Interested Article - Анно, Хидэаки

Хидэаки Анно ( яп. 庵野秀明 Анно Хидэаки , род. 22 мая 1960 ) — японский режиссёр аниме и кинофильмов . Один из основателей студии Gainax . Президент Studio Khara и председатель Anime Tokusatsu Archive Centre . Женат на мангаке Моёко Анно ( яп. モヨコ ) с 2002 года . Агностик и вегетарианец . Произведения, режиссируемые Анно, отличаются жизненностью и реалистичностью передачи эмоций. Одной из самых известных его работ является сериал « Евангелион ». В 2022 году был награждён Медалью с пурпурной лентой за достижения в искусстве и культуре .

Биография

Детство

Семья жила в Убе , промышленном городе, где заводы производили химикаты, сталь и бетон, и остро стояла проблема загрязнения воздуха. Отец был инвалидом: в 16 лет он получил серьёзную травму левой ноги во время работы с электрической пилой на лесопилке , после чего носил протез ниже бедра, и из-за проблем с ходьбой, долгое время сидел дома, потом стал портным в ателье, и мог работать, сидя на стуле и с педалями швейной машины . Перенёс операцию в местной больнице, но хирург допустил небрежность. Юный Хидэаки часто видел край кости, торчащий из плоти и вызывавший боль, потому что искусственная нога не подходила. Отец был меланхоличным , часто жаловался жене: «Я бы никому не проиграл, будь у меня обе ноги здоровые». Если сын делал что-то не так, он избивал его. Иногда мать приходила на помощь и уводила из-под удара. Отец также сказал ему то, что говорят нежеланному ребёнку: «Лучше бы тебя не было».

Когда Хидэаки учился в старших классах, на рынке появились недорогие готовые костюмы, и отец уже не мог зарабатывать на жизнь в ателье. Поэтому он устроился разносчиком газет и ездил по городу на велосипеде, показывая, что способен работать как все, перестав жаловаться. Дальше получил водительские права, об увлечении сына анимацией ничего не говорил. От семьи Анно-младший отдалился. Для него роботы без руки или ноги выглядели лучше. Их он рисовал ещё в начальной школе. «Что-то сломанное или несовершенное приходит ко мне более естественно» . Так формировался образ Синдзи .

Ранние работы

С ранних лет Хидэаки Анно увлекался рисованием, токусацу , военной техникой. Любил изображать здания, опоры ЛЭП , шоссе, железные дороги, поезда (дизельные KiHa 40) . Читал мангу Го Нагая ( Devilman , Mazinger Z , Violence Jack ). Большое впечатление на него произвёл сериал Space Battleship Yamato , после просмотра которого он стал поклонником японской анимации. Будучи школьником, купил себе 8-мм кинокамеру и начал делать любительские видео. Интересовался астрономией, играл в маджонг . Учёба мало что значила в те годы . Тогда ему было гораздо интереснее снимать кино, чем встречаться с девушками . В будущих работах использовал стиль Кихати Окамото («Битва за Окинаву», «Самый длинный день Японии») . В 1978 году поступил в Осакский институт искусств на режиссёрский факультет. Постигая мастерство, Хидэаки продолжал заниматься созданием пародийных фильмов. С удовольствием смотрел Mobile Suit Gundam и Densetsu Kyojin Ideon . В 1981 году он вместе с однокурсниками основал любительскую студию «Daicon Film». Но эта работа отнимала оставшееся свободное время, и Анно исключили из института за неуспеваемость.

Свою карьеру аниматора начал с работы над аниме-сериалом « Гиперпространственная крепость Макросс » (1982—1983) , но его талант оставался незамеченным до его участия в 1984-м году в создании фильма Хаяо Миядзаки « Навсикая из долины ветров » . Из-за нехватки художников-аниматоров, студия была вынуждена поместить объявление о вакансиях в известном японском журнале Animage . Анно в возрасте двадцати с небольшим лет решил участвовать в конкурсе на место художника, встретился с Миядзаки и продемонстрировал ему свои рисунки. Миядзаки был удивлён качеством прорисовки и подрядил Анно заниматься сложными сценами из второй половины фильма.

В декабре 1984 года в манге Comic Box Jr. были опубликованы его рисунки, рассказывавшие о трудностях жизни аниматора по месяцам. Средняя зарплата в Японии в середине 1980-х годов составляла около 317 тысяч иен. Иногда Хидэаки мог рассчитывать на 150 тысяч, в худшем варианте — сидеть без денег: «Январь. Из-за NXXXXcaä сплю в студии с тараканами. В любом случае домой пойти некуда» .

Миядзаки и его компания остались весьма довольны работой Анно, но тот вскоре после завершения «Навсикаи» организовал небольшую анимационную студию « Gainax » и работал в качестве одного из режиссёров-постановщиков их первого полнометражного фильма, « Королевский десант » . Долгое время он оставался ведущим аниме-режиссёром «Gainax», отвечая за такие произведения, как Gunbuster (1988) и Nadia: The Secret of Blue Water (1990–1991). Однако в процессе работы над «Надей» Анно впал в продолжительную депрессию и находился на грани самоубийства — немало этому способствовало и то, что сериал был заказан японской телерадиовещательной компанией NHK как частичный ремейк фильма Миядзаки « Небесный замок Лапута », что ограничило свободу творчества . Наступило « Потерянное десятилетие ».

После этого в «Gainax» началась разработка космической оперы Olympia , к 1993 году была придумана концепция, готова часть раскадровок, а дизайнер Ёсиюки Садамото представил концепт-арты. Но Анно, Таками Акаи, Ясухиро Такэда и Хироюки Ямага постоянно откладывали реализацию и спорили насчёт сюжета. Это разозлило продюсера Тосио Окаду, и проект свернули . Такая же судьба постигла Uru in Blue , планируемый с 1992 года сиквел «Королевского десанта». Взято в кредит около 8 млн иен, но ничего не вышло: денег не хватало, Анно потерял мотивацию, показать было нечего. Одна из ключевых тем фильма — «не убегать» .

В июле 1994 года Хидэаки Анно и Ёсиюки Томино дали интервью для журнала « Animage », где обсудили трансляцию Mobile Suit Victory Gundam для детей, которые отказывались смотреть сериал из-за смерти многих персонажей. Режиссёры пришли к выводу, что сериалу не хватило внимания, создатели не получали много писем, оценки зрителей оставались низкими. Анно также возложил надежды на Mobile Fighter G Gundam , хотя его рейтинги на телевидении тоже были не очень высокими. Решение проблемы они видели в том, чтобы провести диверсификацию аниме и создавать программы вечернего показа, после 5 часов, а Sunrise следует поменять свои временные приоритеты. Анно сказал, что «мы должны положить немного яда в наши работы, особенно для детей» . Такое мнение сыграло важную роль в будущем.

Neon Genesis Evangelion

Следующим проектом был « Евангелион » (1995–1996) , впоследствии ставший одним из самых известных сериалов в истории аниме . В процессе его создания Анно пытался оставить замкнутый стиль жизни отаку , считая его некой формой аутизма . По этой и другим причинам сюжет «Евангелиона» с течением времени становился всё более мрачным и кровавым несмотря на то, что сериал делался в расчёте на детский таймслот. Анно считал, что незачем ограничивать подростков красивыми и опрятными сказками, скрывая от них реалии жизни. Если сначала в Gainax обходились собственными силами, то после 6 эпизода финансовую поддержку оказала Kadokawa Shoten , затем подключились Bandai и Sega . Ближе к концу сериала упор был сделан на психологизм , и последние две серии происходили внутри сознания главного персонажа. Поначалу зрительский интерес оказался не слишком высоким, однако после переноса показа во взрослый таймслот «Евангелион» был принят куда лучше и вскоре стал одним из самых рейтинговых сериалов в Японии.

В июне 1996 года на Anime Expo в Анахайме Анно ответил американскому фанату, который потратил свои деньги на аниме вместо учебников, знаменитой фразой:

Ты дурак. Учись серьёзнее. Если бы я мог вернуться в прошлое и что-то сказать самому себе студенческого возраста, я бы тоже сказал ему учиться серьёзнее.

Хидэаки Анно

Эти комментарии стали популярными среди поклонников как «Евангелиона» в частности, так и японской анимации в целом. Тогда режиссёр испытывал стресс, попав под шквал критики относительно завершения сериала. В TV Tokyo были крайне недовольны многочисленными жалобами на жестокие сцены. Ключевой спонсор — компания Sega — сначала урезала бюджет, а потом отменила все контракты, оставив создателей без денег. И последняя вещь, которую Хидэаки хотел бы обсуждать, — конец «Евы». По этой причине его коллеги совсем не были удивлены такой реакцией на мероприятиях. Ему поступило большое количество писем от возмущённых зрителей, не стеснявшихся в выражениях: «извращенец», «подожгу студию», «сдохни», «я убью тебя!» . Анно опять впал в затяжную депрессию, думая о суициде, и в трудное время ему позвонил Миядзаки, посоветовавший отдохнуть перед тем, как он сделает что-то новое . Некоторое время Анно жил в здании Gainax в Мусасино , став « Куртом Кобейном от аниме» . В программе Professional: The Way of Work , вышедшей на канале NHK 22 марта 2021 года , режиссёр подтвердил, что читал те письма с угрозами, его перестало волновать всё, поэтому захотелось прыгнуть под машину или с крыши компании. От самоубийства остановило только нежелание испытать боль перед смертью .

По сообщению « Майнити симбун », сериал стал популярен среди широкой возрастной группы, хотя последние два эпизода, демонстрирующие внутренний мир Синдзи, вызвали как положительные, так и отрицательные отзывы фанатов . Видя успех, студия анонсировала в 1996 году выход ещё одного финала — «Компиляции» ( яп. 総集編 ) — и «Ещё одной заключительной серии» ( яп. もうひとつの完結編 ) . Весной и летом 1997 года были показаны Death and Rebirth и The End of Evangelion .

Поклонниками аниме режиссёр в итоге был разочарован, сказав, что не понимает, почему люди массово уходят от реальности в мечты — в Японии, достаточно процветающей стране, — как Аум Синрикё , которые боролись, не зная, что́ на самом деле их враг . По этой причине он заявил, что сыт по горло «Евангелионом» и терпеть не может тех, кто убегает от неприятностей . Это породило другую известную фразу «Анно ненавидит». Спустя десятилетия он не отказался от своих слов, но признал, что, несмотря на его усилия, люди не изменились, «и, может быть, я был отвратительной няней».

Кино, «Евангелион по-новому» и другие работы

После завершения «Евангелиона» были планы снять аниме в стиле Star Trek , но в TV Tokyo и King Records не согласились, не желая новых проблем и намереваясь продвигать начинающих поп-исполнителей . Поэтому Анно режиссировал большую часть сериала « Он и она и их обстоятельства » — первой работы Gainax, являющейся прямой экранизацией, пока спонсор и мангака не решили уволить его, оставив руководство заместителю, Кадзуе Цурумаки. После этого Анно опять занялся работой на Studio Ghibli, сняв несколько коротких анимационных фильмов, демонстрируемых в музее компании.

В сентябре 1999 года он принял участие в программе NHK «Добро пожаловать на внеклассное занятие, сэмпай !», где встретился со школьниками в родном городе Убэ и рассказал им о себе, своих родителях, а также показал, как создавать аниме, и ответил на вопросы, в том числе о «Евангелионе» .

Анно также занимался режиссированием игровых полнометражных кинофильмов, сняв в 1998 « Любовь и попса », экранизацию романа Рю Мураками «Топаз 2» об эндзё-косай — «оплачиваемых свиданиях» — популярном среди японской молодёжи виде проституции. Вторым игровым фильмом Хидэаки стал Shiki-Jitsu («Ритуал», 2000), история аниме-режиссёра, влюбившегося в девушку, страдающую потерей связи с реальностью. Фильм был создан на Studio Kajino (дочерняя компания Studio Ghibli ) по мотивам романа «Сон девушки, бегущей от реальности» ( Touhimu ). В главных ролях снялись известный японский режиссёр Иваи Сюндзи и автор произведения — Аяко Фудзитани, дочь американского актёра Стивена Сигала . В исходном романе главный герой не был режиссёром, его профессию поменял Анно, и сложившийся в результате образ героя позволяет некоторым критикам считать его отражением самого Хидэаки.

Третьим игровым фильмом Анно стала выпущенная весной 2004 года экранизация манги Cutie Honey . Этот фильм, представляя собой несерьёзную картину о фантастической супергероине, сильно контрастирует с его предыдущими, более реалистичными работами в игровом кино. Позже, в 2004 году, Анно руководил (не в качестве режиссёра) выпуском трёхсерийного OVA -аниме Re: Cutie Honey . Режиссёрами трёх серий являются Хироюки Имаиси (первая серия), Такамити Ито (вторая) и Масаюки (третья).

Хидэаки Анно выступил в качестве актёра в фильмах Кацухито Исии Cha no aji («Вкус чая», 2004) и Naisu no mori: The First Contact («Испуганный лес: Первый контакт», 2006). Во «Вкусе чая» он сыграл Касугабэ — режиссёра аниме, в «Первом контакте» он выступил уже в роли самого себя.

Основными причинами его ухода из Gainax в 2006 году стали отказ руководства повысить зарплату сотрудников и желание самостоятельно контролировать выпуск продукции. Мнение Анно не было учтено на внутреннем собрании, и он решил заморозить проект, над которым трудился, а в качестве следующей работы снова сделать «Евангелион», за создание которого отвечала основанная им компания Color Co., Ltd., позже известная как Studio Khara .

В 2012 году вышел короткометражный фильм Giant God Warrior Appears in Tokyo , и продюсер Тосио Судзуки , знакомый Анно с 1984 года, сказал, что «происхождение Евы — это Ультрамен и Божественный воин» .

В 2013 году он озвучил главного героя в полнометражном аниме « Ветер крепчает », за что был удостоен Tokyo Anime Award как лучший сэйю года. Хаяо Миядзаки предложил, чтобы Анно сделал сиквел «Навсикаи», но дальше разговоров дело не пошло .

В 2014 году запустил проект Japan Animator Expo . В 2017 году выступил продюсером ONA The Dragon Dentist .

«Мир Хидэаки Анно» на международном кинофестивале в Токио 30 октября 2014 года

На 27-м международном кинофестивале в Токио была представлена специальная программа «Мир Хидэаки Анно», включавшая около 50 его работ, от сериалов и полнометражной анимации, до короткометражных фильмов и рекламных видео .

В комедии Insufficient Direction («Недостаточная режиссура»), вышедшей по манге Моёко Анно , с юмором показан её брак с Хидэаки, представленным асоциальным , витающим в облаках, абсолютно инфантильным человеком . Также в аниме Shirobako («Белая коробка», по названию материалов готовых к показу аниме) присутствует выдающийся аниматор Мицуаки Канно, явная пародия . Короткометражка The Big Turnip , посвящённая 10-летию Studio Khara, рассказывает о том, что дедушка Анно посадил репку , которая выросла большая-пребольшая, все её дружно тянут, и в конце получаются Rebuild of Evangelion и Годзилла .

В интервью « РИА Новости » от 2015 года он заявил, что через 20 лет «ситуация в Японии не позволит беззаботно заниматься созданием аниме, ни о чём не думая. Для создания аниме человек должен быть спокоен и уверен в экономическом смысле. Когда человек думает о том, как ему раздобыть себе что-нибудь на ужин, ему не до рисования и это рисование не приносит радости. Важнее становится кусок хлеба, который ты съешь сегодня вечером». По его мнению, центром производства станут Тайвань и другие страны Азии .

Один электропоезд серии 500 сети Синкансэн был оформлен в стиле «Евангелиона», в честь двадцатилетия сериала . JR West организовала выпуск рекламной продукции и сувениров, руководил этим проектом Анно. Последний рейс состоялся 13 мая 2018 года со станции в Осаке .

За задержку Evangelion: 3.0+1.0 он официально извинился перед фанатами . В 2016 году вышел режиссируемый Хидэаки « Годзилла: Возрождение » . Там он являлся наёмным сотрудником, а получив зарплату, сразу покинул проект, однако хотел больше контролировать производство — всё решала Toho . В данном случае режиссёр и менеджер — одно и то же, поэтому ему пришлось читать экономические журналы вроде Diamond Weekly , Weekly Toyo Keizai и подключаться к бизнесу: «Если бы вы были только в мире аниме, то никогда бы не сделали „Годзиллу: Возрождение“» . В начале 2019 года был выпущен сериал Virtual-san wa Miteiru , в котором создателями были использованы различные креативные ходы, придуманные Анно .

После выхода последней части «Евангелиона по-новому» он в качестве продюсера и сценариста занимался токусацу-фильмом « Новый Ультрамен », режиссёром которого выступил Синдзи Хигути, а премьера состоялась в 2022 году . 3 апреля 2021 года стало известно, что Анно будет режиссёром и сценаристом фильма Shin Kamen Rider производства компании Toei , выпуск намечен на 2023 год . 11 апреля 2021 года на сценическом приветствии Анно назвал «Евангелион» нишевым аниме про роботов. По его словам, Gundam более известный, но не достигший 10 млрд иен . 25 апреля 2021 года Тосио Судзуки заявил, что Хидэаки хочет сделать игровое кино «Навсикая из Долины ветров» . Однако это не значит, что съёмка Shin Nausicaä уже решённое дело, поскольку ничего не происходит без одобрения Хаяо Миядзаки, который неоднократно отказывался от голливудского ремейка, и его согласия очень трудно добиться . Studio Khara опровергла какие-либо планы по новому аниме . На свой день рождения 22 мая Анно ещё раз подчеркнул, что закончил с «Евой» и будет стараться изо всех сил над новым фильмом . 23 июля 2021 года в разделе Amazon на фестивале Comic-Con режиссёр сказал, что поскольку ему исполнился 61 год, он планирует снять несколько новых игровых фильмов вместо «Евы». Это предоставляет другие возможности. Что касается анимации, то не исключено потом вернуться к ней. Хотя ещё ничего не решено . «Я не чувствую необходимости видеть Синдзи и других персонажей в ближайшее время», — добавил Хидэаки .

С 1 октября по 19 декабря 2021 года прошла персональная выставка в Национальном центре искусств Токио , где демонстрировались более 1500 экспонатов, от Daicon III до Shin Kamen Rider . Мероприятие продолжилось в 2022—2024 годах в других художественных музеях и галереях Японии . В 2022 году Toho, Tsuburaya Productions, Toei и Studio Khara анонсировали проект Shin Japan Heroes Universe на основе фильмов Анно: «Годзилла: Возрождение», тетралогия «Евангелиона», «Новый Ультрамен» и Shin Kamen Rider . Любимый Евангелион — 01, персонажи: Мисато, Аска, Рицуко и Фуюцуки . На очередной вопрос о завершении был дан ответ: «Я уже закончил его три раза, так что, думаю, хватит» . Узнав о награждении Медалью Почёта, Анно прокомментировал: «Я безнадёжный отаку», так как в первую очередь подумал о песнях из сериала Robotan . С выходом Shin Kamen Rider Хидэаки сказал, что хочет сделать перерыв: «Впервые за более чем 30 лет моё будущее — чистый лист», хотя есть идеи для сиквела .

Отзывы

По мнению критиков и зрителей, Анно работал над многими проектами в течение десятилетий, но широко известен всё равно как создатель популярной франшизы «Евангелион» , несмотря на частые попытки автора откреститься от «работы всей жизни». Такое в японской культуре можно сравнить со « Звёздными войнами » на Западе . Хаяо Миядзаки признал его своим учеником, который способен развивать индустрию аниме . В конечном итоге, Gainax стала уважаемой студией с сотнями тысяч поклонников по всему миру. Спустя несколько лет после выхода «Евангелиона» наблюдалось увеличение психологических драм, нацеленных на более зрелую аудиторию, таких как Perfect Blue , « Эксперименты Лэйн », Boogiepop Phantom и Texhnolyze . Многие признаются, что испытывают влияние Анно, в частности, Макото Синкай .

В августе 1998 года к нему подошла ученица, полная восхищения, чтобы сказать, что она любит «Евангелион», верит в осуществление своих мечтаний и намерена вырасти и однажды сделать аниме самостоятельно. Анно предупредил её: «Ты всё неправильно поняла. Это единственное, что я могу сделать... Мне удалось зайти так далеко, потому что я бросил всё остальное». Карл Хорн в книге «Japan Edge: The Insider’s Guide to Japanese Pop Subculture» определил такое как личный апокалипсис, подобный словам из песни «Heresy» группы Nine Inch Nails : «Бог мёртв, и всем наплевать. Если ад существует, увидимся там» .

В книге «Beautiful Fighting Girl» Сайто Тамаки заметил, что поколение, травмированное аниме, создаёт свои собственные работы, которые расширяют рану. Это принимается и повторяется следующим поколением. Анно и его современники, несомненно, находились под воздействием насилия в масс-медиа в отличие от предшественников, выросших на Astro Boy и Tetsujin 28-go . «Открыть рану» означает снова лезть в кабину робота , убивающего человека, и смириться с мыслью, что, когда люди стремятся убежать от травмы в обществе киборгов, насилие неизбежно .

В 2008 году Slant Magazine написал, что Анно превосходит Миядзаки по крайней мере в одном отношении: как и Дэвид Линч , он обладает навыками кадрирования и цветовой гаммы, которые выделяются не только в контексте сюжета, но и как отдельные изображения, мгновенно получая интеллектуальный и эмоциональный отклик .

Мамору Осии в интервью 2021 года назвал Анно «больше продюсером, чем режиссёром», поскольку он заинтересован в бизнес-составляющей аниме. Это было очевидно в ходе разговора, который состоялся во время работы над фильмом The Sky Crawlers . У него есть визуальный аспект, но нет основной мысли: «Авангардная презентация или рождение нового стиля — не то же самое, что и тема». Аналогичный подход без фундаментальной мотивации используют Мамору Хосода и Макото Синкай. Хаяо Миядзаки принадлежит к старшему поколению и всегда думает о том, что́ хочет выразить, и даже если утверждает, что создаёт анимацию для детей, всё равно бросает вызов обществу. «Я думаю, что Анно стремится наверх», — сказал Осии .

Список произведений

Основные работы

Прочее

Примечания

  1. (англ.) — 1990.
  2. Hideaki Anno // (фр.)
  3. . Дата обращения: 28 сентября 2021. 28 сентября 2021 года.
  4. Clements, Jonathan, McCarthy, Helen. The Anime Encyclopedia: A Guide to Japanese Animation Since 1917. — 2-е изд. — Stone Bridge Press, 2006. — С. 24. — 867 с. — ISBN 978-1-93-333010-5 .
  5. (яп.) . Natalie (28 апреля 2022). Дата обращения: 28 апреля 2022. 28 апреля 2022 года.
  6. (яп.) . Studio Khara (28 апреля 2022). Дата обращения: 28 апреля 2022. 28 апреля 2022 года.
  7. (англ.) . « Асахи симбун » (3 октября 1999). Дата обращения: 23 сентября 2019.
  8. . Дата обращения: 19 апреля 2019. 19 апреля 2019 года.
  9. . Дата обращения: 28 апреля 2019. 27 ноября 2020 года.
  10. . Дата обращения: 11 февраля 2005. Архивировано из 11 февраля 2005 года.
  11. . Дата обращения: 11 февраля 2005. Архивировано из 11 февраля 2005 года.
  12. (яп.) . Yahoo! Japan (3 апреля 2021). Дата обращения: 26 апреля 2021. 26 апреля 2021 года.
  13. . Дата обращения: 19 апреля 2019. 31 мая 2019 года.
  14. Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. — 2-е изд. — М. : Фонд развития кинематографии; РОФ «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры», 2001. — С. 294—298. — 396 с. — ISBN ISBN 5-901631-01-3 .
  15. . Дата обращения: 19 апреля 2019. 19 апреля 2019 года.
  16. , p. 137—138.
  17. , p. 157, 165.
  18. . Дата обращения: 22 апреля 2019. 24 апреля 2022 года.
  19. . Дата обращения: 4 мая 2019. 14 февраля 2021 года.
  20. (англ.) . Animerica . 4:9 (1996). Дата обращения: 26 марта 2019. 17 февраля 2022 года.
  21. . Дата обращения: 30 апреля 2020. 30 сентября 2020 года.
  22. . Дата обращения: 31 марта 2019. 2 января 2021 года.
  23. . Дата обращения: 21 апреля 2019. 12 апреля 2019 года.
  24. . Дата обращения: 7 декабря 2007. Архивировано из 7 декабря 2007 года.
  25. . Дата обращения: 25 марта 2021. 25 марта 2021 года.
  26. Brian Ashcraft. (англ.) . Kotaku (23 марта 2021). Дата обращения: 23 марта 2021. 9 апреля 2021 года.
  27. (яп.) . Майнити симбун (3 июня 2009). Дата обращения: 13 октября 2009.
  28. . Gainax . Дата обращения: 7 мая 2009. Архивировано из 18 сентября 2015 года.
  29. . Дата обращения: 28 апреля 2019. 18 июня 2014 года.
  30. . Дата обращения: 11 февраля 2005. Архивировано из 11 февраля 2005 года.
  31. . Дата обращения: 30 августа 2019. Архивировано из 17 декабря 2000 года.
  32. . Дата обращения: 22 апреля 2019. 29 июля 2013 года.
  33. . Дата обращения: 2 января 2020. 2 января 2020 года.
  34. (яп.) . « Асахи симбун » (12 мая 2022). Дата обращения: 21 мая 2022. 20 мая 2022 года.
  35. Дата обращения: 19 апреля 2019. 7 июня 2019 года.
  36. . Дата обращения: 19 апреля 2019. 29 апреля 2019 года.
  37. . Дата обращения: 21 сентября 2022. 21 сентября 2022 года.
  38. . Дата обращения: 21 сентября 2022. 21 сентября 2022 года.
  39. . Дата обращения: 20 июня 2019. 20 июня 2019 года.
  40. . РИА Новости (22 мая 2015). Дата обращения: 1 сентября 2018. 21 июля 2017 года.
  41. . Дата обращения: 17 апреля 2019. 17 апреля 2019 года.
  42. . Дата обращения: 17 апреля 2019. 17 апреля 2019 года.
  43. . Дата обращения: 19 апреля 2019. 12 апреля 2019 года.
  44. . Дата обращения: 30 апреля 2020. 24 сентября 2018 года.
  45. . Дата обращения: 30 декабря 2019. 21 октября 2020 года.
  46. (англ.) . Anime News Network (18 декабря 2018). Дата обращения: 22 марта 2019. 22 марта 2019 года.
  47. . Дата обращения: 8 марта 2022. 17 марта 2022 года.
  48. . Дата обращения: 4 июня 2022. 13 мая 2022 года.
  49. . Дата обращения: 3 апреля 2021. 28 апреля 2021 года.
  50. Brian Ashcraft. (англ.) . Kotaku (12 апреля 2021). Дата обращения: 13 апреля 2021. 2 мая 2021 года.
  51. . Дата обращения: 27 апреля 2021. 27 апреля 2021 года.
  52. . Дата обращения: 30 апреля 2021. 30 апреля 2021 года.
  53. . Дата обращения: 22 мая 2021. 16 мая 2021 года.
  54. . Дата обращения: 22 мая 2021. 22 мая 2021 года.
  55. . Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
  56. Charles Solomon. (англ.) . The New York Times (6 августа 2021). Дата обращения: 7 августа 2021. 7 августа 2021 года.
  57. . Дата обращения: 4 июня 2022. 3 мая 2022 года.
  58. . Дата обращения: 1 октября 2021. 1 октября 2021 года.
  59. . Дата обращения: 1 февраля 2022. 1 февраля 2022 года.
  60. . Дата обращения: 8 апреля 2022. 8 апреля 2022 года.
  61. Masanori Masui. (англ.) . « Асахи симбун » (9 мая 2022). Дата обращения: 21 мая 2022. 21 мая 2022 года.
  62. . Дата обращения: 23 ноября 2022. 11 июля 2022 года.
  63. . Дата обращения: 7 сентября 2022. 7 сентября 2022 года.
  64. . Дата обращения: 12 марта 2023. 12 марта 2023 года.
  65. . Дата обращения: 14 февраля 2022. 14 февраля 2022 года.
  66. . Дата обращения: 19 февраля 2022. 19 февраля 2022 года.
  67. . Дата обращения: 8 марта 2022. 8 марта 2022 года.
  68. . Дата обращения: 10 марта 2022. 10 марта 2022 года.
  69. Mikikazu Komatsu. (англ.) . Crunchyroll (27 апреля 2022). Дата обращения: 1 мая 2022. Архивировано 1 мая 2022 года.
  70. . Дата обращения: 28 апреля 2023. 28 апреля 2023 года.
  71. Дата обращения: 19 апреля 2019. 19 апреля 2019 года.
  72. Дата обращения: 10 июня 2019. 2 января 2021 года.
  73. Дата обращения: 10 июня 2019. 14 мая 2021 года.
  74. . Дата обращения: 20 июня 2019. 25 декабря 2019 года.
  75. David Samuels. (англ.) . The Atlantic (май 2007). Дата обращения: 6 сентября 2021. 6 сентября 2021 года.
  76. Schilling, Mark (англ.) . The Japan Times (18 октября 2014). Дата обращения: 20 апреля 2019. Архивировано 19 октября 2014 года.
  77. . Дата обращения: 4 июня 2022. 26 октября 2020 года.
  78. , p. 249.
  79. . Дата обращения: 19 апреля 2019. 19 апреля 2019 года.
  80. . Дата обращения: 28 апреля 2019. 21 ноября 2019 года.
  81. . Дата обращения: 3 мая 2019. 3 мая 2019 года.
  82. . Дата обращения: 3 мая 2019. Архивировано из 6 сентября 2019 года.
  83. Michael Peterson. (англ.) . Slant Magazine (29 августа 2008). Дата обращения: 30 мая 2021. 25 июля 2014 года.
  84. . Дата обращения: 6 мая 2021. 6 мая 2021 года.
  85. (яп.) . Famitsu (30 июня 2022). Дата обращения: 5 июля 2022. 4 июля 2022 года.
  86. Simon Abrams. (англ.) . Vulture (23 июля 2022). Дата обращения: 24 июля 2022. 23 июля 2022 года.
  87. . Дата обращения: 12 января 2023. 12 января 2023 года.

Литература

Ссылки

  • (яп.) . Дата обращения: 8 января 2009. 22 августа 2011 года.
  • . Дата обращения: 8 января 2009.
Источник —

Same as Анно, Хидэаки