Родился в семье священника
Ростислава Лозинского
. С малых лет хотел стать священником, но у его матери, Софьи Емельяновой, такое желание вызывало страх. После окончании средней школы в Костроме он, исполняя волю матери, подал документы в медицинский институт, где уже учился его старший брат
, но не прошёл по конкурсу и, убедив мать принять его выбор, в 1957 году был принят сразу в 3-й класс
Московской духовной семинарии
, успешно окончив которую, был принят в 1959 году в
Московскую духовную академию
.
На первом курсе академии подружился с
Львом Мормылем
, который вспоминал 22 июня 1998 года:
Тяжёлое было время, при Хрущёве, когда всю молодежь Лавры выгнали. А мне с покойным о. Марком (Лозинским) просто посчастливилось. Меня Львом звали, а его — Серёжей. И вот мы пришли к владыке
Пимену (Хмелевскому)
. Он тогда был наместником Троице-Сергиевой Лавры и преподавал в Академии… Как раз на св.
Феодора Стратилата
, в 1961 году мы с о. Марком, после месячного отдыха (на св. Иоанна Богослова мы закончили 2-й курс, месяц нам дал о. Пимен отдохнуть) поступили в монастырь. Все тяготы, которые тогда обрушились на верующих, ощущались и в монастыре…
19 декабря 1962 года принял иноческий постриг с именем
Марк
, в честь святого апостола и евангелиста
Марка
. Одновременно с ним монахом стал Лев Мормыль с именем Матфей.
В 1963 году окончил московскую духовную академию со степенью
кандидата богословия
и оставлен в ней профессорским стипендиатом
. Начал преподавать
гомилетику
в семинарии (с 1965 года — и в Академии). Священник
Александр Борисов
писал, что преподавая гомилетику — науку о проповедничестве, он наставлял студентов
:
Особенно внимательны будьте к проповедям, которые вы будете произносить во время отпевания. Проводить умершего в храм приходят люди, которые в другом случае никогда сюда бы не попали. От вас зависит, чтобы это посещение храма стало для них не последним, а по-настоящему первым». Он же предупреждал их: «Когда будете говорить слово на общей исповеди, ни в коем случае не уподобляйтесь некоторым батюшкам, любящим подробно распространяться о разного рода „плотских“ грехах. А то нередко начинают говорить такое, что просто ужас! Вот и подумаешь — придёт на исповедь молодая девушка и там впервые услышит о таких мерзостях, о которых раньше и не подозревала. И где? В церкви!
В 1967 году защитил диссертацию «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)» на соискание учёной степени кандидата богословия.
Магистерскую диссертацию «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа
Игнатия (Брянчанинова)
» он защитил 12 июня 1969 года и в декабре того же года был утверждён профессором Академии.
В начале 1971 года сделал доклад «
Святой Николай, архиепископ Японский
». Игумен Марк досконально изучил историю зарождения и развития православия в Японии. В дальнейшем он собирался подготовить доклад о жизни первого обращенного в православие японца — протоиерея
Павла Савабэ
на основе «Воспоминаний старца Нектария (Иванчева
)». Но завершить этот труд он не успел. Многие его статьи были опубликованы в «
Журнале Московской Патриархии
» (1965, 1967, 1968, 1970, 1973), в бюллетене
Среднеевропейского Экзархата
«
Stimme der Orthodoxie
» (Голос Православия) (1968, 1969, 1970, 1972), в журнале
Патриарших приходов в США
«
» и в «Вестнике Русского Западноевропейского Экзархата Московского Патриархата».
Игумен Марк, как и его отец, также собирал и изучал материалы по
Оптиной пустыни
.
Недолго шел отец Марк по земной дорожке, но оставил глубокий след в сердцах своих современников. Я лично видел в нём больше всего неистощимое трудолюбие, сопровождаемое великой любовью к Богу и человеку — стояние на молитве в храме и домашний подвиг; высота званий игумена, профессора и простота, скромность, доступность; иноческое уединение и чуткое участие в скорбях, нуждах плывущих по бурному житейскому морю; отрицание от мира и пастырское служение живущим в нём…
—
(рус.)
.
Официальный сайт Московской духовной академии
(29 января 2023).
Библиография
книги
«Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)». Машинопись. МДА, 1967, в 2-х ч.
Пособие для практических занятий студентов МДА. Загорск, 1970.
Вечер памяти Святейшего Патриарха Никона // Журнал Московской Патриархии. — 1967. — № 2. — С. 23.
Завершение многолетнего богословского труда [присвоение степени доктора богословия проф.-прот. Александру Ветелеву] // Журнал Московской Патриархии. — 1968. — № 2. — С. 21—24.
В день памяти Преподобного Сергия // Журнал Московской Патриархии. — 1968. — № 10. — С. 23—24.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) // Журнал Московской Патриархии. — 1968. — № 11. — С. 78—79
Святитель Игнатий (Брянчанинов) : окончание // Журнал Московской Патриархии. — 1969. — № 2. — С. 69—75
Столетие храма Московской духовной академии // Журнал Московской Патриархии. — 1970. — № 4. — С. 16—21
Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова) (автореферат магистерской диссертации) //
Богословские труды
. — М., 1971. — № 6. — С. 226—231.
Доклад к столетию со дня смерти святителя Игнатия (Брянчанинова) // Доклады и Статьи. — Загорск. Лавра-академия. 1972. Т.2.
В день памяти Преподобного Сергия Радонежского // Журнал Московской Патриархии. — 1972. — № 12. — С. 34—36.
В день памяти Преподобного Сергия Радонежского // Журнал Московской Патриархии. — 1981. — № 10. — С. 42.
Магистерский диспут протоиерея Н. Демьяновича («История Православия на Холмщине (1768—1917 гг.)») // Журнал Московской Патриархии. — 1973. — № 1. — С. 23—24.
Из истории Патериков // Журнал Московской Патриархии. — 1973. — № 3. — С. 72—75.
Гомилетические наставления Святителя Иоанна Златоуста // Журнал Московской Патриархии. — 1993. — № 6. — С. 52—55.
Духовная жизнь мирянина и монаха. По творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) //
. — 1997. — № 3.
Интересные факты
Иоанно-Предтеченский храм в
Нымме
.
Второй пожар был в 1972 году… Пожар произошел вскоре после окончания наружного ремонта. Церковная касса опять была пуста. Но горячо откликнулись верующие: немалую сумму собрали наши прихожане, жертвовали из других церквей, какие-то средства выделила Московская Патриархия, на просьбы о помощи откликнулись
Пюхтицкий
и
Печерский
монастыри, настоятели некоторых наших храмов. Были пожертвования из Троице-Сергиевой Лавры — от игумена Марка Лозинского.
В 60-х годах отец Лев (ректор классической православной гимназии в Туле протоиерей
Лев Махно
, почётный гражданин города Тулы, академик Академии искусств), тогда ещё семинарист Троице-Сергиевой Лавры, часто ездил в Углич к родным и однажды, узнав, что в
Губычеве
в храме есть вериги преподобного
Иринарха
, специально заехал туда со своим другом (позднее ставшим известным учёным, монахом Марком (Лозинским), сделавшим всенародным достоянием многие труды святого Игнатия Брянчанинова), и не только они надели на себя святыню, но и оба сфотографировались с ней.
;
Щербаков С.
У святого колодчика // Русский Дом —2003. — № 3.
…по общему мнению, в смысле лояльности к советской власти и готовности считаться с её предписаниями митрополиты
Никодим
и
Пимен
мало чем отличались один от другого, — такого рода мнения приходилось мне слышать в церквах от духовенства. Их можно резюмировать словами игумена Марка (Лозинского), преподавателя Московской Духовной Академии, автора большой диссертации об Игнатии Брянчанинове. Он был представителем традиционно-монашеских «оптинских» кругов и большой противник митрополита Никодима из-за его новаторства, он говорил мне: «При настоящих обстоятельствах самым подходящим, да и единственным возможным кандидатом, всё же является митрополит Пимен».
Василий (Кривошеин)
(По личным впечатлениям и документам)
Игумен Марк (Лозинский) в 1970 году собрал 4 больших альбома чёрно-белых фотографий, которые представляют только часть работ
М. Н. Соколовой
. Хранятся они в изофонде Церковно-археологического кабинета.
Примечания
Борис Ростиславович Лозинский позже вспоминал: «Брат очень много читал, на чём испортил себе зрение. Он принял решение идти в семинарию. В последние годы учёбы в школе упорно готовил себя к этому нелёгкому пути. Много читал духовной литературы, пытался вести соответствующий образ жизни, искусственно создавая физические трудности и лишения (например, спал на рубленых поленьях, покрытых всего лишь простынёй, — как
Рахметов
)»
Темой его кандидатской и стипендиатской работ была «
Иконография
Господа нашего Иисуса Христа»
Борисов Александр, священник.
Побелевшие нивы: Размышления о Русской Православной Церкви. —
М.
, 1994. — 35-36 с. —
ISBN 5-86748-007-0
.
(неопр.)
. Дата обращения: 21 декабря 2018.
21 декабря 2018 года.
(недоступная ссылка)
Белов Константин Юльевич.
(неопр.)
. samlib.ru. Дата обращения: 3 февраля 2017.
18 февраля 2022 года.
«В 1995 году большая аналойная икона, один из списков с великой всероссийской святыни — Федоровской иконы Богоматери, пополнила замечательное собрание старинных произведений иконописи в Оптиной пустыни. Это дар обители от недавно скончавшегося известного тульского священнослужителя — протоиерея Ростислава Лозинского. Список с Федоровской иконы — не единственный дар Оптиной от семьи Лозинских. В фондах монастырской библиотеки хранятся исторические описания Оптиной пустыни и Иоанно-Предтеченского скита, составленные отцом Ростиславом, а также собрание архивных материалов, посвященных святителю Игнатию (Брянчанинову), — плод многолетнего труда покойного игумена Марка (Лозинского), сына тульского священника».
Литература
Матфей (Мормыль)
, игумен
. Защита диссертации [Игумен Марк (Лозинский). «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)»] // Журнал Московской Патриархии. — 1969. — № 9. — C. 16-17.
Памяти игумена Марка (Лозинского) [некролог] // Журнал Московской Патриархии. — 1973. — № 3. — C. 28—29.
Игумен
Андроник (Трубачёв)
.
Памяти составителя «Избранных писем» игумена Марка (Лозинского)
// Избранные письма / Составитель игумен Марк (Лозинский). —
СПб.
, 2006. — С. 3—55. — 618 с. —
ISBN 5-91041-016-4
.
Лисовская М. В.
Он был награждён многими талантами… // Московский журнал. — 2012. —
№ 3
. —
С. 88—92
. —
ISSN
.