Музей холодной войны (Москва)
- 1 year ago
- 0
- 0
Музе́й ме́бели — частный музей, посвящённый истории мебели как декоративному искусству . Основан в 1999 году главой реставрационной фирмы «Смирвальд» Валентином Смирновым. В 1999—2014 годах музей располагался в бывшем особняке вельможи Николая Аршеневского , перестроенном в 1813 году архитектором Матвеем Казаковым .
В связи с финансовыми трудностями, в 2014 экспозиция была перевезена в Московскую область . По замыслу организаторов, музей является преемником Государственного музея мебели, просуществовавшего с 1919 по 1926 года и закрытого в связи с ужесточением культурной политики советской власти . По состоянию на 2018 год экспозиция включает в себя коллекцию мебели XVII — XIX веков .
История здания прослеживается с 1722 года, когда владельцам текстильной мануфактуры братьям Земсковым было выдано разрешение на строительство каменных палат . Братья владели домом в течение следующих 30 лет, после продав имение другой купеческой семье. Последней владелицей палат числится Пелагея Какушкина, сдавшая здание в пользование военному училищу . Дом был перестроен в усадьбу при новом владельце — вельможе Николае Аршеневском , который был также братом московского губернатора . Особняк возвели на основе каменных палат, фундамент которых сохранился в подвале здания . В 1813 году здание было перестроено по проекту архитектора Матвея Казакова .
Отличительной особенностью дома является нерегулярное расположение комнат, возникшее из-за частых перестроек . После пожара 1812 года , новый владелец, купец Кузьма Сычков, надстроил мезонин над центральной частью здания. С 1920-х в здании располагались коммунальные квартиры , а в 1990-х функционировала «Восход» .
Первый музей мебели был открыт в 1919 году и размещался в Александринском дворце в Нескучном саду . Коллекция состояла из национализированной мебели из дворянских усадеб и дворцов, и располагалась в тридцати двух залах. Общий размер экспозиции составлял 373 предмета мебели .
Концепция музея заключалась в рассмотрении мебели как самостоятельного объекта искусства: здесь была представлена эволюция декоративного мастерства и убранства комнат . В 1926 году музей был расформирован, а экспонаты переданы в музеи, государственные учреждения и распроданы через антикварные аукционы .
По замыслу организаторов, учреждение является продолжателем первого Государственного музея мебели. Музей был создан в 1999 году бывшим преподавателем Плехановской академии Валентином Смирновым. В 1970 годах он увлёкся коллекционированием вещей, не подлежащих восстановлению, и хранил их в своей квартире на Арбате . Большую роль в формировании коллекции сыграла мебель бывших коммунальных квартир, хозяева которых отдавали её за ненадобностью . В 1980 годах он создал кооператив по реставрации мебели, с 1989-го функционировавший как фирма «Смирвальд». В 1999-м было принято решение разместить экспозицию в бывшем особняке помещика Николая Аршеневского на Таганской улице , 13, восстановлением исторических интерьеров которого занялась фирма «Смирвальд». Экспозиция музея занимала 10 залов, в которых выставлялась старинная усадебная мебель, а также работы в стиле барокко и модерна российских и европейских мастеров . Перед входом в особняк был установлен памятник мебельному делу — самая большая в мире каменная табуретка .
В 2014 году в связи с материальными трудностями экспозиция музея была перевезена в Московскую область . На 2018 год музей продолжает экспонировать предметы коллекции, а также предоставляет возможность для организации интерьерных киносъёмок .
Экспозиция, выставленная в особняке Николая Аршеневского в 1999—2013 годах, была сформирована по стилистически-хронологическому принципу. В бывшей гостиной, использовавшейся семьями для вечерних собраний, была выставлена мебель из карельской берёзы середины XVII - XIX веков . Эта порода дерева была особенно популярна в XIX веке при украшении купеческих и дворянских усадеб: из неё делали ружейные ложа , крокетный инвентарь, табакерки и шкатулки .
Главной комнатой музейной экспозиции являлась гостиная, в которой были представлены экспонаты усадебных гостиных XVIII—XIX веков. Здесь стоит комплект дивана и двух кресел с вырезанными чёрными лебедями вместо ручек — пример изобретательства крепостных мастеров. Карельская берёза являлась дорогостоящим материалом, поэтому некоторые рабочие делали мебель из обычной берёзы средней полосы России , окрашивая её в чёрный цвет и отделывая эбеновым деревом . Отличительной особенностью работы российских мастеров являлась видимая функциональность. Это было связано с неразвитостью мебельного мастерства в Российской Империи , что также влияло на ценообразование . Также в гостиной расположены неотреставрированные зеркала середины XVII века, комод-бар, сконструированный в начале XIX века, а также бюро, служащее как рабочим местом, так и местом для хранения вещей .
В состав коллекции входят несколько шкатулок, являющиеся одними из самых старых предметов мебели ввиду своей вместительности. Примером такой шкатулки является неотреставрированный аппарат, найденный в Измайловском Кремле . Механизм строится на съёмном валике, с десятью записанными мелодиями. Если хозяин шкатулки хотел сменить мелодии, он менял один валик на другой .
В другом зале музея представлена мебель, используемая хозяевами усадеб для оформления малых гостиных. Среди экспонатов есть ломберный стол для игры в карты, обтянутый сукном . В связи с тем, что на каждую новую игру открывалась новая колода , сукно использовалась для того, чтобы карты не скользили, а на самой ткани мелом записывались результаты игры. Здесь же хранится мебель из красного дерева конца XVIII—XIX веков. Центральным предметом экспозиции является диван, спинка которого отделана в виде пламени: для того, чтобы достичь подобного эффекта мастера пилили дерево под определённым углом — тогда годовые кольца вытягивались и создавали рисунок огня. Рядом представлен большой буфет из дуба начала XX века . Из-за больших размеров типовой мебели и неудобства её хранения в городских квартирах, подобные предметы до сих пор можно найти на дачах, куда владельцы вывозили ненужные вещи . Историк и искусствовед Григорий Ревзин следующим образом описывал интерьеры музея:
В нем есть несколько занятных предметов, из которых лучший, пожалуй, – «рабочий стол» хозяйки, несколько невероятным образом сочетающий в себе функции комода, секретера , туалетного столика и столика для рукоделия. Прелесть вещи даже не в этой уникальной многофункциональности, а в формах – классицизм здесь оказался настолько лишенным каких-либо деталей и узоров, что кажется это не изделием русских крепостных мастеров начала XIX века, а произведением венского классицирующего модерна начала XX века, чем-то вышедшем из под пера Отто Вагнера или Йозефа Ольбриха .
В последнем зале представлена мебель, произведённая в XIX—XX веках на мануфактурах — до этого времени усадебная мебель изготавливалась крепостными мастерами в одном экземпляре . Как отмечают сотрудники музея, большую ценность представляет гарнитур из дерева груши , со светло-зелёной тканью и оригинальным рисунком на сукне, и резное дубовое бюро 1920 годов. Завершала экспозицию витрина с макетом «Перспектива музея мебели» .
При музее функционирует реставрационная мастерская, которая занимается восстановлением мебели, принятой в дар музею . Сначала вся мебель разбирается по составным частям, а затем реставрируется по технологиям того времени. Работники не используют современные материалы, а обивают стулья и кровати морской травой или конским волосом, а также самостоятельно сваренным клеем. Перед тем как склеивать части мебели, материалы реставрируемого предмета отсылаются на экспертизу . В связи со сложностью, процесс восстановления предметов может достигать до двух лет. Неотреставрированные экспонаты хранятся в специальном помещении при музее .
О некоторых восстановленных предметах ходят легенды. Так, в коллекцию входит стол, созданный крепостным графа Голицына . По одной из версий, для его создания граф привёз образцы плашек из мужского монастыря в итальянском городе Чертозе . Другая легенда связана со стулом XVIII века, украшенным гербом Российской Империи . Согласно бывшей хозяйке, стул был изготовлен для коронации Александра I . Однако из-за того, что мастера делали его в спешке, лак не успел высохнуть и на ручках остались отпечатки пальцев императора . По свидетельствам сотрудников музея, эта история может быть правдивой: в Российской Империи было запрещено использовать официальные символы власти, если они не были связаны с императорской семьёй .
Отреставрированным при музее предметам был посвящён отдельный экспозиционный зал. Здесь стоит точная копия редкого стола из усадьбы Кусково , сделанного в стиле маркетри — технике, совмещающей несколько разных пород дерева . Стол, созданный реставраторами, также содержит более 50 тысяч кусков дерева разных пород. Рядом с ним выставлялись гарнитур в английском стиле, копии диванов и кресел .