Особняк Э. Э. Брёмме
- 1 year ago
- 0
- 0
Особня́к Ке́кушевой ( дом Сми́тского ) — московское здание, возведённое архитектором Львом Кекушевым в начале XX века для своей семьи. Формально участок принадлежал жене архитектора Анне Ионовне Кекушевой, но вскоре был продан. После Октябрьской революции усадьбу передали в управление Бюро по обслуживанию иностранцев , затем — Главному управлению по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России (ГлавУпДК) . По состоянию на 2014 год в здании располагалось оборонное ведомство посольства Египта , после реконструкции 2018-го особняк заняло одно из подразделений дипломатического корпуса .
В 1875 году владельцем участка числился И. И. Доброхотов, при котором землю занимал классический особняк с мезонином . Декор дома был характерен для послепожарной застройки Москвы, и когда в 1900-м территорию выкупил архитектор Лев Кекушев, он подал прошение в городскую управу о сносе обветшалых строений. По традиции того времени новоприобретённую собственность записали на имя его жены Анны Ионовны. Из-за большой занятости архитектора проект новой усадьбы, представленный в городскую управу, подготовил его помощник Василий Сергеевич Кузнецов. Когда власти одобрили задумку в простых модерновых формах, Кекушев приступил к строительству дома по собственным чертежам. Они были разработаны ещё в 1899 году по заказу Саввы Мамонтова , из-за банкротства которого задумку не реализовали .
Вскоре после завершения строительства в 1903 году дом выставили на продажу из-за финансовых затруднений хозяина. Вскоре Кекушеву удалось рассчитаться с кредиторами, но уже в 1906-м архитектор расстался с женой и выехал из дома. Через два года особняк продали, в дальнейшем он был отмечен в документах как «дом Смецкого» или «дом Смитского» . После Октябрьской революции усадьба перешла в ведение Бюро по обслуживанию иностранцев, которое позднее реорганизовали в ГлавУпДК при МИД России . После 1920-х годов с фасада демонтировали массивную скульптуру льва, а также кроноподобное лепное завершение крыльца, устои ворот и отдельные элементы рельефа. Архитектор Алексей Очнев полагает, что оригинальный декор был выполнен из гипса и мог обветшать к тому моменту . В этот же период изменили общее цветовое решение дома, реконструировали хозяйственные флигеля . C 1960-х годов здание занимал военный атташе Объединённой Арабской Республики , позднее в его стенах расположилось оборонное ведомство посольства Египта .
Во время реконструкции 2014—2018 годов восстановили оригинальное убранство особняка. Работы проходили под руководством архитекторов Алексея Очнева и Георгия Орлова. Реставраторы восстановили черепицу , выполненную из сплава титана и цинка , расчистили рельефный декор и открыли заложенные ранее окна, отремонтировали деревянную парадную лестницу, обновили потолочные балки гостиной. Подвалы дома укрепили от воздействия сточных вод , отремонтировали инженерные системы и стропильные конструкции. На крыше дома установили бронзовую статую льва, воссозданную по старым фотографиям. Её длина составила 4 метра, высота — 3,2 метра . Позднее проект реконструкции был признан лучшим на конкурсе «Московская реставрация — 2018» . Отреставрированное здание снова заняли дипломатические представительства, но оно открыто для посещений в рамках программы « Дни исторического и культурного наследия » .
По мнению ряда искусствоведов, именно особняк Кекушевой упоминается в романе « Мастер и Маргарита » как дом главной героини . Теория связана с третьей дочерью архитектора Кекушева, которая родилась в усадьбе на Остоженке . Позднее она вышла замуж за друга Михаила Булгакова художника Сергея Топленинова .
Собственный особняк Кекушева считается одним из выдающихся образцов московского модерна. Асимметричная композиция усадьбы имела сходство с формой классических европейских замков . Здание представлено разновеликими объёмами, смысловым центром ансамбля является гранёная башня с шатром . В подоконных филёнках третьего этажа её декорировали тёмной лепниной с изображением орлов , которая контрастировала со светлым цветом стен. Скульптура льва, венчающая трапециевидный щипец центрального ризалита , также отсылала к западноевропейской архитектуре. Декор напоминал скульптуру Рудольфа Вейера , венчающую плотину в Нюсдорфе , и свидетельствовал об авторстве архитектора . Сложная пластика разновеликих окон является отличительной чертой авторского стиля Кекушева. Так, массивное окно полуподвала выложено из отдельных камней и служит отсылкой к ранним формам ренессанса .
При разработке экстерьера Кекушев использовал рациональный подход и отказался от недолговечных элементов: стены облицевали розовой керамической плиткой, украсили цинковыми орнаментальными деталями, обрамления окон оформили контрастной светлой штукатуркой . Стены декорировали рельефом с растительным узором, выполненным в технике штукатурной лепнины . Цокольный этаж и небольшую лестницу крыльца выполнили из гранита . Эти поверхности создавали сложный цветовой и фактурный контраст фасадов. Во дворе в единой стилистике возвели конюшню и каретный сарай .
Здание включало пятнадцать комнат, выстроенных вдоль композиционного ядра — парадной лестницы. Её кованые перила декорировали стилизованными изображениями подсолнуха и лунника , символизирующими жизненный цикл человека. Площадку между первым и вторым этажами освещало массивное двухъярусное окно, рядом с ним скамейками огородили зону для детских игр и чтения. Верхние этажи занимали гостиные и хозяйские спальни, первый отвели под столовую, кабинет хозяина дома и буфетную, откуда позднее оборудовали дополнительную лестницу в подвал. Для удобства подачи блюд в помещении обустроили специальный лифт. Рядом с буфетной находилась просторная зала, соединявшаяся с открытым балконом дворового фасада. Позднее террасу переоборудовали в закрытый зимний сад. Гостиные второго этажа разделили трёхчастными деревянными дверьми с массивной стеклянной вставкой, что позволило визуально создать эффект единого пространства. Кессонный потолок комнат декорировали деревянными балками, холл также оформили деревянными панелями. Характерной чертой модерна считается объединение внешнего и внутреннего пространства . В доме Кекушевой этот приём использован в кабинете хозяина, где из окна хорошо виден Зачатьевский монастырь , который становится частью композиции .