Месопотамия (фема)
- 1 year ago
- 0
- 0
Доисторическая эпоха в Месопотамии охватывает время от первых следов пребывания человека до возникновения в Месопотамии цивилизации (середина IV тысячелетия до н. э.) или до появления там первых государств (начало III тысячелетия до н. э.).
Месопотамия ( др.-греч. Μεσοποταμία «Междуречье») — область в Передней Азии между реками Тигр и Евфрат . Как географическое целое образована Месопотамской низменностью — неглубокой впадиной между Аравийским плато и Иранским нагорьем . Выделяют Верхнюю (Северную) и Нижнюю (Южную) Месопотамию, значительно отличающиеся по природным условиям ; примерная граница между ними проходит по линии Хит — Самарра .
Верхняя (Северная) Месопотамия — занимает плато Джезире , Ассирию и прилегающие предгорья ( Тавра и Загроса ) . Через Верхнюю Месопотамию проходит среднее течение Тигра и Евфрата и долины их притоков — рек Белих , Хабур , Большой и Малый Заб . Климат преимущественно субтропический , на юге — тропический . Джезире (Эль-Джазира, араб. «остров» ) — обширная равнина, пересечённая невысокой грядой Джебель-Синджар ; значительная часть её покрыта cухими степями (полупустынями) , переходящими на юге в голое плато — «гипсовую» пустыню . Ассирия — усеянная холмами каменистая степь с участками хорошей земли, пригодной для возделывания . Ландшафт Верхней Месопотамии сравнительно однообразен и уныл: бо́льшую часть времени он пустынен и гол, но весной покрывается травами и цветами ( тюльпаны , крокусы ) ; по берегам рек, в селениях обычны пирамидальные тополя . Лишь в предгорьях и на прилегающих горных склонах встречаются заросли кустарников ( миндаль , фисташка , кизил ) и рощи из низкорослого дуба , реже — хвойных деревьев . При приближении к южной пустынной зоне растительность становится редкой (преимущественно полынь ) и исчезает вовсе . Наиболее плодородные земли лежат на севере (часть так называемого Плодородного Полумесяца ), наименее плодородные — на юге («гипсовая» пустыня) .
Нижняя (Южная) Месопотамия — охватывает аллювиальную долину Тигра и Евфрата (совр. Южный Ирак ) ; иногда именуется Ирак, Эль-Ирак (араб. العراق «берег, побережье» ). Через Нижнюю Месопотамию проходит нижнее течение Евфрата, Тигра и долина притока последнего — реки Диялы . Низкий уклон течения двух рек обуславливал частые миграции их русел, образование многочисленных рукавов, мелководных стариц, заболоченных участков ; вся равнина Нижней Месопотамии сложена мощным слоем речных наносов ( аллювия ), остававшихся после ежегодных паводков . Климат жаркий, тропический . Высокие температуры (до 50°С летом) в сочетании со значительной влажностью, отсутствием естественной тени и обилием насекомых — переносчиков разнообразных болезней — делают Нижнюю Месопотамию неблагоприятной для жизни человека . Исконный ландшафт однообразен: плоская равнинная пустыня, с тростниковыми зарослями у заболоченных водоемов . Растительный мир скудный: помимо тростника, растут тамариск , полынь; по берегам рек встречаются ивы . Вероятно ещё в убейдский период была введена культура финиковой пальмы — важнейшего местного растения и основы садоводства. Главное богатство Нижней Месопотамии — аллювиальные почвы, отличающиеся особым плодородием, но их использование было возможно только с применением искусственного орошения ( ирригации ) . Технологией ирригации обладало ( убейдское ) население тех мест — носители материальной культуры эпохи энеолита (медного века); следов более раннего населения в Нижней Месопотамии не обнаружено.
При описании древнейшей истории Ближнего Востока, в научной литературе встречаются термины «Большая Месопотамия», Тавро-Загросская дуга, Плодородный Полумесяц и его холмистые обрамления.
Древнейшие следы присутствия человека на территории Месопотамии зафиксированы на палеолитическом поселении Барда-Балка (датировка неясна). Большинство связываемых с Месопотамией памятников палеолита сосредоточено не на самой равнине, а в прилегающих предгорьях, горных долинах Загроса , где самым известным поселением среднего палеолита ( мустье ) является пещера Шанидар , населённая неандертальцами; костные останки из Шанидара той эпохи датируются временем около 50—70 тысяч лет назад. В эпоху верхнего палеолита мустьерские памятники Загроса перезаселяются людьми современной анатомии (кроманьонцами) — носителями барадостской археологической культуры (около 35 тысяч лет назад). Впоследствии в Загросе распространились памятники зарзийской культуры (около 18—8 тысяч лет назад), ранние фазы которой относятся к верхнему палеолиту, а поздние — к последующему времени протонеолита.
В эпоху протонеолита (в прежних публикациях — мезолита ) в прилегающих к Месопотамии областях Загроса существовали поселения нескольких археологических культур: зарзийской , Карим-Шахирcкой и традиции Зави-Чеми—Шанидар (последние иногда объединяются в одну Шанидар-карим-шахирскую культуру ). Наступление аллерёдского потепления способствовало расселению людей из горных районов, появлению поселений уже на самой равнине; одним из таких памятников было поселение Али-Кош в Сузиане. В то же время, собственно Месопотамская равнина активно осваивается эпипалеолитическим населением Восточного Средиземноморья — сначала носителями геометрической кебарской , а затем — натуфийской культуры ; именно натуфийцы основали будущие неолитические поселения в области Среднего Евфрата — Мурейбет и Абу-Хурейру
Древнейшим очагом неолитической революции в мире считается Передняя Азия , где передовыми зонами становления производящего хозяйства были предгорья Тавро - Загросской дуги (так называемые « » Плодородного Полумесяца ) . Неолитизация Передней Азии происходила в условиях смягчения климата, совпавшего с окончанием позднего дриаса ; в предгорьях и примыкающих равнинах Тавро-Загросской дуги улучшение природных условий способствовало особому изобилию пищевых ресурсов, интенсивная эксплуатация которых могла дать значительный объём излишков . В этих условиях в 9-м—7-м тысячелетиях до н. э. в указанных районах распространились поселения докерамического неолита , жители которых смогли создать яркую материальную культуру, стоявшую у истоков месопотамской цивилизации. Археологические раскопки свидетельствуют о том, базирующиеся на эффективной экономике местные коллективы ещё тогда начали возводить особые общественные сооружения с чертами условной монументальности — склепы (в Чаёню-тепеси ), святилища (в Невалы-Чори ) и здания для собраний (в Мурейбете , Джерф-эль-Ахмаре ); известны также циклопические стены (в ), древнейшие системы канализации или стока (в ), мегалитические сооружения («месопотамский Стоунхендж » в Гёбекли-тепе , мегалит в ). С началом новой фазы глобального похолодания расцвет культур докерамического неолита прервался, их важнейшие памятники пришли в упадок, а значительная часть достижений была утрачена.
В период керамического неолита (7-е—6-е тысячелетия до н. э.) месопотамские общины использовали и развивали уцелевшие достижения раннего неолита; однако уровень производства там, в целом, был невысоким. Люди того времени жили в маленьких рассеянных деревнях, занимались земледелием и скотоводством, отчасти — охотой и собирательством; важнейшей чертой их быта являлась глиняная посуда, стили которой позволяют выделить соответствующие археологические культуры ( , Халаф , Хассуна — Самарра , ранний Убейд ); на периферии могли также существовать пережитки бескерамических традиций ( Джармо ). Согласно распространённой точке зрения, качественный сдвиг в эволюции месопотамских общин был связан с освоением аллювиальных почв южной части региона, отличавшихся особым плодородием . Расположенные в аридной зоне, эти почвы стали доступны лишь с изобретением ирригации , технология которой впервые появилась у самаррских общин (см. канал в ). Считается, что северомесопотамские (прежде всего самаррские) коллективы колонизировали Южную Месопотамию, где смешение неких пришлых и гипотетических автохтонных элементов породило культурную традицию Убейда .
Убейдский период (7-е—начало 4-го тысячелетия до н. э.) принято связывать с эпохой энеолита , однако ранние убейдские фазы ( , Эреду и Хаджи-Мухаммед ) синхронны и типологически близки соседним поздненеолитическим культурам ( Хассуна — Самарра , Халаф ). На протяжении всей убейдской эпохи и без того тяжелые климатические условия Южной Месопотамии продолжали ухудшаться; борьба с прогрессировавшей аридизацией требовала от местных общин качественного технологического ответа. Среди таких ответов было одомашнивание финиковой пальмы , давшее возможность выращивать в её тени огородные культуры ( ); введение и массовое производство глиняных серпов значительно снижало затраты на орудия труда; однако для достижения успехов в важнейшей отрасли сельского хозяйства — ирригационном земледелии — требовалась организации совместных усилий большого количества людей. В условиях предполагаемого эгалитаризма раннеубейдских коллективов такая координация не могла быть следствием централизованного принуждения; более вероятно, что она базировалась на добровольной основе, скреплявшейся совместными культовыми церемониями. Отражением этих совместных культов могли быть многофункциональные общественные здания — условные храмы того времени; со временем, связанный с этими постройками персонал мог перенимать роль центральной администрации.
В эпоху зрелых убейдских фаз (5-е—начало 4-го тысячелетия до н. э.) ярко проявился эффект технологических и организационных достижений предыдущего времени, а в среде местных обществ наметились тенденции в направлении урбанистической революции . Для стандартного и позднего Убейда характерны: увеличение населения, рост количества и размеров поселений, первые шаги в формировании ирригационных сетей , увеличение объема и стандартизация ремесленного производства, развитие торговли ( обмена ), расширение внешних связей и т. д. Убейдские традиции распространяются по всей Месопотамии, формируя на севере особую синкретическую культуру (Северный Убейд), а в соседних регионах — близкие по облику археологические традиции ( и др.). Выйдя на ведущие позиции во всей Месопотамии, общества Юга продолжали социально-экономическую трансформацию. Долговременные объединения общин, связанные едиными культами и совместным трудом, постепенно образовывали особые территориальные структуры — предшественники « номов » исторического времени. Управление такими структурами исследователи связывают с персоналом важнейших святилищ: о поступательном увеличении роли храмов ярко свидетельствуют раскопки в Эреду , где местная культовая постройка эволюционировала от небольшой «часовни» до почти монументального сооружения зрелого архитектурного стиля. Храмовая администрация могла составлять основу формирующейся элиты убейдского общества; исследователи даже предполагают существование в то время пред государственных образований ( сложных вождеств ). Однако признаки знати в убейдском археологическом материале ненадёжны, что может объясняться сдерживающим влиянием социальных норм. Являясь центральным координирующим институтом, главные святилища становились местами притяжения окрестного населения; яркие свидетельства таких переселенческих процессов обнаружены в Эреду, где в позднеубейдское время возник масштабный некрополь . Связь храмов с процессами урбанизации святилищ соответствует шумерским представлениям о возникновении первых городов Месопотамии из храмов; собственно, в убейдскую эпоху были основаны древнейшие центры будущей шумерской цивилизации: Эреду , Ур , Урук , Лагаш и др.
К концу убейдской эпохи прогрессирующая аридизация климата достигла пика, а условия проживания в Южной Месопотамии приблизились к экстремальным ( засуха 3900 лет до н. э. ). На фоне климатических изменений местные общества переживали масштабные потрясения: археологи фиксируют исчезновение периферийных поселений и укрупнение центральных (превращение их в протогорода , как в Эреду), примитивизацию (или стандартизацию) керамического производства, появление оружия и металла ( медь ) в захоронениях, изменения в погребальном обряде. Повсеместно в Месопотамии убейдская культура трансформируется в урукскую ; именно эти изменения исследователи начала XX века связывали с предполагаемым приходом шумеров .
Возникновение цивилизации в Месопотамии традиционно связывается с эпохой Урук (середина 4-го тысячелетия до н. э. — начало 3-го тысячелетия до н. э.); вслед за Г. Чайлдом указанный процесс принято именовать « городской революцией ». В рамках урукской эпохи часто выделяют особый период Джемдет-Наср (конец 4-го тысячелетия до н. э. — начало 3-го тысячелетия до н. э.), который описывают отдельно от остальной, более ранней части Урука (середина 4-го тысячелетия до н. э.). Выделение эпохи Урук и периода Джемдет-Наср осуществлено археологами на основании особенностей керамики (нерасписной и расписной полихромной соответственно); по этой же причине Урук и Джемдет-Наср иногда фигурируют как археологические культуры . Среди историков и лингвистов используется также иное название эпохи — Протописьменный период, который в одной трактовке совпадает с эпохой Урук (то есть соответствует слоям XIV—IV Варки), по другим — начинается лишь со слоёв V—IV b указанного памятника. Соответственно, ранняя часть указанной эпохи выделяется как I Протописьменный период (ПП I), поздняя, соответствующая культуре Джемдет-Наср — II Протописьменный период . Для северных частей Месопотамии урукская эпоха иногда именуется как период Гавры . Урукским временем датируются древнейшие письменные источники (архив храмовой отчётности из Урука), которые, несмотря на полупиктографический характер, исследователи традиционно связывают с шуме́рами . По этой причине саму цивилизацию Древней Месопотамии на ранних этапах часто именуют шумерской или просто Шумером
Урукская археологическая культура названа по характерным находкам в XIV—IV слоях раскопок древнего города Урук. Ей предшествует культура убейдского времени, представленная в Уруке более ранними слоями (XVIII—XV). Культура Урука характеризуется красной и серой керамикой, сделанной на гончарном круге , и развитой металлургией . В это время появляются цилиндрические печати (слой X), древнейшие шумерские пиктографические документы на глиняных табличках (слой IV), возводятся монументальные здания из сырцового кирпича — открытые раскопками в центре города Урука «Красное здание» (возможно, место народных собраний) и «Белый храм». Носители культуры Урука занимались земледелием и скотоводством . Происходило разложение первобытнообщинных отношений и возникали элементы классовых, получивших дальнейшее развитие на следующем этапе (конец 4-го тыс. до н. э.), который характеризуется находками (в III слое Урука и др. местах) типа Джемдет-Наср . Продолжение роста поселений приводило к появлению первых городов , таких как Эреду и Урук на юге, Телль-Брак на севере. Города были центрами притяжения специализированных ремесленников и торговцев; само ремесло приобретало все больше черт обособления (стандартизированные формы керамики, изготовленной на гончарном круге , украшения из драгоценных материалов, появление цилиндрических печатей ; возникновение сложных и концептуальных изобразительных стилей). Развитие храмов и управляющих институтов подразумевало появление соответствующих специалистов — жрецов и чиновников разного рода. Прогрессировало социальное расслоение: для урукской эпохи фиксируются погребения с украшениями из золота и драгоценных камней (в Тепе-Гавре); богатства также могли концентрироваться в руках управленческой или жреческой верхушки, распоряжавшихся этими излишками от лица общины или божества и формировавших «правящий класс». В частности, на концентрацию прибавочного продукта указывал характер эволюции важнейших культовых сооружений, появления первых монументальных построек («Белый храм» в Уруке). Расширение храмового хозяйства требовало изобретения развитой системы учёта: на смену традиционным печатям и значкам-токенам в Южной Месопотамии пришло полупиктографическое письмо, впоследствии преобразовавшееся в клинопись . Централизованное управление позволяло организовывать торговые экспедиции на далёкие расстояния, примером таких связей может служить находка лазурита в Тепе-Гавре, источником которого мог быть только Бадахшан. В целом, совместное проживание разных групп населения в городах приводило к смазыванию традиционного родового деления и закладывало основы политической организации.
Специалисты Института археологии РАН относят артефакты нижнего слоя раскопок в Телль Хазна l к Урукской культуре .
Период Джемдет-Наср (конец IV—начало III тысячелетия до н. э.) продолжал урбанистическую революцию в Южной Месопотамии. Дальнейшей прогресс в экономике отражался в развитии ирригационной сети, расширении межрегиональных торговых связей, совершенствовании ремесла и его стандартизации на обширной территории Юга. Доминирующей культурой Южной Месопотамии оставалась шумерская : архаические письменные источники того времени связывают с шумерским языком. Развитие храмовых хозяйств привело к появлению первых архивов табличек учёта, выполненных архаической клинописью . С храмами было связано выделение лидеров местных территориальных общин (так называемые вожди-жрецы ): в рассматриваемое время появились их первые изображения. Выделение элиты сопровождалось завоевательными походами в соседние страны, прежде всего в горную страну — Элам : древнейший иероглиф, обозначавший раба трактуется как «человек гор, чужак». Возникли первые династии шумерских правителей, смутные воспоминания о которых отразились в легендах о «допотопных» царях , последовательно правивших в отдельных городах Юга. Централизация территориальных общин привела к формированию системы «номов» — будущих городов-государств Шумера. В указанное время уже могли существовать «номы» с центрами в городах: Эшнунна , Сиппар , Джемдет-Наср и (совместно), Киш , Абу-Салабих , Ниппур , Шуруппак , Урук , Ур , Адаб , Умма , Ларак , Лагаш и Акшак . К концу периода Джемдет-Наср относятся следы масштабного наводнения, воспоминания о котором частично легли в основу мифа о Потопе . Совпавшие с этим изменения в материальной культуре в начале XX века интерпретировались как свидетельства вторжения нового населения — восточных семитов (предков акка́дцев ); однако обстоятельства и время появления последних в Месопотамии остаются неясными.
С древнейших времён население Южной Месопотамии было смешанным: шумерский компонент преобладал лишь в южной её части (Киэнги), в то время как на севере значительную долю могли составлять восточные семиты , предки аккадцев ; вероятно также, что какую-то часть населения могли составлять гипотетические дошумерские аборигены, существование которых ненадёжно реконструируется по данным языка ( дошумерский субстрат ).
Этническая структура населения Северной Месопотамии для начала исторической эпохи остаётся неясной: находясь на периферии шумерской цивилизации, местные общины не оставили синхронных письменных источников и в целом их уровень развития был тогда ниже. Для обозначения местного аборигенного населения (также гипотетического) иногда используется термин « субареи », образованный от топонима Субир/Субарту — древнейшего названия земель исторической Ассирии ; в последующее время под субареями понимали прежде всего хурритов .
Шуме́ры — древнее население Южной Месопотамии, на языке которых созданы самые ранние достоверно читаемые источники; вопрос о времени и обстоятельствах появления/формирования этого населения представляет собой одну из сложнейших научных проблем — « » ( нем. die Sumerische Frage ; впервые сформулирован Ф. Вейсбахом). Коренная территория шумерской цивилизации состояла из двух основных частей: южной — собственно ( аккад. Šumer , этим именем иногда обозначают всю шумерскую цивилизацию ) или Киэнги , и северной — Акка́д ( аккад. Akkad ) или Киури .
Акка́дцы — древнее население Месопотамии, говорившее на языке восточной семитской ветви. Обстоятельства и время их появления в Месопотамии неясны: в то время как одни исследователи (И. М. Дьяконов) реконструируют переселение восточных семитов из Аравии в начале 3-го тысячелетия до н. э., другие (А. Ю. Милитарёв) доказывают бо́льшую древность их пребывания в землях Плодородного Полумесяца. На коренной территории шумерской цивилизации — в Нижней Месопотамии — восточные семиты составляли значительную долю лишь в северной области Киури (будущий Аккад), где ведущим государством был Киш. Древнейшие надписи на соответствующем языке датируются периодом Фара (или РД IIIa) и представлены, преимущественно, личными именами. Выдвижение восточных семитов на ведущие позиции в месопотамской истории связано с возникновением Аккадского царства, существование которого очерчивает границы так называемого аккадского или староаккадского периода.