Interested Article - Виттреск
- 2021-03-04
- 1
Виттре́ск ( швед. Hvitträsk «белое озеро») – вилла в Киркконумми на берегу озера Виттреск-ярви, расположенном в 30 километрах к западу от Хельсинки . Основная часть виллы была построена в 1903 году финскими архитекторами Элиэлем Саариненом , Германом Гезеллиусом и Армасом Линдгреном . Архитектурный объект считается жемчужиной финского национального романтизма и с 1971 года функционирует как музей.
История
В 1896 году выпускники политехнического института в Хельсинки Элиэль Сааринен (1873–1950), Армас Линдгрен (1874–1929) и Герман Гезеллиус (1874–1916) организовали свое архитектурное бюро «Гезеллиус, Линдгрен, Сааринен» (Arkkitehtitoimisto Gesellius, Lindgren, Saarinen), просуществовавшее до 1904 года . Наиболее известными работами архитекторов стали вилла Виттреск, Национальный музей Финляндии , центральный железнодорожный вокзал Хельсинки со всей инфраструктурой и павильон Финляндии на Всемирной выставке в Париже 1900 года , который совместил в себе архитектурные формы, объединяющие мотивы народного зодчества Северной Европы , немецкого югендстиля и английского модерна . Этот павильон вместе с виллой считаются одним из первых примеров финского национального романтизма.
Строительство виллы Виттреск началось в 1902 году. В 1903 году бюро «Гезеллиус, Линдгрен, Сааринен» переехало из Хельсинки в Виттреск, тем самым превратившись из места проживания в дом-студию. Окончательное переселение архитекторов со своими семьями состоялось в 1904 году. На рубеже 1904 и 1905 годов архитектурное бюро распалось в силу жизненных и творческих разногласий его участников. Еще до въезда семейств в Виттреск был расторгнут брак между Элиэлем Саариненом и Матильдой Гюльден, а в марте 1904 каждый из них вступил в новый союз: Гюльден вышла замуж за Германа Гезеллиуса , а Сааринен женился на Луизе (Лое), сестре Гезеллиуса . В январе 1905 года Армас Линдгрен вместе с семьей вернулся в Хельсинки в связи со своими возрастающими обязанностями художественного руководителя Центральной школы прикладного искусства (позже известной как Университет промышленного искусства). Сааринен и Гезеллиус продолжали жить и сотрудничать в доме-студии до 1907 года, а после начали работать отдельно. В 1916 году Гезеллиус умер, и Виттреск полностью перешел во владение Сааринена .
18 июля 1922 года на вилле случился пожар. Спроектированная Линдгреном часть дома – шпиль и северное крыло – сгорела дотла. В декабре того же года Сааринен узнал о своей победе на конкурсе по проектированию новой штаб-квартиры для газетного издательства «Чикаго трибюн» в США. В результате этого все семейство переехало в Соединенные Штаты в 1923 году. Тем не менее Сааринен посещал Виттреск каждое лето вплоть до продажи виллы в 1949 году . До 1968 года Виттреск находился во владении Анелмы и Райнера Вуорио . Затем вилла перешла банку и спустя год оказалась у Фонда «Wuorio», осуществившего реставрацию архитектурного объекта между 1969 и 1971 годами. В 1971 году основное здание стало музеем, а остальные постройки преобразились в кафе и ресторан. В 1981 году ответственность за содержание и право собственности было выкуплено государством при поддержке Национального совета по древностям .
Вилла
Здания
Виттреск – это комплекс, состоящий из нескольких зданий. Одним из основополагающих принципов архитектурного объекта является его гармонирование с ландшафтом , что достигается за счет использования естественных природных материалов . Сааринен прокомментировал архитектурный стиль своего первого архитектурного бюро следующим образом:
«Мы вернулись к природе материала и пытались найти простой и честный способ его использования»
|
“We went back to the nature of the material and tried to find a simple and honest way of using this material”
|
Albert Christ-Janer. Eliel Saarinen : Finnish-American architect and educator. — Chicago ; London: University of Chicago Press, 1979. — С. 9. — 169 с. — ISBN 0226104648 . |
Идея Виттреска состояла в том, чтобы соединить рабочий офис и жилое пространство в сельской обстановке . Архитектурный комплекс расположен в лесистой местности на берегу озера Виттреск, в 30 километрах от Хельсинки. Уже в начале XX века неподалеку от виллы была железнодорожная станция, обеспечивающая быстрое и удобное сообщение со столицей .
Для фундамента были использованы гранитные валуны . Главное здание в южной части архитектурного ансамбля, спроектированное Саариненом в стиле национального романтизма, также известного под названием «северный модерн» , сложено из сосновых бревен на манер карельских изб . Армас Линдгрен спроектировал северную часть, отличительной чертой которой стала срубная башня-бельведер со шпилем. Части Сааринена и Линдгрена соединены просторной общей архитектурной мастерской. Черный дом Гезеллиуса, построенный из просмоленных до черноты бревен с приземистой башней из гранитных валунов, находится на противоположной стороне двора . Части Линдгрена и Гезеллиуса напоминают английские и немецкие образцы усадебной архитектуры .
Интерьер
Внутреннее убранство также спроектировано и реализовано лично архитекторами и их знакомыми художниками.
«…Помещения в доме были оформлены в истинно национальном «вкусе», с использованием богатой орнаментации и эстетическим осмыслением «обнаженных» балочных конструкций. Убранство интерьеров удачно дополняла и оригинальная по формам мебель, специально выполненная в соответствии с чертежами зодчих» .
Интерьер дома составляют ковры и мебель ручной работы (в том числе – кукольная в детских комнатах), витражи, печи и камины, отделанные глазурованной плиткой цвета морской волны, чеканная медная утварь, настенные подсвечники и дверцы, узоры на деревянных предметах, выполненные в технике инкрустации металлической нитью .
Гости
Виттреск стал своеобразным культурным центром и местом встреч передовых умов и деятелей искусства начала прошлого столетия. На вилле в то или иное время гостили композиторы Ян Сибелиус , Роберт Каянус и Густав Малер , немецкий историк искусства Юлиус Мейер-Грефе , венгерский скульптор Геза Мароти, итальянский литературный критик и писатель Уго Ойетти, финские архитекторы Густав Стренгелль и Бертель Юнг, художники Аксели Галлен-Каллела , Вайно Бломстедт, Ээро Ярнефельт и Алпо Сайло . Кроме того, в Виттреске также бывал и Максим Горький . Русский писатель провел зиму 1905 года в Хельсинки у Галлен-Каллела, прячась от царских жандармов . Сааринену Горький запомнился стоящим на балконе Виттреска :
«Наиболее ярко мне запомнилось, как он
[Горький]
стоял на балконе башни в Виттреске одной прекрасной летней ночью; запрокинув свои большие, длинные руки к звездному небу, пристально смотря на темные сине-зеленые холмы, освещенные неземным сиянием, он воскликнул: “И есть люди, утверждающие, что Бога нет!”»
|
“I remember him most vividly as he was standing in the tower balcony of Hvittrask one brilliant summer night; throwing up his great, long arms toward the starlit heavens, he exclaimed as he stared out at the dark blue-green hills lighted by an unearthly glow of colored light, ‘And there are men who say there is no God!’”
|
Albert Christ-Janer. Eliel Saarinen : Finnish-American architect and educator. — Chicago ; London: University of Chicago Press, 1979. — С. 21. — 169 с. — ISBN 0226104648 . |
Музей
С 1971 года Виттреск стал доступен широкой общественности в качестве музея. Сегодня музей можно посетить с 1 мая по 30 сентября. Посещение во время Международного дня музеев бесплатно. На территории работает кафе и сувенирная лавка. Доступны услуги гида .
Галерея
-
Вид на здание со стороны озера
-
Вид на озеро
-
Кафе
-
Парковые пропилеи
-
Детская комната
-
Студия
-
Столовая комната
-
Гостиная
-
Библиотека
-
Рельеф Геза Мароти "Ангел воскрешения" в студии
-
Витражи Ольги Гуммерус-Эрстрём "Женихи-соперники"
Примечания
- ↑ Hvitträsk Studio residence of Hermann Gesellius, Armas Lingren and Eliel Saarinen / Kirkkonummi // Bringing art to life: turn-of-the-century Finnish artists' homes / Lindqvist, Leena, 1936-; Ojanen, Norman, valokuvaaja.; Kava, Ritva, kirjoittaja.; Gallen-Kallela-Sirén, Aivi, kirjoittaja.; Steffa, Tim, kääntäjä.; Ongpin, Patricia, kääntäjä.. — Helsinki: Otava, 2008. — С. 153 - 173. — 239 с. — ISBN 978-951-1-22388-7 .
- Елена Федотова (2013-04-23). . Коммерсантъ . из оригинала 27 декабря 2016 . Дата обращения: 12 февраля 2021 .
- Екатерина Дубровская . "Виттреск": дом, как произведение искусства// Исторический журнал. - 2012. - № 6
- ↑ Hvitträsk: koti taideteoksena = Hvitträsk: the home as a work of art / Pallasmaa, Juhani.; Suomen rakennustaiteen museo.. — Helsingissä Hki: Otava, 1987. — 127 с. — ISBN 951-1-09180-8 . — ISBN 978-951-1-09180-6 .
- ↑ от 15 августа 2020 на Wayback Machine [доступно на 07.02.2021]
- ↑ Николаева Н. А. Музейная реконструкция как форма представления региональных особенностей «северного модерна». Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. Санкт-Петербург, 2016.
- Портал «Деловой квартал» от 26 февраля 2021 на Wayback Machine [доступно на 07.02.2021]
- Кириллов В.В. Архитектура «северного модерна». — Москва: Эдиториал УРСС, 2010. — С. 66. — 160 с. — ISBN 978-5-484-01162-9 .
- от 24 ноября 2020 на Wayback Machine [доступно на 07.02.2021]
Литература
- Albert Christ-Janer . . — Chicago; London: University of Chicago Press, 1979. — С. 9, 21. — 169 с. — ISBN 0226104648 .
- Hvitträsk: koti taideteoksena = Hvitträsk: the home as a work of art / Pallasmaa, Juhani; Suomen rakennustaiteen museo. — Helsinki: Otava, 1987. — 127 с. — ISBN 951-1-09180-8 . — ISBN 978-951-1-09180-6 .
- Hvitträsk Studio residence of Hermann Gesellius, Armas Lingren and Eliel Saarinen / Kirkkonummi // Bringing art to life: turn-of-the-century Finnish artists' homes / Lindqvist, Leena, 1936–; Ojanen, Norman, valokuvaaja.; Kava, Ritva, kirjoittaja.; Gallen-Kallela-Sirén, Aivi, kirjoittaja; Steffa, Tim, kääntäjä; Ongpin, Patricia, kääntäjä. — Helsinki: Otava, 2008. — С. 153–173. — 239 с. — ISBN 978-951-1-22388-7 .
- Екатерина Дубровская . "Виттреск": дом, как произведение искусства// Исторический журнал. — 2012. — № 6
- Елена Федотова. Финский романтизм усадьбы "Виттреск" , Коммерсантъ (23.04.2013).
- Кириллов В.В. Архитектура «северного модерна». — Москва: Эдиториал УРСС, 2010. — С. 66. — 160 с. — ISBN 978-5-484-01162-9 .
- от 15 августа 2020 на Wayback Machine [доступно на 07.02.2021]
- Николаева Н. А. Музейная реконструкция как форма представления региональных особенностей «северного модерна». Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. Санкт-Петербург, 2016.
Ссылки
- от 24 ноября 2020 на Wayback Machine
- Портал «Деловой квартал» от 26 февраля 2021 на Wayback Machine [доступно на 07.02.2021]
- 2021-03-04
- 1