Катарина Саксонская (1421—1476)
- 1 year ago
- 0
- 0
Arcanum Divinae — энциклика , выпущенная 10 февраля 1880 года Папой Львом XIII и посвященная христианскому браку. Данная работа считается предшественницей Casti connubii 1930 г. Папы Пия XI и Humanae vitae 1968 г. Папы Павла VI . Arcanum описывает позицию Церкви относительно брака в конце 19 века и рассматривает те действия, которые ослабляют брачный союз, например, полигамию и развод . Энциклика также утверждает, что церковь защищает брак, но не вмешивается в супружеские отношения.
Лев начинает Arcanum с истории брака, приведенной в Ветхом Завете, когда Бог создал мужчину и женщину:
«Мы записываем то, что всем известно и не подлежит сомнению; Бог на шестой день творения создал человека из праха земного и вдохнул в него дыхание жизни, и стал тот твореньем живым; и дал Господь ему помощника, которого Он чудесным образом сотворил из ребра Адама, когда тот был недвижим от глубокого сна ».
По словам Льва, с годами институт брака был испорчен еврейским народом. Полигамия и развод стали распространенной практикой, и мужчинам разрешалось нарушать свои клятвы, вступая в сексуальные отношения вне брака. Кроме того, родителям разрешалось покупать и продавать девочек на выданье, а также заключать и расторгать браки своих детей .
Все эти обычаи были осуждены Христом, который вознаградил брак достоинством причастия, утверждает Лев .
Это продолжалось и в 19 веке — в работе говорится, что «сим грешны в наше время мормоны , сенсимонисты , фаланстериане и коммунисты » .
Практически с самого начала Церковь была в разногласиях с государством относительно святости брака. Гражданский институт брака не может заменить таинство , как думали многие современники Льва. Передача брака государству как ещё одному гражданскому договорному институту была частью продолжающегося светского движения масонов и социалистов — современников Льва. «… в христианском браке союз неотделим от святости, и по этой причине он не может быть истинным и законным, если он также не является священным таинством» . Отношение к браку как очередном договорному феномену открыло двери безусловному разрешению на развод. По мнению модернистов, христианству было необходимо «ввести более гуманный кодекс, санкционирующий расторжение брака» .
По словам Льва, развод может принести следующий вред:
… Говорят, что древние римляне отпрянули в ужасе от первого случая развода .
Из-за прямой связи брака с жизненными обстоятельствами, он был тем, «относительно чего государство справедливо проводит тщательное расследование и издает указы» . Несмотря на заинтересованность государства в браке, данный феномен имел крепкий духовный компонент, и многим из предшественников Льва пришлось противостоять князьям и императорам своего времени, пытавшимся ослабить узы брака, например:
Хотя позже Папы приняли условия для смешанных браков, в 19 веке подобные союзы, по мнению Льва, считались частью продолжающейся рационалистической атаки на таинство:
Также следует позаботиться о том, чтобы было нелегко вступить в брак с некатоликами; поскольку, когда умы не сходятся во мнениях относительно религиозных обрядов, едва ли можно надеяться на согласие в других вопросах. … они дают повод для запрещенных объединений и общения в религиозных вопросах; могу подвергнуть опасности веру союзника-католика; в самой сути своей являются препятствием для верного образования детей; и часто приводят к смешению истины и лжи и к вере в то, что все религии одинаково хороши.
Arcanum учила тому, что, поскольку семейная жизнь является зародышем общества, а брак — основой семейной жизни, здоровое состояние гражданского общества не меньше, чем религиозного общества, зависит от нерушимости брачного союза. Основной тезис данной энциклики звучит следующим образом: миссия Христа заключалась во включении человека в Высший порядок. Это должно принести пользу человеку также в порядке земном, естественном; сначала индивидууму, а затем, как следствие, человеческому обществу. Изложив этот принцип, энциклика становится орудием продвижения христианского брака, возводящего семью в статус объекта святости как ячейки общества. Брачный союз, установленный Богом, изначально имел два свойства: единство и нерасторжимость. Из-за человеческой слабости и своенравия он со временем был испорчен; многоженство разрушило его единство и подорвало его нерасторжимость. Христос восстановил первоначальную идею человеческого брака и, чтобы закрепить его священный статус, вознаградил брак достоинством причастия. За мужем и женой закреплены взаимные права и обязанности. Были также подтверждены взаимные права и обязанности между родителями и детьми: первым — право управлять и обязанность обучать; для последних — право на родительскую заботу и долг почтения. Христос учредил церковь, чтобы продолжать свою миссию перед людьми. Церковь, верная своему поручению, всегда утверждала единство и нерасторжимость брака, относительные права и обязанности мужа, жены и детей; она также утверждала, что, поскольку земной брачный союз объявлен священным, и двое отныне являются одним целым, так что между христианами не может быть никакого другого брачного союза. Следовательно, признавая право гражданской власти регулировать гражданские вопросы и их последствия в сфере брака, церковь всегда претендовала на исключительную власть над брачным союзом и его основными положениями, поскольку он оставался таинством. Энциклика показывает в свете истории, что на протяжении веков церковь осуществляла эту власть, а гражданская власть её признавала. Но человеческая слабость и своенравие начали сбрасывать узду христианской дисциплины; земная власть начала отрицать власть церкви над брачными узами; и рационализм стремился поддержать их, установив принцип, согласно которому брачный союз вообще не является таинством, или, по крайней мере, земной союз и таинство — разные вещи. Отсюда возникла идея о расторжении брака и развода, заменяющих единство и нерасторжимость брачных уз. Энциклика указывает на последствия данного отступления в форме упадка семейной жизни и общества в целом. Как следствие, текст указывает на то, что церковь, утверждая свою власть над брачным союзом, показала себя не врагом, а лучшим другом гражданской власти и стражем гражданского общества. В заключение энциклика поручает всем епископам выступать против гражданского брака и предостерегает верующих от опасностей смешанных браков .
В двух более поздних энцикликах Лев выразил недовольство принятием закона, признающего гражданский брак в Перу и в Эквадоре . Лев возражал против этих законов, потому что они исключили Церковь из брачного союза и, следовательно, из учений Самого Христа и из церковного закона. Как он заявил в «Arcanum», Лев видел роль государства в институте брака, но основа брака должна лежать в контексте таинства, который может создать только Церковь: Суть союза может быть в некотором смысле отделена от природы таинства. Это означает, что хотя гражданская власть полностью сохраняет за собой право регулировать так называемые гражданские последствия, сам брак подчиняется власти церкви .