Interested Article - Санта-Пуденциана

Вход в церковь
«Передача закона». Мозаика апсиды. 402—407
Святая Пуденциана. Деталь мозаики апсиды
Деталь мозаики апсиды
Дж. П. Россетти. Святые Пракседа и Пуденциана собирают кровь мучеников

Базилика Санта-Пуденциана ( итал. Santa Pudenziana ) — небольшая титулярная церковь в Риме на Виминальском холме, посвящённая святой Пуденциане . Находится в непосредственной близости от «великой базилики» Санта-Мария-Маджоре и церкви Санта-Прасседе . Одна из старейших церквей Рима. Известна раннехристианской мозаикой апсиды 402—417 годов.

История дома сенатора Пудента

Первую церковь построили, как принято считать, в память о Cвятой Пуденциане (ecclesia Pudentiana). Однако такую версию подвергают сомнению на основании того, что название Domus Pudentiana (по иным источникам: Тitulus Pudentis) может означать дом святого Пуда (Пуденса или Пудента). Святой Пуденс был раннехристианским мучеником. Согласно преданию, именно Пуденс приютил в своем доме святого Петра . Пуд упоминается в послании апостола Павла ( 2Тим. ).

По археологическим данным часть христианской церкви, включая апсиду, возведена на остатках фундамента римских терм времени правления императора Адриана (117—138). Раскопки 1894 и 1928—1930-х годов выявили фрагменты древних фресок, мозаик и сводчатых галерей терм Новатия, а также римской мостовой III в. на девять метров ниже уровня пола современной церкви. Были раскрыты стены римской кладки в амбулатории и арочные конструкции в боковых нефах .

Зание получило именование Тitulus Pudentis, называемой также Ecclesia Pudentiana .

Мозаика апсиды

Большая мозаичная картина в конхе апсиды представляет собой уникальный памятник раннехристианского искусства . Это одна из старейших мозаик в Риме наряду с мозаиками мавзолея Санта-Костанца , церквей Санта-Мария-Маджоре , Санта-Прасседе , Космы и Дамиана . Датируется 402—417 годами, её в значительной степени реставрировали в XVI—XIX веках.

Мозаика Санта-Пуденцианы уникальна своей иконографией , которая представляет собой тип композиции « Traditio legis » (Передача Закона). В центре изображён Христос в золотых ризах, восседающий на троне. По сторонам — Пётр и Павел, другие апостолы (по шесть с каждой стороны). Тему предстояния Церкви Христу раскрывают две женские фигуры, изображённые рядом с апостолами: святые Пракседа и Пуденциана. Они, как и апостолы, вероятно, «символизируют Церковь от язычников, среди которых проповедовал Павел, и Церковь от иудеев, которых привёл ко Христу апостол Пётр» (или «церковь» и «синагогу») . Пракседа и Пуденциана держат венки над головами Петра и Павла.

В верхней части мозаики показаны символы евангелистов (тетраморф) и гора Голгофа с водружённым на ней крестом. Внизу находился образ Агнца Апокалипсиса. Вся сцена показана на фоне архитектуры, предположительно представляющей город Иерусалим . Христос имеет золотой нимб, в левой руке держит раскрытую книгу (в других композициях чаще изображают свиток) с текстом: «Dominus conservator ecclesiae Pudentianae» (Господь — хранитель церкви Пуденцианы) .

Титулярная церковь

Церковь Святой Пуденцианы является титулярной церковью , кардиналом-священником с титулом церкви Санта-Пуденциана с 28 июня 2018 года является японский кардинал Томас Аквин Манё Маэда .

Примечания

  1. dati.beniculturali.it — 2014.
  2. . Дата обращения: 14 ноября 2020. 27 сентября 2020 года.
  3. Дата обращения: 14 ноября 2020. 1 декабря 2020 года.
  4. Saint Pudenziana’s Basilica. Roma: St. Pudentiana's Rectorate, 2018. P. 1—3
  5. Давидова М. Г . Программа декоративного убранства базиликальной церкви. Краткий очерк итальянского искусства IV—XIV веков. — СПб: СПбГЛТА, 2004. — С. 9
  6. . Дата обращения: 22 ноября 2020. 12 июня 2021 года.
Источник —

Same as Санта-Пуденциана