосских храмов, запретив монахам покупать земли.
Подражая китайцам, Ле Тхань Тонг создал шесть министерств: финансов, церемоний, общественных работ, правосудия, армии и кадровое. Система рангов изменилась, отныне как военные, так и гражданские чиновники стали использовать систему из девяти рангов . Цензурное бюро контролировало дела чиновников и передавало сведения непосредственно императору. В то же время были законодательно закреплены права и обязанности общин, к примеру, в кодексе «Хонгдык» было узаконено право женщин на развод . Деревенские жители имели самоуправление «деревенских советов» .
Когда в 1465 году скончался Нгуен Си, семьи Тханьхоа потеряли своего представителя в правительстве, они отошли на вторые роли в новом конфуцианском государстве. Тем не менее, благодаря тому, что Динь Льет всё ещё оставался генералом армии, их влияние распространялось на военных.
В 1469 были созданы карты Дайвьета, параллельно проведена перепись. К тому времени Дайвьет делился на 13 провинций, управляемых администратором, генералом и судьёй. Император постановил, что переписи должны проводиться каждые шесть лет. Военных после наводнений отправляли чинить и перестраивать ирригационные сооружения. В места эпидемий государство отряжало врачей. В 1469 году был выбран девиз правления Ле Тхань Тонга, Хонгдык ( вьетн. Hồng Đức , великая добродетель) . Императору в тот момент было всего 25 лет, но страна уже вошла в стадию расцвета.
Через 4 года после удачного вьетского нападения на Тямпу в 1466 году Тямпа послала 100-тысячную армию во главе с правителем на провинцию Хоатяу. Тямы предварительно заручились поддержкой Китая, поэтому и Ле Тхань Тонг вместе с мобилизацией огромного войска выслал делегацию к минскому двору с объяснениями. В ноябре генералы Динь Льет и Ле Ньем с передовым отрядом в 100 000 человек отправились на юг. Неделю спустя император лично повёл ещё один отряд в 150 000 человек.
В феврале следующего года правитель Тямпы Бан-Ла Ча-Тоан приказал своему брату тайно послать шесть генералов и пять тысяч человек с боевыми слонами для разведки. Вьеты узнали об этом, зашли в тыл и атаковали тямские силы с моря. В то же время армия ( Nguyễn Đức Trung ) напали на тямское войско из засады, вынудив их отступить, после чего силы тямов были разбиты армией Ле Хи Ката. Тямский монарх был напуган и попытался сдаться, однако вьеты ему в этом отказали.
В конце февраля Ле Тхань Тонг лично командовал войском, напавшим на Тхинай, важнейший тямский порт.
29 февраля вьетская армия осадила тямскую столицу, , расположенную рядом с современным Куинёном . Спустя четыре дня город был взят, тямский монарх попал в плен (он умер по дороге в столицу). Тямские потери были невосполнимы, около 60 000 солдат погибло и 30 000 взяты в рабство. Завоёванные тямские земли были включены в состав страны под названием провинция Куангнам .
Армия Ле Тхань Тонга продолжила путь на юг, остановившись у ущелья Ка ( Cả ) , расположенного в 50 километрах от Каутхары . На этом месте император приказал основать поселение, которое бы отмечало границу между Дайвьетом и Тямпой .
Завоевание Тямпы начало экспансию на юг. Правительство создало систему распределения земель дондьен ( вьетн. đồn điền , тьы-ном 屯田 ) — вьеты основывали военизированные колонии, в которых солдаты и безземельные крестьяне расчищали место для рисоводства, строили деревню и работали местной милицией . Через три года деревня включалась во вьетнамскую административную систему, строился общественный дом, а работники получали возможность получить долю общественной земли, оставшиеся наделы оставались государственными. После расчистки земли солдаты перемещались на другой участок .
В 1479 году, в ответ на восстание подконтрольного княжества Бон Ман, захотевшего войти в состав Лансанга , Ле Тхань Тонг повёл войска на войну против лаосского государства. Вьеты заняли бо́льшую часть Лансанга, в том числе столицу Луангпхабанг . С этих пор Лансанг платил Дайвьету дань .
Ле Тхань Тонг создал и распространил по стране ( Luật Hồng Đức ) — новое законодательство. Новые законы были основаны на китайских, но включали чисто вьетнамские черты, в частности, более высокое положение женщин. Согласно новому законодательству согласие родителей на брак не требовалось, женщинам было дано право участвовать в наследовании .
При Ле Тхань Тонге была создана самая полная историография Вьетнама, Полное собрание исторических записок Дайвьета . Двадцать восемь поэтов организовали общество ( Tao đàn ) , также называвшееся «Собрание двадцати восьми звёзд» , в которое входили такие поэты как ( Đàm Thận Huy ) , ( Dương Trực Nguyên ) и ( Ngô Hoán ) . Стихи «Двадцати восьми звёзд» описывали природу и родную страну, а также воспевали великих людей .
Получив лучшее конфуцианское образование, Ле Тхань Тонг стремился к воплощению конфуцианских принципов в управлении. В 1467 году он совершил поездку по стране с целью выявления внутренних проблем, увольняя нерадивых чиновников и перераспределяя незаконно захваченные земли, благодаря чему завоевал любовь народа.
Ле Тхань Тонг сам входил в основанное им же поэтическое общество и сочинял стихи, в том числе нравоучительные:
Чашку и чайник брал каждый из них
и, облачась, как монах,
Прятался в пагоде, чётки свои
перетирая во прах.
Целыми днями, бывало, сидят,
тайную суть постигая,
В кельи бредут, когда длинная тень
в травах скользит и цветах.
Вечно они проявленье добра
судят согласно ученью,
Царство подземное и небеса
часто у них на устах.
Тело и дух очищают они
в Селах начал бестелесных,
Но не постигнут вовек свою суть,
тщетно блуждают впотьмах.— Десять заповедей о неприкаянных душах. Глава 4: Конфуцианцы
В большинстве городов Вьетнама есть крупная улица, названная в честь Ле Тхань Тонга .
Ле Тхай-тонг правил под следующими девизами :