Interested Article - Гамлиэль II

Гамлиэль II или Гамлиил II (ум. ок. 114 года ) — палестинский танна, глава палестинских евреев в последние два десятилетия I-го и в начале II веков. Его именовали также Гамлиил Ямнинский (по городу Ямния ), — в отличие от своего деда, Гамлиэля I .

Биография

Энергично и успешно продолжал дело обновления, начатое рабби Иохананом бен-Заккаи . Согласно преданию, Иоханан на встрече с Веспасианом , первым добился от римского императора помилования для семьи Гамлиэля.

Глава синедриона

Предположительно, рабби Иоханан отказался от своего поста председателя учёной корпорации в Ямнии ( Явненская академия ), заменившей иерусалимский синедрион , и освободившийся пост был предоставлен Гамлиэлю, руководству которого охотно подчинились даже те ученики р. Иоханана, которые своей учёностью превосходили Гамлиэля. Один из этих учеников, Элиезер бен-Гирканос , женился на сестре Гамлиэля, Имме Шалом .

Гамлиэль был официально призван римскими властями главой народа, удостоившись при этом титула «патриарха» ( наси ; около 80 г.), и ездил в Сирию со специальной целью получить утверждение в сане от римского наместника .

Цели Гамлиэля сводились к прекращению старых школьных несогласий, предупреждению новых и восстановлению внутреннего единства иудаизма . Для чего он усердно работал над поднятием авторитета ямнинского синедриона, а также своего личного престижа, чем возбудил подозрение, будто печётся главным образом ο собственных интересах. Его главной заслугой стало устранение соперничества между школами Гиллеля и Шаммая , — соперничества, пережившего даже разрушение храма . В Ямнии, передает легенда , был услышан голос с неба ( бат-кол ), который возвестил, что хотя по существу правильны взгляды обеих школ (как «сло́ва Бога живого»), однако в практической жизни обязательны мнения только школы Гиллеля.

Гамлиэль прилагал все усилия к тому, чтобы решения, принимавшиеся синедрионом под его председательством, признавались всеми, и неумолимо применял отлучение к упорствующим противникам этих решений. Он подверг отлучению даже своего собственного шурина Элиезера б.-Гирканос . Другого знаменитого ученика Иоханана бен-Заккаи — рабби Иошую бен-Ханания — Гамлиэль заставил признать авторитет председателя в наиболее унизительной форме; именно он принудил его явиться к нему с денежной сумой и посохом в руках как раз в тот день, который, по мнению р. Иошуи, являлся днём Всепрощения . Гамлиэль отверг возражение на своё оповещение первого дня нового месяца . Он, однако, показал, что вовсе не имел намерения унизить р. Иошую: встав ему навстречу и поцеловав его в голову, он приветствовал его словами: «Добро пожаловать, мой учитель и ученик: мой учитель в науке, мой ученик, ибо подчинился воле моей».

В другом столкновении с тем же рабби Иошуей бен-Ханания, против которого он выступил с такой резкостью, что настроил против себя всё собрание и был лишён сана председателя. Не удалилишись, Гамлиэль продолжал уже в качестве члена собрания участвовать в учёных прениях, руководимых новым председателем Элеазаром бен-Азария . Вскоре он был восстановлен в прежнем сане, когда испросил прощения у pабби Иошуи, который сам стремился вернуть Гамлиэлю его положение, хотя председательство с тех пор распределялось поочередно между Гамлиэлем и рабби Элеазаром .

Поездка в Рим

Большим событием было его путешествие в Рим , предпринятое им в сопровождении его товарища Элеазара и двух выдающихся членов ямнинской академии, рабби Иехошуи бен-Ханания и рабби Акивы . Это путешествие, предполагается, было совершено в конце правления Домициана (95 год) и имело целью предотвращение опасности, грозившей евреям со стороны жестокого императора . Возможно, это относится к 96 году , то есть году вступления Нервы на римский престол .

Это путешествие, равно как пребывание учёных в Риме, не осталось без следа в галахической и агадической традиции . Особенно интересны сообщения ο дебатах, которые учёные вели с иноверцами в Риме и в которых Гамлиэль выступал главным оратором с еврейской стороны .

Талмуд упоминает ο пребывании Гамлиэля в Кафре Утнай (Kfar Uthnai) , в Эммаусе , в Лидде , в Иерихоне , в Самарии и в Тивериаде .

Домашние порядки и рабы

Две уступки сделал Гамлиэль своим домашним для облегчения суровых правил, ограждавших еврейство от влияния язычества: им было разрешено пользоваться зеркалом при стрижке волос на голове и изучать греческий язык . Его сын Симон передаёт , что в доме его отца несколько детей обучались «греческой мудрости».

Гамлиэль был трогательно привязан к своему рабу Таби и по случаю его смерти принимал утешения, как будто умер член его семейства . Однако «Таби» — не собственное, а нарицательное имя, которое носили все рабы в доме патриархов, как Гамлиэль I , так и Гамлиэль II, подобно тому как все рабыни в их доме носили имя «Табита» , причём отмечается, что в доме Гамлиэля обращались с рабами весьма вежливо и в обращении к ним прибавляли всегда титул «абба» или «имма», которые соответствовали словам «господин», «госпожа» и обыкновенно применялись только к свободным людям . Об одном своем рабе «Таби» Гамлиэль сам отзывается как ο настоящем учёном, называя его др.-евр. תלמיד חכם‎ ‏‎ ( талмид хахам ) .

Зарождающее христианство

Иногда Гамлиэлю приходилось отражать нападки христиан ; один из них, философ, злорадно вывел из текста пророка Осии ( Ос. ), будто Бог совершенно покинул Израиль .

Нововведения

Еврейская секта исповедовавших Христа вместе с гностиками и другими еретиками была известна под одним общим названием «миним» (Мааминим Иешуа Ноцри - Иешуа Машиах: верящие, что Иисус из Нацерета - Иисус Христос). Опасность, представляемая этой сектой для единства иудаизма, побудила Гамлиэля позаботиться ο составлении нового соответственного молитвословия, которое было поручено сочинить Самуилу га-Катану и вошло в качестве составной части в главную ежедневную молитву восемнадцати бенедикций . Эта молитва ( Шемоне-Эсре ), которая вместе с Шема образует главную часть еврейского молитвослова, обязана Гамлиэлю своей окончательной редакцией . Он также сделал обязательным для каждого еврея три раза в день чтение этих «восемнадцати молитвословий» .

Также другая часть еврейской литургии обычно приписывается Гамлиэлю, именно введение молитвенного чина первого пасхального вечера, объяснение символического значения главных пасхальных обрядов .

Учение

Сохранилось довольно много взглядов Гамлиэля из области галахи. Иногда мнения Гамлиэля и Элиезера бен-Гирканос были прямо противоположны воззрениям Иошуи бен-Ханания , иногда Гамлиэль занимал середину между более суровым Элиезером и сравнительно мягким Иошуей бен-Ханания .

В области агады сохранились четыре дискуссии по вопросам библейской экзегетики ; все они заканчиваются желанием Гамлиэля выслушать мнение агадиста рабби .

В своих изречениях Гамлиэль рисует разложение и испорченность своего времени; один из подобных отрывков заканчивается намёком на императора Диоклетиана : «С тех пор как увеличилось число лживых судей, увеличилось также число лжесвидетелей; с увеличением числа доносчиков имущество обывателей стало расхищаться; с увеличением числа нахалов порядочные люди позабыли ο своём человеческом достоинстве; с тех пор как возлюбленные дети разгневали своего небесного Отца, он поставил над ними бессердечного царя, который заставляет их расплачиваться за свои грехи. Подобным царем был Артаксеркс , сначала убивший жену в угоду своему другу, а затем последнего в угоду своей новой жене» .

Примечания

  1. 11 // Preface to Mishneh Torah, Transmission of the Oral Law
  2. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  3. Гит., 56б
  4. Шаб. , 116б; Баб. М. , 59б
  5. др.-греч. ηγετών ; Эдуйот , VII, 7, 7; Сангедр. , 11б
  6. Иер. Бер. , 3б; Эр. , 13б
  7. Б. M. , 59б
  8. Мишна, Рош Гаш. , ibid., 25аб
  9. Бер. , 27б — 28а; Иер. Бер. , 7cd
  10. Грец , Geschichte, 3 изд., IV, 109
  11. Грец, Geschichte der Jaden, т. ΙV, изд. 4-е, стр. 110, прим.
  12. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  13. см. Бахер , Agadah der Tan., Ι, 84
  14. ibidem, 85
  15. Гит. , I, 5; Тосеф. Гит., I, 4
  16. Хулин, 91б
  17. Тосеф. Песахим, II, 10
  18. Тосефта Бер., IV, 15
  19. Тосеф. Демай , V, 24
  20. Тосеф. Шаб. , XIII, 2
  21. Тосеф. Абода Зара , III, 5; ср. Иер. Абода Зара, 41а
  22. Тосефта Сота , XV, 8; Сота, конец
  23. Сота, 49б
  24. Сук. , II, 1
  25. Бер. , II, 7
  26. Иер. Нид. , I, 49d
  27. там же
  28. М. Сукк. , II, 1
  29. Иеб. , 102; Мидр. Teг. к Пс., 10
  30. Брахот , 28б; Мегилла , 17б
  31. см. Monatsschrift , XLVI, 430
  32. см. Песахим , X, 5; ср. Тосеф. Песах. , X, 12
  33. Кет. , I, 6—9
  34. Шеб. , IX, 5; Тер. , VIII, 8
  35. на Прит. ; см. Б. Б. , 10б; на Быт. , Хул. , 92а; на Быт. ; см. Шаб. , 55б; по Есф. ; см. , 15б
  36. Введение к Мидр. Абба Горион , , начало

Ссылки

Источник —

Same as Гамлиэль II