Наибольшую славу ему принес трактат «О правлении государей» (
лат.
De regimine principum
). Работа появилась в переломный для средневекового мировоззрения период, когда разгорелась борьба в философии вокруг естественнонаучных работ
Аристотеля
. В
1270
и
1277 годах
парижские
аверроисты
подверглись осуждению. В 1277 году вместе с
тезисами
аверроистов были осуждены и тезисы их противника — Фомы Аквинского.
Эгидий Римский активно защищал идеи Фомы и был вынужден покинуть
Париж
. Вероятно, в это время увидел свет трактат «
О правлении государей
», который был издан незадолго до смерти
французского
короля
Филиппа III
и посвящался будущему королю
Филиппу IV Красивому
. Трактат — это наставление государя в добром правлении, что предполагает его умение управлять собой, своей семьёй и государством; является типично
схоластическим
сочинением с чёткой структурой, развитой системой логического доказательства, основанной на аристотелевом
силлогизме
.
Аристотель для Эгидия Римского — главный авторитет, к его работам («
Никомахова этика
», «
Политика
», «
Риторика
») он обращался неоднократно. Педагогические идеи Эгидия Римского — это новый уровень размышлений на темы воспитания, отличный от идей
Гуго Сен-Викторского
и
Винсента из Бове
. Круг вопросов достаточно широк: во второй книге трактата говорится о роли родителей в воспитании детей, о любви родителей к детям и заботе о них, о целях воспитания, о программе образования, об условиях успешного обучения, об учителе и его качествах, о греховных склонностях и должном поведении детей, об их отдыхе, одежде, об обществе друзей, о возрастных периодах детей, особенностях их образования и воспитания в этих периодах.
Основные труды
In secundum librum sententiarum quaestiones.
In quosdam Aristotelis Metaphysicorum locos quaestiones
.
Theoremata de corpore Christi
(1277)
De gradibus formarum
(1277-1278)
Theoremata de esse et essentia
(1278-1280)
Quaestiones disputatae de esse et essentia
(1285-1286)
De erroribus philosophorum
De regimine principum
(1292)
De ecclesiastica sive summi pontificis potestate
(1301)
In libros De physico auditu Aristotelis commentaria.
Примечания
↑
Luna F. D. P. D.
EGIDIO Romano //
(итал.)
— 1960. — Vol. 42.
Эгидий Римский.
Ошибки философов. Ошибки Петра Оливи / Пер. Н. К. Гаврюшина // Гаврюшин Н. К. «Непогрешимый богослов»: Эгидий Римский и теолог. споры в Зап. Церкви, (кон. XIII — нач. XIV вв.). — М., 2006.
Эгидий Римский.
О правлении государей: [Избр. отрывки: Гл. VI—VIII, XV—XVII, XIX—XXI] // Антология педагогической мысли христианского Средневековья. — М., 1994. — Т. II. — С. 148—170.
Исследования:
Гаврюшин Н. К.
«Непогрешимый богослов»: Эгидий Римский и его трактат «Ошибки философов» // Тр. / Минск. духов. акад. — Жировичи, 2002. — № 1. — С. 71—105.
Гаврюшин Н. К.
Непогрешимый богослов: Эгидий Римский и теолог. споры в Зап. Церкви, (кон. XIII — нач. XIV вв.). — М.: Драккар, 2006. — 368 с., ил. —
ISBN 978-5-9900861-1-1
—
Гаврюшин Н. К.
Споры о спиритуалах в Западной Церкви: Эгидий Римский — критик Петра Оливи // Тр. / Минск. духов. акад. — Жировичи, 2003. — № 2. — С. 55—59.
Гаврюшин Н. К.
Эгидий Римский о научном статусе богословия // Тр. / Минск. духов. акад. — Жировичи, 2005. — № 3. — С. 50—58.
Карпов К. В.
Эгидий Римский о границах метафизики как науки // Филос. журн. — 2017. — Т. 10, № 1. — С. 23—34.
Кондратенко С. Е.
Политическая аргументация Бонифация VIII и Эгидия римского о сущности власти // Вестн. / С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Политология. Междунар. отношения. — 2017. — Т. 10, вып. 2. — С. 130—144.
Шишков А. [М.]
Эгидий Римский // Католическая энциклопедия: В 5 т. — Т. V: Х — Я. A — W. Доп. ст. — М.: Изд-во францисканцев, 2013. — Стб. 397—398.
Шишков А. М.
Эгидий Римский // Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2001. — Т. 4. — С. 412.