Воронцово (усадьба)
- 1 year ago
- 0
- 0
Усадьба Неустроевых — А. Я. Башкирова — архитектурный ансамбль в историческом центре Нижнего Новгорода , Большая Печёрская улица , 20. Главный дом построен в 1806 году, флигель — в 1902—1903 годах.
Главный дом усадьбы — один из важнейших памятников деревянного зодчества Нижнего Новгорода. Флигель и конюшенный корпус — уникальный комплекс нижегородского модерна.
Исторические здания сегодня — объекты культурного наследия Российской Федерации .
Строителем и первым хозяином усадьбы был Емельян Башкиров — владелец речной флотилии пароходов и барж, земельных угодий и мельниц, один из богатейших купцов Нижнего Новгорода. Его сыновья, увеличив наследство отца, стали настоящими «мукомольными королями» на Волге . Яков Башкиров был фактически негласным главой города, лидером могущественной купеческой партии. Известен широкой благотворительной деятельностью .
Главный деревянный дом усадьбы построен в 1806 году. Каменный флигель в 1902—1903 годах. Здания выбивались из контекста окружающей застройки, из-за оригинального архитектурного решения. Основной дом — историко-архитектурный памятник деревянного зодчества. Флигель и конюшенный корпус А. Я. Башкирова — один из лучших образцов модерна в Нижнем Новгороде. Въезд во дворе комплекса оформлен в виде портала-ракушки с воротами арочной формы .
Краевед Н. Ф. Филатов указывал, что здания, которые сегодня считаются флигелем и конюшенным корпусом усадьбы Башкирова, представляли собой усадьбу крупного промышленника С. М. Рукавишникова .
В краеведческой литературе главный дом усадьбы известен как дом наследников Аверкиевых . Атрибуция разнится: временем постройки указывают как 1790-е годы, так и 1806 год . Изначально дом представлял собой типичный городской деревянный дом эпохи русского классицизма, со сдержанным декором: угловым рустом и четырёхколонным портиком. Уже в 1870—1880-х годах каменные дома строились с использованием ренессансных форм. Данная тенденция отразилась и на деревянной архитектуре, зачастую в виде перестройки старых домов. Архитектор А. Плотников в 1882 году перестроил в ренессансном стиле дом наследников М. Аверкиева. Он заменил крупные формы приставного портика измельчёнными деталями наличников с лучковыми сандриками по первому и прямоугольными — по мансардному этажу, разделив этажи сплошным карнизом с модульонами, овальными фестонами, спускающимися от карниза к окнам «шнурами» .
Сегодня дом представляет собой одноэтажное деревянное здание с мезонином на каменном цокольном этаже. Стены их брёвен, обшиты профилированными досками и окрашены. Стены цокольного этажа выполнены из красного керамического кирпича и облицованы деревом .
Фасад по улице Большой Печерской симметричный, в семь осей света. По центру расположен ризалит в три окна, завершённый мезонином под двускатной крышей. Фасад по улице Семашко также в семь окон и примыкает к флигелю усадьбы. Карниз кровли мезонина оформлен сухариками .
Заполнения оконных проёмов двустворчатые с форточками. По парадным фасадам, за исключением ризалита, в простенках обшивка устроена в виде филенок, дополненных в мезонине фигурными элементами. Углы оформлены в виде лопаток, с обшивкой, имитирующей руст. Сохранились деревянные декоративные элементы .
По сведениям Н. Ф. Филатова, в 1908 году крупный промышленник С. М. Рукавишников заказал только что прибывшему в Нижний Новгород после окончания Санкт-Петербургской Академии художеств архитектору А. Н. Полтанову проект усадебного комплекса на углу улиц Большой Печерской и Семашко. Перед этим Полтанов посетил много исторических городов России и увлёкся новым на тот момент стилем модерн .
Жилой двухэтажный дом (флигель) на полуподвале, с обращённым на улицу Семашко главным фасадом в пять окон получил весьма оригинальные окна обоих этажей, объединённые овальным врезом в кладку, внизу заканчивающимся поясом поребрика (эти элементы были внесены в результате изучения древнерусской архитектуры). Полукруглые окна цокольного этажа были обведены рельефным рустованным наличником. По верху на углах здание получило причудливые валюты, а между ними — кованые ограждения кровли .
Конюшенный дворовый корпус, Т-образный в плане, со всех сторон оканчивался мощными округлыми объёмами. На Семашко выходил один из торцов здания с огромным округлым окном. Оригинально решён был дворовый въезд в конюшни в виде заглублённой ребристой раковины. Над воротами был устроен овальный оконный проём с мелкой решёткой остекления (заполнение утрачено) .