Красный Холм (Ярославский район)
- 1 year ago
- 0
- 0
Красный Холм — село в Шиловском районе Рязанской области , административный центр Краснохолмского сельского поселения .
Село Красный Холм расположено на Окско-Донской равнине на левом берегу реки Ибреды вблизи её истоков в 19 км к юго-западу от пгт Шилово . Расстояние от села до районного центра Шилово по автодороге — 25 км.
На территории села и в его окрестностях несколько небольших рек и ручьёв, поблизости от села — лесные массивы. Ближайшие населённые пункты — посёлки Краснохолмские Выселки и Лохино ( Путятинский район ), деревни Непложа и Чёмбар , село Крутицы .
По данным переписи населения 2010 г. в селе Красный Холм постоянно проживают 254 чел. (в 1992 г. — 547 чел. ).
В «Списках населённых мест Российской империи» за 1862 г. село упоминается с двойным названием — Красный Холм, Гавриловские Выселки тож, при речках Иберди, Тышаре и Минах.
По мнению рязанских краеведов А. В. Бабурина и А. А. Никольского, наименование Гавриловские Выселки связано с тем, что жители населённого пункта выселились в середине XIX в. из села Гавриловского Спасского уезда. В топониме Красный Холм первая часть образована от красный — «красивый, прекрасный», вторая — от холм «невысокая гора, горка». Село расположено на нескольких холмах.
По местному преданию, название «Красный» было дано селу потому, что при пахоте в окрестностях верхний слой земли оказался красным.
Село Красный Холм образовали переселенцы из села Гавриловское Спасского уезда, выселившиеся за 35 вёрст на юго-восток от родного села. В округе старинного города Спасска-Рязанского сёл и деревень было много. У каждого поселения были свои земельные угодья. Число жителей в Гавриловском росло быстро, а пашни было в мало (чуть более 2 дес. на душу мужского пола). Поэтому очень рано жители села Гавриловское стали заниматься бондарным промыслом, устраивались в наём на судовые работы на реку Оку . Но и это давало мало возможностей прокормить семью. Естественно, что семьи в таком положении бедствовали. К тому же у гавриловцев всё время возникали споры из-за земли со спасскими купцами и мещанами, с которыми у них было чересполосное землевладение. Горожанами всё время нарушались границы «по неопределённости прав владения» . Выход был один — переселение определённой части жителей села на новые земли.
Дело о переселении началось ещё в 1839 г. На запрос Палаты государственных имуществ, нет ли поблизости свободной казённой земли, уездный капитан-исправник сообщил, что самой ближайшей, достаточной площади участок находится в уезде в районе старинной Липецкой засеки, что в 25 верстах от Гавриловского по речкам Ибреди , Тымору, Минихе, в верховьях Непложи и Шестовой. Эта земля и была 4 августа 1842 г. на общем сходе гавриловцев выбрана для переселения. Произошло это накануне праздника Преображения Господня. Поэтому и храм, впоследствии построенный в селе, был освящён во имя этого праздника.
Палата государственных имуществ предложила составить список гавриловцев, желающих переселиться на новые земли. Всего к переселению предназначалось 659 ревизских душ мужского пола, не считая женщин. Средний душевой надел переселенцев определялся в размере свыше 4 дес. пахотной земли (в 2 раза больше чем в селе Гавриловское). Но желающих оказалось недостаточно. Поэтому на общем сходе было решено бросить жребий, кому выезжать. По жребию выпало и тем, у кого в Гавриловском имелись купчие земли, и, естественно, переселяться они не хотели. От них пошли жалобы в Палату и даже на имя самого императора Николая I с просьбой оставить их семьи на прежнем месте. Дело о переселении затянулось на долгих 5 лет.
Земля, доставшаяся переселенцам, была на месте сгоревшего леса и вся поросла кустарником. Нужно было положить много трудов, разрабатывая пахотные участки, выкорчёвывая пни. Переселение началось в 1847 г. (с этого года в приходе Вознесенской церкви села Крутиц встречаются в метрических книгах записи о первых родившихся и даже умерших среди переселенцев). Поселенцы первоначально селились на 5 холмах двумя отдельными посёлками, образовавшими 4 улицы, между ручьями Тышар и Миних у истоков реки Ибреди. Новое поселение получило двойное название Красный Холм, или Гавриловские Выселки.
Первоначально Красный Холм был приписан к приходу села Крутицы и числился деревней. Но 8 вёрст, особенно в непогоду, не всегда позволяли вовремя совершить крестины и другие требы. Поэтому в январе 1850 г. местные крестьяне обратились к святителю Гавриилу (Городкову) , архиепископу Рязанскому и Зарайскому, с прошением о возведении храма и образовании самостоятельного прихода. Но достаточных средств на строительство нового храма не было. Краснохолмцам помог случай: когда в близлежащем селе Сушки был построен новый каменный храм, они за 2800 руб. выкупили старый деревянный вместе с иконостасом и всеми принадлежностями и в 1852 г. перевезли его к себе. К 1855 г. храм был возведён на новом месте и освящён во имя Преображения Господня. Позднее в Преображенском храме был освящён придел во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1882 г. была открыта земская приходская школа .
К 1891 г., по данным И. В. Добролюбова , в приходе Преображенской церкви села Красный Холм, состоявшем из одного села, числилось 299 дворов, в коих проживало 1218 душ мужского и 1307 душ женского пола, в том числе грамотных — 466 человек. Центральная улица села именовалась до революции Попов Холм, так как на ней был построен храм, и поселился церковный причт. Другие названия улиц-холмов: Беляв Холм, Гулынки, Протасьев Холм (сейчас Миниха), Турков Холм, Выдерга.
По данным переписи 1897 г. общее число жителей села Красный Холм насчитывало чуть более 2,5 тыс. душ мужского и женского пола; в селе была своя земская школа. Из промышленных заведений имелись 3 винных лавки, 2 мелочных лавки, 2 кузницы, синильня, крупорушка, кирпичный завод, ветряная мельница и 3 молотильных машины. Местные крестьяне практиковали наём в работники и занимались отхожим промыслом: уходили, собираясь в артели, в Рыбинск , Ростов , но преимущественно в Петербург .
Ранняя история села Красный Холм оказалась связана с историей местечка Ольхи в 2 км к юго-востоку от села на берегу небольшого пруда. Окрестные земли в середине XIX в. приобрёл сапожковский капиталистый крестьянин Василий Иванович Полунин, занимавшийся кулёчно-рогожным промыслом. Ещё в 1851 г. В. И. Полунин с семьёй выкупился на волю, а в 1858 г. приписался в купцы 3-й гильдии по городу Спасску-Рязанскому. В благодарность за избавление от крепостной зависимости у В. И. Полунина возникла мысль об основании монастыря в Ольхах. Но столь большое дело как устройство монастыря требовало и больших средств, которых у В. И. Полунина не было. Тогда он пригласил в Ольхи своего знакомого, сапожковского старца Платона (в миру Павла), для которого построил здесь келью и сам подолгу живал здесь.
В 1875 г., после смерти старца Платона, Василий Иванович Полунин, передав дела своим сыновьям, сам поселился в Ольхах. Со временем к нему переселились бедные родственницы, а вскоре и все желающие, для которых он выстроил 4 кельи. А для общей молитвы в 1881 г. с разрешения епархиального начальства В. И. Полунин построил в Ольхах часовню. В 1887 г. по благословению преосвященного Феоктиста (Попова) , архиепископа Рязанского и Зарайского, на средства В. И. Полунина в Ольхах был построен небольшой каменный храм во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В том же году получила официальный статус богадельня при храме, где проживало уже 33 насельницы.
В 1895 г. В. И. Полунин умер, завещав Воздвиженскому храму и богадельне в Ольхах 435 дес. земли, и оставив их на попечение своих сыновей. Братья Павел и Василий Полунины выстроили рядом с Крестовоздвиженским храмом новые жилые и хозяйственные помещения, ежегодно давали на содержание богадельни 2000 руб., но выделили в пользование храму и богадельне только 30 дес. леса, пахотной и луговой земли. В 1898 г. братья Полунины вошли с ходатайством к преосвященному Мелетию (Якимову) , епископу Рязанскому и Зарайскому, о преобразовании богадельни в монашескую общину.
Переписка велась недолго и указом Святейшего Синода от декабря 1899 г. богадельня была преобразована в женскую монашескую общину. Начальницей её была назначена монахиня Рязанского Казанско-Явленского женского монастыря Палладия. В 1898—1901 гг. на средства братьев Полуниных был перестроен и значительно расширен Крестовоздвиженский храм, в котором были устроены ещё 2 придела — во имя Боголюбской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. Были построены также 6 флигелей для сестёр, хозяйственные помещения, дома для священнослужителей.
В 1902 г. Павел и Василий Васильевичи Полунины пожертвовали в общину святыни со Святой Горы Афон: частицу древа Креста Господня с пятью частицами святых мощей угодников Божиих и икону Божией Матери «Достойно есть – Милующая» в вызолоченной ризе стоимостью в 1000 руб. В обитель начали стекаться паломники из окрестных сёл и деревень. Число насельниц общины с каждым годом увеличивалось. В 1905 г. на станции Кунцево близ Москвы было построено подворье общины с храмом в честь преподобного Серафима Саровского (в 1917 г. оно получило самостоятельность и было преобразовано в Серафимовскую монашескую общину Московской епархии). Монахиня Палладия ввела в общине строгие монастырские правила. На свои средства она построила несколько зданий, завела различные мастерские. Работы сестёр общины были отмечены серебряной медалью на Всероссийской выставке монастырских работ, проходившей в Москве в 1909 г.
К 1914 г. на территории Крестовоздвиженской монашеской женской общины в Ольхах, помимо каменного Крестовоздвиженского храма и деревянной часовни, насчитывалось 9 одноэтажных корпусов: корпус начальницы, 4 корпуса для сестёр, трапезная, просфорня и хлебопекарня, деревянная колокольня. Община вокруг была обнесена тесовой оградой 140 сажень в длину и 85 в ширину. Вне ограды находились хозяйственные постройки, амбары, кладовые, скотный двор. Для богомольцев имелись 3 гостиницы. Два священника жили в отдельных домах за прудом. К ограде примыкал кирпичный дом, построенный в 1900 г. Павлом Васильевичем Полуниным для приезда в общину всей семьи Полуниных. Численность сестёр вместе с подворьем насчитывала около 100 человек.
Большие изменения к этому времени произошли и в селе Красный Холм. К 1910 г. здесь насчитывалось 366 дворов с численностью населения около 3 тыс. душ мужского и женского пола. Старая деревянная Преображенская церковь к этому времени обветшала, к тому же была маловместительной. В 1909—1910 гг. на средства прихожан на её месте был построен новый каменный Преображенский храм с приделами во имя Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца.
Однако не всех крестьян села Красный Холм устраивали большие расходы на строительство нового храма и рост монашеской общины на соседних с селом землях, которые скупались братьями Полуниными, державшими к тому же значительную часть сельчан в долговой кабале. Это со всей определённостью показали события 1917 г. , когда село Красный Холм оказалось охвачено массовым антицерковным движением. 29 апреля 1917 г. настоятель Преображенского храма села Красный Холм священник Алексий Константиновский, его супруга матушка Вера и их дочь Ирина были зверски убиты толпой крестьян в собственном доме.
Настоятельницей Крестовоздвиженской монашеской общины к этому времени была монахиня Нина (в миру — Елизавета Сергеевна Полунина). При ней 27 сентября 1918 г. в общине состоялся самый большой по численности постриг сестёр: 4 были пострижены в монашество и 14 человек в рясофорные послушницы. Среди сестёр, постриженных в иночество, была прославленная ныне в лике новомучеников и исповедников Российских преподобноисповедница (в миру — Анисия Столярова).
Поводом для репрессий против священнослужителей стала в 1922 г. компания по изъятию церковных ценностей для помощи голодающим Поволжья. В это время в селе Красный Холм была арестована крестьянка Анна Малюкова, давшая свой замок, чтобы закрыть Преображенский храм и уберечь его от разграбления, арестованы, а затем расстреляны, псаломщик Пётр Григорьевич Исаев и церковный староста Фёдор Иванович Лукашин. В Крестовоздвиженскую монашескую общину представители отдела по изъятию церковных ценностей прибыли 5 мая 1922 г. и изъяли следующие вещи:
«Чашу, две тарелочки, дискос, звездицу, напрестольный крест, дарохранительницу с ящиком, две крышки от Евангелия большого размера и две малого, среднее укрепление от него, ризу с иконы 4 фунта и угол от Евангелия. Общим весом 8 фунтов 78 золотников» .
Также были изъяты драгоценные (так в документе) ткани и парча весом 2 фунта 40 золотников.
В конце 1922 г. Крестовоздвиженская женская община по распоряжению властей была закрыта, а на её территории был организован инвалидный дом. Сёстры общины разошлись по своим родственникам, где помогали вести хозяйство, посещая приходские храмы. Многие устроились певчими и сторожами при приходских церквях. Некоторые из сестёр остались работать при инвалидном доме, кто прачкой, кто на хоздворе. Монастырский Крестовоздвиженский храм стал приходским и действовал до 1930 г.
В 1924 или 1925 г., по приглашению настоятеля Крестовоздвиженского храма священника Петра Климентовского, в обитель приезжал служить будущий священномученик . Его приезд собрал множество богомольцев с окрестных сёл. Собрались и сёстры обители. Была совершена всенощная. Отец Филарет допоздна принимал исповедь, на утро совершил Божественную Литургию. Позже, в 1930 г., в первый арест сестёр, следователи на допросах пытались узнать, постригал ли отец Филарет в свой приезд кого-либо в монашество.
В 1927—1928 гг. в селе Красный Холм было образовано товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ) , организаторами и шефами которого стали замоскворецкие предприятия города Москвы . На «организацию коллективных предприятий бедноты» в селе Красный Холм они выделили по плану-договору 500 руб., а в 1930 г. на период сельхозработ направили в село ремонтную бригаду. В 1935 г. на базе ТОЗа был образован колхоз имени И.В. Сталина. Первым председателем колхоза был Игнат Егорович Трушков. 3 сентября 1940 г. постановлением Рязанского облисполкома Преображенская церковь в селе Красный Холм была закрыта, а здание церкви было передано под клуб.
В 1930 г. был закрыт инвалидный дом на территории Крестовоздвиженской общины, которую передали колхозу. Здесь разместилась колхозная пасека, часть зданий была разобрана на дрова. Когда-то благоустроенная обитель к 1940-м гг. была почти полностью разрушена. С 1946 г. на территории бывшей монашеской общины начала работать Краснохолмская участковая больница. Главным врачом здесь работала заслуженный врач РСФСР Мария Павловна Горохова.
Однако не умирали в среде краснохолмцев и традиции подвижничества. Многие бывшие сёстры общины, дважды пройдя ссылки и тюрьмы (в 1931, потом в 1940 гг.), возвращались в село Красный Холм. Под видом обращения к врачу они приходили на территорию своей бывшей обители, чтобы здесь помолиться. Для общественной молитвы собирались по домам. К ним приходили и верующие сельчане. Преемственность этих молений сохранилась и до сих пор. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. краснохолмцы дважды подавали властям письменные просьбы о возобновлении богослужений в Преображенском храме, но безрезультатно. В 1950-е гг. в селе служил по домам старенький иеромонах Агапит (Ергин).
В 1986 г. Краснохолмская больница была закрыта. Новые перестроечные времена привели к почти полному разрушению и того, что ещё сохранилось. По неосторожности сгорела крыша здания бывшего Крестовоздвиженского храма, внутрь стали попадать осадки, полностью уничтожив росписи стен и штукатурку. Часть зданий (дома главного врача и медперсонала, амбулатория, прачечная, а также бывшая часовня) перешли в собственность завода «Эластик» посёлка Лесной Шиловского района. Здания и территорию предполагалось использовать под Дом отдыха для рабочих завода. Позднее на территории бывшей общины поселились предприниматели, решившие заняться фермерским хозяйством, здание бывшего храма использовалось ими для хранения зерна и мёда.
Наконец, в 1992 г. в селе Красный Холм был зарегистрирован приход Преображенской церкви, здание которой вернули верующим, но его восстановление требует значительных средств.
В 2005 г. Русской Православной Церкви была возвращена территория Крестовоздвиженской монашеской общины, и уже в ноябре высокопреосвященный Павел (Пономарёв) , архиепископ Рязанский и Касимовский, рукоположил иеродиакона Иоакима (Заякина), клирика Преображенской церкви города Рязани, в иеромонахи и настоятели возрождаемой Крестовоздвиженской церкви и Полунинской Крестовоздвиженской монашеской общины. 24 ноября 2005 г. отец Иоаким в сопровождении потомков Полуниных, Ивана Павловича и его внука Павла, прибыл на место предстоящего служения. В разрушенном храме перед главным алтарём был отслужен молебен на возрождение обители, а на месте захоронений — лития по основателю и сёстрам общины.
К 1 апреля 2006 г. на территории Полунинской Крестовоздвиженской монашеской обители было отремонтировано и освящено во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница» здание часовни. В настоящее время в Крестовоздвиженской Полунинской монашеской общине, настоятелем которой является иеромонах Иоаким (Заякин), подвизаются также иеромонах Гавриил (Железкин), 1 монах и 2 послушника. Идут работы по восстановлению храма.
В селе Красный Холм Шиловского района Рязанской области имеются отделение почтовой связи, фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), Краснохолмская основная общеобразовательная школа (филиал Шиловской СОШ № 1), Дом культуры и библиотека.
Основные грузо- и пассажироперевозки осуществляются автомобильным транспортом.