Великое национальное собрание Турции
- 1 year ago
- 0
- 0
Национальное собрание Македонии ( макед. Привремена влада на Македонија - Единство ) было созвано в 1880 году в Османской Македонии, на территории сегодняшней историко-административной греческой области Македония , по инициативе греческого революционера и убеждённого сторонника сотрудничества балканских народов Леонидаса Вулгариса и болгарского священника и революционера Константина Трыпкова (Буфского), как реакция на несоблюдения решений Берлинского трактата касательно Османской Македонии. Приняли участие 32 представителя из всей многонациональной географической области Македонии . Национальное собрание Македонии учредило Временное правительство, которое опубликовало в 1881 году . Историография Северной Македонии считает, что он выражает современную идеологему македонизма , изображая Македонию в качестве отдельного государства македонской нации с древним происхождением, в частности, в старомакедонском происхождении, чьё существование в XIX веке оспаривается историографией соседних Греции и Болгарии, а также современным английским историком :246 .
Сан-Стефанский мир , подписанный в 1878 году в результате Русско-турецкой войны , игнорировал греческие интересы, предусматривал создание «Великой Болгарии», «которая», согласно Дакину, «сама не приложила особых усилий для получения своей свободы» :205 , включение в новое государство греческих, с точки зрения греков, территорий Османской Македонии. Греческое население Македонии, принявшее участие во всех греческих революциях с 1770 года и жаждущее воссоединения с Грецией пришло в движение :156 . Условия Сан-Стефанского мира вызвали также протесты сербов, которые заявляли, что сербское население и земли попадают под контроль другого государства. Ответом Петербурга было, что интересы России требуют создания «Великой Болгарии» :206 . Результатом этих брожений стали греческие Пиерийское восстание и Западномакедонские восстания, которые несмотря на их поражение усилили позицию Греции на последовавшем Берлинском конгрессе. Ревизия Сан-Стефанского мира была предварительно обговорена секретным англо-русским соглашением от 18/30 апреля 1878 года :278 . Греция, избегая максималистских требований, ставила целью на Берлинском конгрессе получить Крит и территории в Эпире и Фессалии. Что касается Македонии, основной задачей было не допустить её включение в состав нового болгарского государства, что совпадало с позицией и других европейских государств :207 . По решениям конгресса, Греция получила коррекцию границ в свою пользу в Эпире и в Фессалии. Ревизия Сан-Стефанского мира оставила вопрос о будущем Македонии открытым до Балканских войн 1912—1913 годов :164 .
Леонидас Вулгарис, будучи депутатом парламента Греческого королевства, одновременно принимал участие в революционной деятельности с целью воссоединения территорий Османской Македонии с Грецией и вошёл в контакт с греческими военачальниками в Македонии Т. Зиакасом , А. Велендзасом, Г. Зикосом и др. Свою первую боевую высадку в главе отряда добровольцев в Македонию, на полуостров Халкидики , Вулгарис совершил в апреле 1866 года, одновременно с началом восстания на Крите . Однако греческое правительство Б. Руфоса , опасаясь международных осложнений, само информировало османские власти о несанкционарованных действиях Вулгариса в Македонии .
Будучи также привеженцем сотрудничества балканских народов (греческий историк К. Вакалопулос именует его «мечтатель/идеалист» :158 ), Вулгарис вошёл в контакт с сербскими военачальниками и российским послом в Константинополе Н. Игнатьевым . С марта 1875 года Вулгариса вёл в Афинах секретные (и от греческого правительства) :196 греко-сербские переговоры, где сербов представлял Милутин Гарашанин. «Витающий в облаках» Вулгарис не прекращал организацию борьбы «освобождения порабощённых братьев в Македонии». С началом Русско-турецкой войны , в июле 1877 года, располагая российскими деньгами, как пишет Д. Дакин :200 , Вулгарис получил негласное добро правительства и организовал на острове Саламин лагерь подготовки греческих волонтёров, в основном македонян :159 . Но озираясь на первоначальные неудачи российской армии под Плевной, греческое правительство продолжало соблюдать нейтралитет. Между тем в Афинах был создан «Македонский комитет» для организации освобождения Македонии, в который однако Вулгарис не был включён из-за «чрезмерного славофильства» :203 . («Несправедливую славу агента славян», приписанную ему английской дипломатией, Вулгарис отверг в своей книге изданной в 1878 году . Попытка отряда Вулгариса высадиться на побережье Македонии в январе 1878 года из-за шторма в конечном итоге стала высадкой на побережье Фессалии , где он и развернул боевые действия :203 , однако высадка отряда К. Думпиотиса в феврале на македонском побережье послужила началом Пиерийского восстания .
После Берлинского конгресса вооружёные выступления на территории Османской Македонии были практически прекращены и Леонидас Вулгарис сконцентрировал своё внимание на выполнение решений Конгресса касательно гражданских прав и автономии христианского населения Македонии. В 1880 году Вулгарис, при поддержке болгарского священника и революционера Константина Тръпкова (Буфского), инициировал созыв т. н. Национального собрания Заседания Собрания состоялись с 21 мая по 2 июня в Гремен-Теке, недалеко от сегодняшнего греческого села Арнисса (болг. Острово), имевшего в 19 веке в основном болгарское население. Виктор Григорович , русский путешественник и профессор Казанского университета :143 пишет: «Острово, примечательное село, заселено наполовину болгарами и турками». (Историграфия сгодняшней Северной Македонии считает что Острово населялось «македонцами» считает таковыми болгарского священника Константина Тръпкова и, даже, греческого политика и революционера Леонидаса Вулгариса). Собрание рассмотрело политическую ситуацию в Османской Македонии после Берлинского конгресса , констатировало безразличие великих держав и поставило своей целью вынудить Османскую империю выполнить обязательную статью 23 Берлинского соглашения , и предоставить Македонии автономию . На повестке дня стояли мероприятия, которые необходимо было предпринять для достижения «национального дела». Национальное собрание пришло к выводу, что даже после последних больших изменений на Балканах, когда все другие христианские страны закрепили свою национальную свободу и государственность — Румыния , Сербия и Черногория получили полную независимость, а Болгария , Восточная Румелия и Крит получили гражданские права, македонские вилайеты Османской империи остались в своём предыдущем статусе и без чьей-либо помощи. Национальное собрание единогласно решило потребовать от Османского государства и великих держав скорейшего выполнения статьи 23 Берлинского трактата и для Македонии.
Национальное собрание избрало своего рода Временное правительство, названное «Единство», в качестве исполнительного и оперативного органа, который предпримет все необходимые действия для утвержения автономии в Македонии. Председателем (президентом) Временного правительства были избраны Василиос Сьόмос, секретарём Никόлаос Трайкос, оба представлявших греческое/грекоязычное население Македонии, в руководство были также избраны Анастасий Димитрович и Али Эфенди, представлявших соответственно славяноязычное и албанское население . Было решено, что Временное правительство сначала потребует, используя законные средства, право на автономию, признанное великими державами и санкционированное Берлинским трактатом . Если османское правительство будет отказываться от выполнения этого обязательства и великие державы не заставляют его выполнять его, Временное правительство призовёт народы Македонии к оружию. Прозвучавший в этот период лозунг « Македония для македонцев » имел обобщающее значение народов населявших Македонию, но, как пишет Д. Дакин, этот лозунг «ввёл в заблуждение плохо информированных европейских либералов, которые в своём неведении стали фантазировать о существовании македонской нации» :246 .
В марте 1881 года Временное правительство опубликовало Манифест с протокольным решением Национального собрания и послало его дипломатическим представителям великих держав. Манифест был составлен на греческом языке, европейским консулам был послан его перевод на французском языке. Перевод манифеста, как и оригинал, был заверен печатью с надписью на греческом «Временное правительство Македонии» (Προσωρινή κυβέρνηση της Μακεδονίας) и подписями (на греческом) председателя правительства Василиоса Сьомоса и секретаря Николаоса Трайкоса .
Историография сегодняшней Северной Македонии использует факт создания Временного правительства Македонии 1880 года и его Манифест в качестве доказательства существования т. н. македонской нации в XIX, что отвергается историографией Болгарии и Греции. В последнее время это противоречие носит характер острого историко-дипломатического конфликта в особенности с Болгарией. Согласно греческому историку Э. Кофосу, в своей попытке подкрепить свой тезис, историография Северной Македонии замалчивает многонациональный характер и цели Временного правительства, избегает публикации печати правительства (на греческом), «македонизирует» греческие фамилии председателя и секретаря правительства и избегает публикации их подписей на греческом. Именно в таком варианте современный английский перевод Манифеста попал в книгу современного чешского историка Michal Kopeček , где фамилии председателя Временного правительства Василиоса Сьомоса и секретаря Николаоса Трайкоса «македонизированы» в Васил Чомо и Никола Трайков соответственно .