Interested Article - Гауш, Александр Фёдорович

Александр Фёдорович ( Александр Густав Адольф ) Гауш ( нем. Alexander Gustav Hausch ; 30 августа [ 11 сентября ] 1873 , Санкт-Петербург 7 сентября 1947 , Симферополь ) — живописец, график, сценограф, педагог, художник кукольного театра, меценат, профессор живописи. Писал в основном натюрморты и пейзажи.

Биография

Родился 30 августа ( 11 сентября ) 1873 года в Санкт-Петербурге . Отец — Фёдор Фёдорович Гауш ( нем. Viktor Karl Theodor Hausch ; 1845—1929), купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга, мать — Матильда Леонтьевна, урождённая баронесса фон Гауфф ( нем. Mathilde Amalie Luise von Hauff ; 1846—1907) .

Обучался в Реформатском училище (Санкт-Петербург) (1885—1889), в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (1889—1893), у П. П. Чистякова , в петербургской Академии художеств у А. А. Киселёва (1893—1899). В 1885 году [ уточнить ] 2 месяца учился в Академии Жюлиана в Париже. В 1899 году получил звание художника (с правом на чин X класса и правом преподавания рисования в учебных заведениях) за картины «Под вечер» и «Ветер».

В 1894 году совершил поездку по России. Неоднократно путешествовал по Германии, Франции, Италии, Австрии; посетил Испанию (1906) и Англию (1911—1912). В августе 1897 года женился на Любови Николаевне Милиоти . С 1897 г. был постоянным участником художественных выставок.

До 1924 года жил в Петрограде в собственном доме ( Английская наб ., 74, т. н. Дом Гауша ).

В 1904 году подготовил в соавторстве с учебное пособие «Рисунки русских художников» ( СПб. , 1904).

Один из основателей Нового общества художников (член-учредитель и секретарь, участвовал в выставках 1904-05, 1907), член объединения « Мир искусства » (с 1916, экспонент с 1911). Произведения Гауша были представлены на международных выставках в Вене (1908), Брюсселе (1910), Риме (1911), Венеции (1914), Балтийской выставке в Мальме (1914), на выставках Общества художников им. А. И. Куинджи , Товарищества южнорусских художников (1922), персональной выставке в Петрограде (1916). Выставлялся на Весенних выставках в залах Академии художеств , Союза русских художников , , . Участвовал в выставках «Венок», «Венок-Стефанос», в Салоне В. А. Издебского . Сотрудничал в легендарном петербургском литературно-артистическом кабаре « » .

С весны 1907 года участвовал в деятельности , с октября 1909 член дирекции и 1-й хранитель Музея Старого Петербурга (до 1920 года). Один из создателей Музея Города (1918). Вместе с А. Н. Бенуа оформлял « » в залах Академии художеств (1911).

Особое внимание, уделявшееся Гаушем сохранению исторического наследия, было отмечено искусствоведом Муратовым в качестве анекдота и ставилось в пример московским властям:

…Мне рассказали о благородных и заслуживающих всякого сочувствия вмешательствах в дело окраски одного петербургского художника-архитектора г. Гауша. Видя, что предпринимается окраска какого-нибудь дома, имеющего художественную ценность, г. Гауш являлся к владельцу и просил у него разрешения участвовать в деле окраски своим безвозмездным советом. Так как это не удорожало работы, домовладельцы охотно соглашались, и таким путем удалось восстановить первоначальную окраску многих петербургских зданий.

П.П. Муратов. Красота Москвы // Московский еженедельник. — 1909. — 10 октября (№ 40)

Преподавал в Сухаревской школе Женского патриотического общества (1907), художественных классах Школы народного искусства (1912-24, после 1917 — в составе Техникума кустарного искусства). После Февральской революции 1917 года входил в комиссию, занимавшуюся вопросом о Министерстве искусств, работал в спецкомиссии по художественной промышленности и кустарному делу. После Октябрьского переворота преподавал в различных учебных заведениях Петрограда . Сотрудничал в петроградском « Доме искусств ». В начале октября 1918 года был приглашен Шагалом в Витебск «в качестве хранителя организуемого музея», как о том сообщала газета «Витебский листок» , но предложение не принял. Участвовал в Первой государственной свободной выставке произведений искусств (1919), выставке петроградских художников всех направлений (1923) в Петрограде, Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине (1922), передвижной выставке русского искусства по США (1924—1925), выставках (1925-29) в Одессе и других.

Особое место в жизни Александра Федоровича занимало увлечение кукольным театром: в 1916 году в его собственном доме в Петербурге состоялся первый спектакль театра марионеток, на котором присутствовали Александр Блок и Анна Ахматова ; в 1916 году, вместе с товарищами по объединению «Мир искусства» ( М. Добужинский , Н. Калмаков , С. Маковский , П. Сазонов), состоял в художественном совете Петроградского театра марионеток Ю. Слонимской; принимал участие в создании спектакля «Силы добра и волшебства» ; в 1924 Гауш выступил одним из организаторов Театра Петрушки (ныне театр им. Е. Деммени в Санкт-Петербурге). Страсть эта передалась и сыну художника — (1900—1983) стал известным драматургом кукольных театров, автором пьес «Наш цирк», «Негритенок Том», «Набат», «Веселый портняжка» и многих других .

Китайская ваза, 1915—1916

В 1924 году Александр Федорович с супругой, художницей Любовью Николаевной Милиоти (1877—1943), переехали на юг (из-за ухудшающегося состояния здоровья Любови Николаевны). Сперва, с 1924 по 1928, они живут в Севастополе, затем, в 1928—1935, — в Одессе. С 1939 — в Ялте, Симферополе. Член объединения « Всекохудожник » (1931), (1941). Преподавал в художественных школах Севастополя и Одессы — Художественном институте (1928-34, профессор с 1928) и Художественном училище (1934-38). Известны живописные портреты Александра Гауша, выполненные Д. Н. Кардовским (1906) и супругой Гауша (1920-е гг.).

С приходом войны супруги оказались на оккупированной территории, в Ялте. В блокадном Ленинграде погибла старшая дочь Вера. В 1943 году Александр Федорович и Любовь Николаевна уехали в Австрию, где жили дальние родственники Гауша . По окончании войны, похоронив супругу в Австрии (точная дата смерти и место захоронения неизвестны), Гауш, пройдя фильтрационный лагерь, возвращается в СССР и селится в Симферополе. По свидетельствам, обнаруженным исследователями в последние годы, репрессиям не подвергался: « В письме Управления ФСБ России по Омской области от 19. 05.2011, в частности, говорится: „По имеющимся сведениям — Гауш Александр Федорович, 1873 г. р., уроженец г. Ленинграда, был эвакуирован немцами вместе с женой в Австрию, до эвакуации проживал в Ялте, госпроверку проходил в ПФЛ № 301 (г. Нёйнкирхен, Австрия) по состоянию на 28.04.1946 г., вернулся в Крым “».

7 сентября 1947 года Александр Гауш трагически погиб в Симферополе, попав под трамвай. Захоронен на Старом симферопольском кладбище, что возле храма Всех Святых. В рамках юбилейных мероприятий, приуроченных к 140-летию со дня рождения художника, в 2013 году на могиле Гауша было установлено новое надгробие, на доме, где он провел последние годы жизни, была установлена мемориальная доска (на тот момент единственный мемориальный знак, посвященный Гаушу) .

В 1992 в Русском музее в Петербурге прошла ретроспективная выставка художника, включавшая около 75 картин и рисунков, написанных, в основном, в петербургский период жизни художника.

Произведения Гауша находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее , Государственном Русском музее , Государственном художественном музее Латвии в Риге , ГМИИ Республики Татарстан и в других музейных и частных коллекциях России, Украины, Армении, Казахстана.

Творчество

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. // Erik-Amburger-Datenbank (нем.)
  3. // Erik-Amburger-Datenbank (нем.)
  4. . www.chagal-vitebsk.com. Дата обращения: 23 октября 2015. 4 марта 2016 года.
  5. П.П. Муратов. (рус.) // Московский еженедельник. — 1909. — 10 октября ( № 40 ). — С. Стлб. 49--56 . 23 сентября 2016 года.
  6. Гауш скорее всего в начале 20-х пытался покинуть Россию, но не смог добиться разрешения. Об этом Александр Бенуа вскользь упоминает в дневниковой записи от 9 июня 1922 года.
  7. . www.chagal-vitebsk.com. Дата обращения: 23 октября 2015. 4 марта 2016 года.
  8. См., например, от 4 августа 2016 на Wayback Machine Третьей осенней выставки картин Общества Костанди (1927)
  9. . КРЫМ НАВСЕГДА. Дата обращения: 22 октября 2015. 5 марта 2016 года.
  10. История спектакля подробно описана в статье Ю. Л. Сазоновой-Слонимской «Письма Райнер Маріа Рильке» ( от 1 октября 2015 на Wayback Machine ). См. также у Сергея Образцова в «Моя профессия».
  11. Борис Голдовский. Куклы: Энциклопедия.. — М.: «Время», 2004.
  12. КРЫМ НАВСЕГДА. Дата обращения: 22 октября 2015. 12 октября 2016 года.

Литература

  • // Аполлон : журн. — 1913. — Октябрь ( № 8 ). — С. 16—24 .
  • Выставка картин и этюдов А. Гауша. Каталог. — Пг. , 1916.
  • А. Ф. Гауш. Каталог выставки. — СПб. , 1922
  • Гауш А. Ф. [Автобиография] // Советские художники. — М., 1937. — Т. 1. — С. 45—48.
  • Александр Федорович Гауш. Каталог выставки / Г. К. Кречина, М. И. Шумова. — Изд. Государственный русский музей, 1992.
  • Пушкарев С. Н. Александр Федорович Гауш: возвращение из небытия // XIV Таврические научные чтения: сб. материалов. Ч. 2 / М-во культуры РК, Центр. музей Тавриды; ред. Е. Б. Вишневская. — 2014. — С. 69—103.
  • Аксенова Л. А. Современники о последних годах жизни А. Ф. Гауша: записки музейного работника // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. — СПб., 1997. — Вып. 2. — С. 35-47.

Ссылки

  • на сайте «Немцы России»
  • в базе данных проекта RusArtNet.com
  • Гусарова М.
  • Гусарова М.
Источник —

Same as Гауш, Александр Фёдорович