Interested Article - Авктор Мецский

Авктор (середина V века ) — епископ Мецский , святой . День памяти — 9 августа .

Святой Авктор подвизался в ту пору, когда Аттила захватил Мец в 451 году .

Авктор , называемый также Аутор , Отёр . или Адинктор, с 1200 года является местным святым и покровителем города Брауншвейг . День памяти святого, 20 августа , вплоть до Нового времени был городским праздником Брауншвейга .

Биографические сведения и наследие

Мец

Об Авкторе как исторической личности известно крайне немного. Точно не выяснено, откуда Авктор вел свое происхождение и где проходило его служение, так как было несколько человек с таким именем в различных местах. Согласно неустойчивому преданию, он родился в Греции и был рукоположён в Риме . Оттуда он, вероятно, перебрался в Галлию . Это имя носил тринадцатый епископ Меца в Лотарингии , когда гунны Аттилы взяли этот город в 451 году . Впервые он упоминается в рукописи 776 года . Мощи епископа Меца были перевезены в эльзасский монастырь Мармутье в 830 году . Там его гробница была разрушена в 1525 году во время крестьянской войны . Его день поминовения - 9 августа .

В 852 году Дрого , епископ Мецский, решил перенести мощи святого Авктора в Эльзасе ), вместе с телом святого Селеста , второго епископа Меца . По преданию, мощи двух святых решили пронести через город и впереди собирались нести мощи святого Авктора, как более прославленного. Однако процессия не смогла сдвинуться с места, пока на первое место не поставили мощи святого Селеста .

Трир

В Трире , который находится примерно в 100 км к северо-востоку от Меца, был как минимум один, возможно, даже два епископа с таким именем (хотя историческими документами это не подтверждено) . Тем не менее, до сих пор не ясно, было ли «Auctor» исключительно личным именем в Трире или оно могло быть апеллятивом и иметь значение «создатель» или «основатель». Кроме того, считается, что мощи Авктора, находившиеся в Трирском имперском аббатстве св. Максимина, могли там оказаться в результате переноса реликвий из Меца. Соответствующий культ сложился в Трире только в последней трети XI в . Его день поминовения - как и день святого покровителя Брауншвейга - 20 августа .

Легенда о святом покровителе Брауншвейга

"Саксонская хроника" Конрада Боте или Германа Боте , изданная в 1492 году : изображен город Брауншвейг, над ним вверху справа восседает на троне покровитель города св. Авктор. На переднем плане изображены два рыцаря .

По преданию, святой явился во сне Гертруде Брауншвейгской Младшей из династии Брунонов и попросил ее передать его мощи Брауншвейгу. В 1113 году реликвии из Трира были перевезены туда и в 1115 году размещены во вновь основанном монастыре св. Эгидия. Арнольд Любекский упоминает об этом в своей Chronica Slavorum , законченной в 1210 году . Согласно другому источнику, речь идет о передаче мощей вместе с мощами святого Максимина в монастырь Хельмарсхаузен в 1105 и 1107 гг. , откуда они были наконец доставлены в Брауншвейг .

Во время борьбы за трон между Вельфами и Штауфенами войска короля Гогенштауфенов Филиппа Швабского в 1200 году осадили вельфский город Брауншвейг. 20 августа того же года святой Авктор спас город от падения, явившись к вражеским войскам с мечом в руках, после чего они сняли осаду. С тех пор он считается покровителем Брауншвейга, а 20 августа - "днем Aвктора" .

Относительно мирное завершение внутригородских волнений, направленных против городского совета, так называемых "брауншвейгских шихт", продолжавшихся в течение XIV и XV вв ., также приписывалось заступничеству святого покровителя города.

Реликвии и почитание

С 1115 г. его мощи почитались в брауншвейгском бенедиктинском монастыре святых Марии и Эгидия наряду с мощами последнего, главного покровителя монастыря. После спасения города от осаждавших его Гогенштауфенов в 1200 году святой Авктор стал считаться защитником и покровителем города. Каждый год в день почитания святого, 20 августа, его мощи большим крестным ходом обносили вокруг городской стены. При этом верующие пели, в частности: " De leve here sunt Autor / de is eyn hillich man, / is unse procurator, / de vor uns striden kan (Здесь живет Сант Авктор / он святой человек / наш защитник / он может постоять за нас) " . Такое ежегодное празднование в соборе святого Власия было основано городским советом в 1298 году . К 1317 году относится основание капеллы Авктора в соборе Брауншвейга. Во время «Великой шихты» с 1374 по 1380 год было убито восемь советников. После подавления этого внутригородского восстания в 1386 году при ратуше старого города в искупление была также построена капелла святого Авктора. Усмирение волнений с 1445 по 1446 гг . побудило городской совет в благодарность заказать серебряный реликварий , который был завершен в 1457 году . С 1457 г. в процессии вокруг городских стен ковчег ежегодно несли двенадцать членов совета. Кроме того, в 1493/94 гг. была изготовлена люстра в виде силуэта города .

С наступлением Реформации в Брауншвейге в 1528 г . почитание святых в городе закончилось. Обращенный в католичество герцог Антон Ульрих в 1710 году распорядился захоронить реликвии в монументе, который в 1789 году был разрушен. Останки были погребены в часовне при церкви святого Эгидия. Там мощи были вновь обретены  в 1789, 1938 и 1976 гг . На задней стене часовни сделана надпись: « Святой Авктор: 4 июня 1976 года здесь вновь были обретены мощи святого Авктора, похороненные герцогом Антоном Ульрихом " .  20 августа 1955 года католическая община возобновила празднование дня покровителя города.

Надгробная плита, установленная в 1710 г.

Капелла при церкви святого Эгидия в Брауншвейге выполнена в виде часовни святого Авктора. На задней стене немецкие и латинские надписи адресованы современному посетителю. Надгробная плита, которая была заказана герцогом Антоном Ульрихом в 1710 году, встроена в пол.

Надгробная плита, установленная герцогом Антоном Ульрихом.

Надпись на плите :

D(EO) O(PTIMO) M(AXIMO) SANCTO AUCTORI SAECULO P(OST) N(ATIVITATEM) C(HRISTI) IV. METENSIUM EPISCOPO TREVIRENSIUM ARCHIEPISCOPO ET THAUMATURGO CUIUS OSSA GERTRUDIS BRUNSVIGAE DOMINA TREVIRENSIBUS PIO FURTO ABSTULIT HUC DETULIT A(NNO) M.CXV QUEMQUE DEIN CIVITAS PATRONUM SIBI STATUIT & COLUIT MULTIMODE NUNC DEMUM CERTIOR URBIS SUAE PATRONUS IMO PATER ANTONIUS ULRICUS DUX BRUNSV(IGENSIS) ET LUNEB(URGENSIS) TERRA UT TERRA FIAT RECONDITO HOC MONUMENTUM FIERI FECIT A(NNO) M.DCCX ABI SIS VIATOR ET SI AD SANCTOS TENDIS SANCTOS HONORA SANCTISSIMUM ADORA

Перевод :

Боже, лучший и величайший! Святому Авктору, в четвертом веке от рождества Христова епископу Мецскому, архиепископу Трирскому и чудотворцу, чьи кости Гертруда, владычица Брауншвейга, похитила у Трира путем благочестивой кражи и перенесла сюда в 1115 году, назначенному покровителем города и почитавшемуся во многих отношениях, другой надежный покровитель города, а точнее - его отец Антон Ульрих, герцог Брауншвейга и Люнебурга, в 1710 году повелел воздвигнуть этот мемориал, похоронив его в земле, дабы тот мог стать землей.  Идите, странники, и если вы ищете святых, почитайте святых, вознося молитву Всевышнему.

Источники и изображения

Бертольд Майер (1451-1465), настоятель и летописец монастыря святого Эгидия, вскоре после 1457 г. написал «Легенды и рассказы о монастыре святого Эгидия в Брауншвейге» на нижненемецком языке. Свой труд на 76 листах он посвятил городскому совету. Рукопись в настоящее время хранится в музее Кестнера в Ганновере . Она содержит наиболее известное изображение святого Авктора. Миниатюра, созданная около 1460 года неизвестным художником, имеет размеры 242 на 165 мм . На ней изображен святой Авктор, с мечом и епископским посохом парящий над городом Брауншвейг. В левом нижнем углу картины можно увидеть несколько бенедиктинских монахов, с благодарностью смотрящих на него, в нижнем правом углу изображены мэр и городской совет. У ног тех и других видны гербы: епископский ( митра ) и города Брауншвейг (вставший на дыбы красный брауншвейгский лев ).

Городской пейзаж является первым известным живописным изображением Брауншвейга . Показан вид на город с юго-западной стороны . Тем не менее, нельзя точно установить, какие именно здания изображены. Большая часть готического городского ландшафта передана упрощенно.

Майер создал свой манускрипт , в котором также упоминается святой Эгидий , второй главный святой церкви, вскоре после того, как в качестве настоятеля монастыря распорядился перенести мощи святого Авктора и в четвертое воскресенье Великого поста 1457 года они были помещены в недавно изготовленный серебряный ковчег . Новый ковчег был пожертвован городским советом в благодарность за бескровное окончание "шихты непокорных граждан" ( Schicht der unhorsem borger , 1445/46 гг.) . В Великом Послании стороны конфликта, то есть городской совет, муниципалитеты и горожане, объединившиеся в подобные совету гильдии, согласовали на будущее свои политические позиции. «Великое Послание» было скреплено недавно изготовленной печатью с изображением святого Авктора в мантии епископа .

В 1494 году городской совет Брауншвейга пожертвовал церкви святого Эгидия модель Брауншвейга, сделанную из серебра, которая была увенчана фигурой, изображающей святого Авктора. В церкви висела также люстра, изготовленная по той же модели, изображавшая земной и небесный Иерусалим . На фронтоне церкви святого Эгидия до сих пор можно увидеть изображение святого.

Авкторсхоф на месте бывшей часовни.

Названо в честь св. Авктора

После того, как пять городских округов - Альтевик, Альтштадт (Старый город), Хаген, Нойштадт (Новый город) и Зак - в 1445 году пришли к политическому объединению, печать с изображением Авктора стала общей печатью союза, то есть всех пяти округов. В каждой церкви города был алтарь Авктора. Изображения святого можно видеть на названных в его честь "брауншвейгских грошах Авктора", чеканившихся между 1499 и 1501 гг . С 1380 по 1679 год на площади Альтштадтмаркт, непосредственно примыкая с северо-востока к ратуше Старого города, располагалась часовня Авктора. После сноса этой часовни во искупление в 1681 году на том же месте был построен так называемый Авкторсхоф. На юге города Брауншвейг в честь святого названа улица - Авкторштрассе .

Слово « авктор » после Реформации также использовалось в Брауншвейге в качестве синонима для "жителя Брауншвейга" .

В лотарингском селении Резонвилль , к западу от Меца , Авктору посвящена церковь Сен-Отер.

Ссылки

Примечания

  1. C. Hillmann-Apmann, In: Horst-Rüdiger Jarck, Dieter Lent (Hrsg.): Braunschweigisches Biographisches Lexikon: 8. bis 18. Jahrhundert. S. 56.
  2. от 19 декабря 2014 на Wayback Machine , Abbé Pétin 1850
  3. Reinhard Dorn: Mittelalterliche Kirchen in Braunschweig. Hameln 1978, S. 202.
  4. Jürgen Mertens: Die neuere Geschichte der Stadt Braunschweig in Karten, Plänen und Ansichten. Mit einem Abriß der älteren Stadtgeschichte und einer Zeittafel von Richard Moderhack. Herausgegeben von der Stadt Braunschweig Vermessungsamt, Braunschweig 1981, S. 50.
  5. Ute Römer-Johannsen, Christof Römer: 800 Jahre St. Aegidien. Liebfrauenmünster der katholischen Propsteigemeinde St. Nicolai zu Braunschweig. In: Veröffentlichungen des Braunschweigischen Landesmuseums. 22, Braunschweig 1979, S. 29.
  6. от 19 декабря 2014 на Wayback Machine , Abbé Pétin 1850
  7. от 19 декабря 2014 на Wayback Machine , Abbé Pétin 1850
  8. от 19 февраля 2014 на Wayback Machine Hippolyte Barbier, 1847
  9. Ute Römer-Johannsen, Christof Römer: 800 Jahre St. Aegidien. Liebfrauenmünster der katholischen Propsteigemeinde St. Nicolai zu Braunschweig. In: Veröffentlichungen des Braunschweigischen Landesmuseums. 22, Braunschweig 1979, S. 29f. Авторы заявляют, что 13-й епископ Меца, а также 14-й и 35-й архиепископы Трира носили это имя. Предположительно впервые он назван епископом Меца и архиепископом Трирским в Translatio S. Autoris, тексте, датируемом первой четвертью XIII в.
  10. от 22 октября 2014 на Wayback Machine auf books.google.de
  11. . web.archive.org (4 марта 2016). Дата обращения: 29 сентября 2019. Архивировано 4 марта 2016 года.
  12. Cord Meckseper (Hrsg.): Landesausstellung Niedersachsen 1985: Stadt im Wandel. Ausstellungskatalog Band 2: Kunst und Kultur des Bürgertums in Norddeutschland 1150–1650. S.1081.
  13. Reinhard Dorn: Mittelalterliche Kirchen in Braunschweig. Hameln 1978, S. 205.
  14. Ute Römer-Johannsen, Christof Römer: 800 Jahre St. Aegidien. Liebfrauenmünster der katholischen Propsteigemeinde St. Nicolai zu Braunschweig. In: Veröffentlichungen des Braunschweigischen Landesmuseums. 22, Braunschweig 1979, S. 33.
  15. Jürgen Hodemacher: Braunschweigs Straßen – ihre Namen und ihre Geschichten, Band 2: Okergraben und Stadtring. Cremlingen 1996, S. 25.
  16. Jürgen Mertens: Die neuere Geschichte der Stadt Braunschweig in Karten, Plänen und Ansichten. Mit einem Abriß der älteren Stadtgeschichte und einer Zeittafel von Richard Moderhack. Herausgegeben von der Stadt Braunschweig Vermessungsamt, Braunschweig 1981, S. 51.
  17. Ute Römer-Johannsen, Christof Römer: 800 Jahre St. Aegidien. Liebfrauenmünster der katholischen Propsteigemeinde St. Nicolai zu Braunschweig. In: Veröffentlichungen des Braunschweigischen Landesmuseums. 22, Braunschweig 1979, S. 30.
  18. Jürgen Hodemacher: Braunschweigs Straßen – ihre Namen und ihre Geschichten, Band 2: Okergraben und Stadtring. Cremlingen 1996, S. 24.
Источник —

Same as Авктор Мецский