Американская история 4: Загадка ночи
- 1 year ago
- 0
- 0
«Де́ти но́чи» ( англ. «The Children of the Night» ) — рассказ Роберта Говарда , из фэнтезийного «Пиктского цикла» и мистического литературного сериала « Конрад и Кирован ». Написан в октябре 1930 года . Опубликован в 1931 году в американском журнале фантастики Weird Tales . Входит в большую межавторскую антологию « Мифы Ктулху » (первый рассказ Говарда в сеттинге Лавкрафта ). В этом рассказе впервые упомянуты два известных персонажа Говарда — профессор Джон Кирован и легендарный исследователь оккультизма фон Юнцт , автор эзотерической книги « Unaussprechlichen Kulten ».
Словно начинка в сэндвиче из страшных историй Гюисманса и Уолполовским «Замком Отранто», притаились «Безымянные культы» фон Юнцта. Будучи далеко не беллетристикой, эта книга не даст вам спать спокойно ночь напролет!
Место и время действия — США , 1930-е годы . Рассказ начинается с описания званного вечера в кабинете-студии оккультиста Джона Конрада , на котором присутствовали — сам Конрад, профессор антропологии Кирован , их компаньон Джон О'Доннел , от имени которого ведётся повествование, издатель Клементс , некто Таверел и загадочный аристократ Кетрик , отличавшийся нетипичной для англо-сакса монголоидной внешностью . Разговор поначалу зашёл об антропологии , но вскоре сместился в область литературы и старинных преданий. Особо подчёркивается список книг, присутствующий в кабинете, где кроме научных трудов и беллетристики обнаруживается демонологическая книга барона фон Юнцта « Unaussprechlichen Kulten », которую собравшиеся начали обсуждать.
Клементс выдвигает гипотезу, что некоторые из описанных в «Unaussprechlichen Kulten» древних верований сохраняются и поныне, в том числе древнепиктский культ Брана , который якобы до сих пор тайно исповедуют некоторые представители гаэльцев . Кроме всего прочего, в связи с книгой фон Юнцта были упомянуты ряд существ из мифологии Ктулху и процитирован иносказательный отрывок стихотворения Джеймса Флеккера «Ворота Дамасска», в привязке к прямой цитате из «Unaussprechlichen Kulten» о «городе в опустошении» . Клементс рассказал собравшимся историю, случившуюся с ним во времена его студенчества: в юности он снимал комнату, совместно с неким неназываемым шотландцем , представителем древнего гэльского рода. Клементс случайно подслушал от этого соседа легенду о культе Брана и о Тёмной Империи пиктов , "ставшей преемницей державы еще более древней и таинственной, уходящей корнями в каменный век" , о которых шотландец . Согласно этому рассказу, потомки современные пиктов поклоняются огромному изваянию короля , укрытого в тайной пещере где-то в горном районе Шотландии , "в ожидании дня, когда статуя Брана внезапно задышит и оживет, явится миру из гигантской пещеры и возродит свою забытую империю" .
Фон Юнцт, говоря о пиктах, имеет в виду низкорослый темнокожий народец средиземноморских кровей, который принес в Британию неолитическую культуру. Первые обитатели этой страны, послужившие впоследствии фактической основой для создания легенд о Маленьком Народе: духах земли, гоблинах и им подобных.
Приводя доводы в пользу своей теории, Конрад демонстрирует собравшимся миниатюрный кремнёвый молот эпохи неолита , найденный шахтёрами на возвышенностях Уэльса и отреставрированный им (Конрад приладил к молоту дубовую рукоять), утверждая, что данный предмет принадлежал к культуре неизвестной низкорослой расы. Собравшиеся начали осматривать и тестировать этот артефакт , в результате чего Кетрик по неосторожности ударил вышеупомянутым молотом по голове юному исследователю О'Доннелу.
Очнувшись после удара Кетрика, Джон О'Доннел обнаружил, что находится в мрачном лесу . При этом он был облачён в подобие одеяния кельтских воинов — в набедренную повязку из оленьей шкуры, боевые сандалии и имел при себе тяжёлый металлический топор . Быстро смекнув, что очутился в древней Англии и что настоящее его имя звучит не иначе как Арьяра , О'Доннел принялся исследовать окружающую его местность. Вскоре он обнаружил в том месте, где находился, следы недавнего побоища и изувеченные тела пятерых людей — своих соплеменников из Народа Мечей ( англ. Sword People ). До слуха Джона доносилось какое-то неприятное верещание, наподобие шипения змей . То шипели собравшиеся вокруг полянки Дети Ночи — племя рептилоидных потомков змеелюдей . Дети Ночи враждовали и с пиктами и с кельтами, проживающими в тех же краях, но нападать могли только ночью, под покровом темноты, ибо отличались малым ростом и слабой физической комплекцией по сравнению с людьми. Далее О'Доннел припоминает, что накануне этих событий, он в группе с пятью своими товарищами, отправился на охоту в малоизученном лесном массиве. Вскоре отряд кельтских охотников заблудился и было решено заночевать, предварительно выставив караульного . Первым дежурить был назначен сам Арьяра, который тут же уснул на посту, в результате чего на лагерь было совершено ночное нападение со стороны Детей Ночи, скрытно наблюдавших за охотниками. О'Доннел-Арьяра, отметив про себя, что данные твари имеют раскосые глаза и довольно сильно смахивают на монголоидного Кетрика, который его сюда и отправил, принялся призывать на помощь финского бога воздуха и погоды Ильмаринена , с целью более эффективного уничтожения превосходящего по численности противника. Призывы к божеству, как видно, возымели действие и воин, впав в боевое безумие , уничтожил отряд Детей Ночи, получив в качестве военного трофея голову их вожака. С этой головой О'Доннел направился по змеиной тропинке к селению змеелюдей, где учинил массовые убийства местных жителей, оправдывая моральную сторону дела чувствами мести , ненависти и расовой нетерпимости . В итоге Арьяра всё-таки погиб, получив серьёзные множественные ранения.
В этой части рассказа Говард довольно подробно описывает быт Детей Ночи, особенности их архитектуры и вооружения, указывая на то, что потомки змеелюдей использовали исключительно кремнёвое оружие, характерное для людей эпохи неолита , тогда как кельтские племена применяли оружие из бронзы или железа . Кроме этого, заостряется внимание на характерном для Детей Ночи подземном образе жизни — потомки змеелюдей обитали в землянках, соединённых между собой разветвлённой системой подземных ходов.
Погибнув в прошлых веках, Джон О'Доннел вновь возвращается в 1930-е годы , в кабинет Конрада. Придя в себя, он тут же нападает на Кетрика, пытаясь его задушить. Конрад и другие присутствующие пытаются их разнять, призывая О'Доннела к миролюбию. Однако О'Доннел утверждает, что Кетрика необходимо незамедлительно умертвить, в виду его явной принадлежности к чуждой англо-саксам расе змеелюдей, дабы он не осквернял землю своим присутствием и не портил англо-арийский генофонд . Далее, О'Доннел делает предположение по поводу происхождения Кетрика, намекая на то, что, по его мнению, одна из прабабок Кетрика вступила в половую связь с представителями деградировавших рептилоидов , прокравшихся под покровом ночи в родовой за́мок Седриков Сассекских . В заключении повествования, Джон О'Доннел декларирует твёрдые намерения посчитаться с вышеозначенным Кетриком, даже при условии риска возможного судебного преследования.
Но сам Кетрик – отродье ночи, этот кошмар, ублюдок ползучих тварей… Пока пульсирует в нём змеиная кровь, пока он не уничтожен, не будет мне покоя. Теперь, когда я знаю, кто он на самом деле, я всем своим нутром ощущаю, как отравляет он чистый воздух и оставляет склизкий змеиный след на земле. Звук его шипящего голоса наполняет меня отвращением, взгляд раскосых глаз приводит в бешенство. Для меня, представителя белой расы, такие как он, являются постоянной угрозой и оскорблением, как змея под ногой. Пусть столетия кровосмешения окрасили мои волосы в чёрный цвет и сделали смуглой кожу, я продолжаю считать себя арийцем. Как мои предки, как Арьяра, так и я сам, Джон О'Доннел, должен истреблять ползучих тварей, чудовищ с клеймом змеи на челе, затаившееся в древнем саксонском роде.
— Роберт Говард «Дети ночи»
Pass not beneath! Men say there blows in stony deserts still a rose
But with no scarlet to her leaf—and from whose heart no perfume flows...
«Дети ночи» — первый рассказ Роберта Говарда, в котором он использует (упоминает) элементы мифологии Лавкрафта . Незадолго до написания рассказа, в сентябре 1930 года , Говард написал письмо школьному другу Тевису Клайду Смиту , где высказывает желание использовать в своих рассказах отдельные элементы из мифов Ктулху .
Я получил письмо от Лавкрафта, в котором он, к моему большому огорчению, сообщает, что Ктулху, Р'лиех, Юггот, Йог Согот и прочие - всего лишь плоды его собственного воображения <...>
И я собираюсь спросить Лавкрафта, нельзя ли мне использовать его мифологию в моих рассказах - в виде намеков, конечно....— Роберт Говард
Результатом этого намерения и стал короткий рассказ «Дети ночи», который пока лишь формально относился к мифологии Ктулху, являясь переходным от чисто говардовской мифологий пиктов, Соломона Кейна и тому подобных, к сеттингу Лавкрафта. В последующем рассказе « Чёрный камень », мифология Ктулху у Говарда прослеживается уже более ясно.
Дебютный рассказ Говарда на около-ктулхианскую тему принято считать крайне неудачным и одним из наиболее слабых фантастических рассказов во всём авторском наследии Роберта Говарда . Во многом этот печальный факт произошёл благодаря навязчивым и тупиковым идеям расовой теории , которые в данном произведении преообладают над художественностью, превращая тонкий сомнабулический мир, созданный Лавкрафтом, в абсурдный и дешёвый боевик, слегка прикрытый мистическими элементами антуража . В то же время, несмотря на явную вторичность как сюжета, так и художественных приёмов, которые Говард пытался использовать, рассказ «Дети ночи» чрезвычайно интересен с фактологической точки зрения, ибо раскрывает предысторию вклада Роберта Говарда в массив мифов Ктулху .