Лош, Клаудия
- 1 year ago
- 0
- 0
Королевский Замок Лош ( фр. Château de Loches ) расположен во французском департаменте Эндр и Луара в долине Луары , возвышается над рекой Эндр , начало строительства — IX век . Самый древний сохранившийся донжон во Франции, отличается своей массивностью и четырёхугольной формой, построен Фульком Нерра в XI веке.
Донжон замка Лош является древнейшим из всех сохранившихся до нашего времени средневековых донжонов Франции. Строительство на этом месте было начато ещё в IX столетии, тогда была построена лишь деревянная башня, оберегающая прилегающее к ней селение и связанная с ним проложенными в скалах подземными туннелями.
Эти земли принадлежали Анжуйскому графу Фульку I Рыжему , но история крепости Лош начинается с того момента, когда графом стал его преемник, Фульк Нерра , жестокий завоеватель, всю жизнь сражавшийся за соседние земли с семейством де Блуа. Фульк Нерра распорядился построить на этом месте квадратную крепость из камня. Постоянные войны вынудили Фулька возвести с десяток крепостей на своих землях для защиты от захватчиков.
Строительство донжона начато в 1005 году и велось примерно до 1070 года. При сравнительно скромных размерах (25 на 15 метров) и 38-метровой высоте, донжон был практически неприступен, так как толщина его стен достигала трёх метров. Как и полагалось, в стенах были выдолблены бойницы , а наверху располагались машикули , позволяющие обороняющимся окатывать врага градом метательных снарядов.
Фульк Нерра умер в 1040 году и был с почестями похоронен здесь же, в замке Лош.
Дело графа продолжил его преемник, Жоффруа Мартель д’Анжу , граф Анжу, Тура и Мэна с 1129 года, которому в конце концов удалось разгромить графов де Блуа в Сен-Мартен-ле-Бо, что позволило Анжуйскому семейству спокойно обустроиться в замке Лош. Вокруг донжона вырастали новые укрепления, на эти земли больше никто не нападал. Перемены произошли после того, как последний из семейства Фульков женился на дочери короля Англии — их сын, Генрих Плантагенет , впоследствии взошедший на английский престол (1154), был вынужден выступить против французского монарха Филиппа Августа , захватившего большую часть земель Плантагенетов .
После смерти Генриха II Плантагенета его сын, Ричард , отправился на Святую землю в Третий крестовый поход , но по возвращении был пленён императором Священной Римской империи Генрихом VI , что позволило Филиппу Августу получить от брата Ричарда, Жана Безземельного , множество поместий Плантагенетов, в число которых входил и Лош. Обретшему свободу Ричарду Львиное Сердце в 1195 году понадобилось всего лишь 3 часа, чтобы вернуть себе Лош. Четыре года спустя Ричард умер в Шиноне , а его законного наследника Артура подло убил Жан Безземельный, продолжавший воевать с Филиппом Августом. В 1205 году, после года осады, замок Лош снова перешёл во владение французского монарха, который сделал его государственной тюрьмой.
После взятия Лоша, Филипп Август начал восстанавливать и укреплять то, что осталось от крепости, а впоследствии в северной части замка был отстроен Старый жилой корпус с башнями и дозорным поясом, ставший знаковым местом после взятия Орлеана в июне 1429 года — именно здесь Жанна д’Арк убедила дофина Карла короноваться на французский престол в Реймсе.
Вскоре после этого в замке поселилась Агнес Сорель , «Прекрасная дама», ставшая в 1444 году первой фавориткой короля Карла VII. Агнес славилась благотворительностью и любовью к роскоши, что отражалось на состоянии королевской казны. В 1450 году, чувствуя близящуюся смерть, Агнес Сорель попросила похоронить её в любимой церкви Нотр-Дам де Лош, известной сегодня под названием Сен-Ур, которой она завещала 2 тысячи золотых экю. Через некоторое время после похорон Агнес Сорель церковники обратились в дофину Людовику XI с просьбой перенести останки общепризнанной грешницы из церкви в замок, но после намёка Людовика о том, что в таком случае завещанное золото «переедет» вместе с Агнес, монахи Капитула окончательно уверились в безгрешности «Прекрасной дамы».
Прах фаворитки покоился вплоть до Революции , когда солдаты батальонов Эндры, принявшие могилу Агнес за могилу святой, разбили её алебастровую статую, осквернили могилу и развеяли останки. Кроме того, восставшие почти полностью разрушили Старый жилой корпус, капеллу Анны, тюремные камеры и саму церковь Нотр-Дам. Позднее останки «Прекрасной дамы» были перенесены в один из залов восстановленного Старого корпуса, над новой гробницей разместили копию старой алебастровой статуи.
В XV столетии к Старому жилому корпусу пристроили несколько помещений, Новую башню и караульную башню Мартелло. В то время в состав королевских апартаментов входила башня и крепостная стена XIII века, ансамбль строений со сторожевой башней XIV века и охотничий павильон XV века, построенный примерно тогда же, когда и донжон, ведущий к воротам Корделье и к башне Св. Антония. В новом крыле расположилась капелла Анны Бретанской , жены двух монархов (сначала Карла VIII , затем Людовика XII ).
За время существования тюрьмы здесь побывало немало высокопоставленных заключённых. Например, пленником Лоша был знаменитый историк Филипп де Коммин , предавший юного наследника Людовика XI короля Карла VIII и вставший на сторону группы заговорщиков, но впоследствии помилованный.
В башне Мартелло сидел пленённый в битве при Новаре герцог Миланский — Лодовико Сфорца (Моро). В знак уважения к знатному происхождению пленника Людовик XII выделил ему камеру с мебелью и камином, а также предоставил некоторые «удобства», такие, например, как общество шута и магистров. О пребывании здесь Моро напоминают расписанные им стены и вытянутый потолок камеры, украшенный изображением геральдического шлема, змей и звёзд, а также несколько настенных надписей.
Другими «гостями» Лоша были епископы Пюи и Отэна, Антуан де Шабанн и Жак Гюро, принимавшие участие в заговоре против Франциска I . За время заточения церковники изготовили небольшой резной алтарь и настенный полиптих с изображением Страстей Господних .
С подземельем замка связана легенда: будто бы в своё время владелец замка Понбрийан, наслушавшись рассказов о загадочных подземных комнатах и пещерах под Лошем (где когда-то добывали горную породу), распорядился взломать несколько старинных замурованных дверей. Пройдя через множество прорытых в скале галерей, Понбрийан оказался в тупике перед закрытой комнатой. Открыв дверь, он вначале резко отпрянул, увидев человека высокого роста, в сидячей позе, охватившего руками голову, но так как тот не двигался, владелец замка подошёл поближе и увидел, что это был труп, превратившийся в мумию благодаря сухому воздуху тюремной камеры. Через несколько мгновений ветер, ворвавшийся снаружи, моментально обратил его в прах. Кроме загадочной мумии, Понбрийан обнаружил также небольшой сундучок, в котором лежала аккуратно сложенная одежда. По легенде кости таинственного пленника хранятся в церкви Нотр-Дам.
Сегодня некоторые подземные помещения замка открыты для посещений — самым запоминающимся из них является камера пыток, оборудованная Карлом VII в XV столетии, в которой всё ещё хранятся кандалы, с помощью которых крепились лодыжки пленников при четвертовании. Также можно увидеть копию знаменитой клетки Людовика XI, в которой епископ Балю прожил долгих 11 лет.
В донжон замка можно попасть только через узкую башенку с амбразурами, находящуюся на трёхметровой высоте. По всей видимости, раньше здесь была специальная приставная лестница, позволяющая подняться в башню. У входа начинается каменная винтовая лестница, преодолев 150 ступеней которой можно попасть на крышу донжона, с которой просматривается вся территория крепости. С террасы можно полюбоваться видом на крепость и долину реки Эндры. Только отсюда можно увидеть, что двухкилометровые стены на самом деле охраняют настоящий небольшой городок — со своими улицами, домами, дворцом и церковью, и различить древнюю часть замка от более поздней. Древняя и более высокая часть была возведена в эпоху войн, поэтому в стену встроены четыре дозорные башенки, объединённые общим путём у основания крыши. В Новом корпусе видны черты эпохи Ренессанса .
Крупномасштабные восстановительные работы были начаты лишь в 1806 году, а в 1861 году замок Лош был причислен французским Министерством культуры к числу значимых памятников истории Франции и занесён в государственный перечень исторических памятников (1861).