Interested Article - Ла Мар, Уильям де

Уильям де ла Мар ( англ. William de la Mare , фр. Guilelmus de la Marre ; ум. 1290 ) — английский францисканский богослов , автор резкого полемического сочинения против Фомы Аквината : «Correctorium fratris Thomae» ( 1284 ), более раннее её название — «Doctor correctivus».

О ранних годах жизни ла Мара мало известно. В 1260-х годах он уже был членом францисканской общины в Линкольне , составил собственные комментарии к Бонавентуре . Большое влияние на него оказали труды его старших современников , , Роджера Бэкона , доминиканца Петруса де Тарантасиа. В ранних сочинениях ла Мара критика Фомы Аквинского выражена ещё слабо, а критика Аристотеля и Аверроэса ещё не появляется.

В 1275 году ла Мар получил степень доктора теологии в Парижском университете и стал университетским профессором. Под влиянием Бонавентуры он в эти годы составил Commentarium super libros sententiarum (Комментарии к книге сентенций) и написал собственное сочинение Disputationes de quolibet , в которых размышляет о процессе познания, о том что способности, данные человеку для познания, были вложены ему Богом при сотворении. Из этого следует стремление человека соединиться с Богом. Основой человеческой психологии, согласно ла Мару, становится внутренняя святость души, через которую можно постичь вечные идеи.

В конце 1270-х ла Мар вернулся в Англию, в Оксфорд и в 1277/78 годах написал известную работу Correctorium fratris Thomae , которая может считаться манифестом францисканской нео-августинской школы. В этой работе он критикует учение Фомы Аквинского. Доминиканцы — последователи Фомы не остались в стороне, что вызвало теологический диспут. Доминиканцы Иоанн Парижский , , Томас Саттон публиковали ответные сочинения, известные как Correctoria corruptorii .

Уильям де ла Мар считал теологию руководством к правильному действию и вместе с тем «практической наукой» — не в строго аристотелевском смысле слова наука , а как основанную на божественном авторитете.

В 1283 году капитул францисканцев признал сочинение ла Мара каноническим. Чтение трудов Фомы Аквинского братьям ордена запрещалось, ознакомиться с его философией они могли только через Correctorium.

Под влиянием Бэкона, ла Мар работал над корректировкой перевода Библии и составил глоссарий еврейских и греческих терминов, встречающихся в Библии. Этот труд считается одним из лучших подобных средневековых глоссариев.

Хотя главный труд ла Мара был важным шагом в становлении францисканской теологии, его критика Фомы Аквинского и аристотелевского влияния на теологию была довольно быстро забыта. Напротив, его критические работы о Библии сохраняли большое значение на протяжении долгого времени, последователями ла Мара в этом направлении стали Иоанн Дунс Скот и Пётр Иоанн Оливи .

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #119254115 // (нем.) — 2012—2016.
  2. -1290 Guilelmus de Lamara //

Литература

Ссылки

  • (недоступная ссылка с 16-05-2013 [3892 дня] — ) (англ.)
  • (нем.)
Источник —

Same as Ла Мар, Уильям де