Interested Article - Тобия бен-Элиезер
- 2020-05-09
- 1
Тобия (Тувия, Товия) бен-Элиезер ( ивр. טוביה בן אליעזר ) — выдающийся византийский раввин- талмудист и литургический поэт XI века, автор «Леках Тов» (или «Песикта Зутарта»; 1097) .
Биография
Тобия называет своего отца — Элиезера — «великим»; в другом месте он упоминает ο резне в Майнце в 1096 г. ; на основании этих двух данных Цунц делает предположение, что Тобия был родом из Майнца и сыном рабби , которого Давид Конфорте считал учителем Раши .
Тобия обнаруживает знакомство с магометанскими обычаями и часто вступает в полемику с караимами ; из этого Рапопорт делает заключение, что конец своей жизни Тобия провёл в Палестине. С другой стороны, Соломон Бубер на основании некоторых соображений полагает, что Тобия родился в городе Кастории ; сам Тобия в комментарии к « Когелет » называет своим учителем рабби Самсона, которого Бубер отождествляет с раввином Самсоном, цитируемым Раши в комментарии к Исаии, 58:14, и Амосу, 6:3.
«Леках Тов»
Свое сочинение Тобия озаглавил «Леках Тов» (לקח טוב). Из разных дат, имеющихся y Тобии в этом сочинении, можно заключить, что оно написано в 1097 г. и пересмотрено в 1107 г. или в 1108 г. Под этим же заглавием оно цитировалось Ибн-Эзрой , Ашери и другими. Но с 1550-х годов оно упоминается чаще под другим заглавием — «Песикта Зутарта» (буквально «Меньшая Песикта»). Ошибочное заглавие присвоено издателями рукописи (Венеция, 1546), содержавшей его вторую часть (комментарии к Левиту , Числам и Второзаконию ) и не имевшей заглавия: они заметили, что всякий стих начинался с аббревиатуры פם׳ (= פםקא, «отрезок», «параграф»), и решили, что всё сочинение называется «Песикта». Из-за этого Гедалия ибн-Яхья , Гейльприн , и другие путали «Леках Тов» с « ».
Сочинение «Леках Тов» — наполовину комментарий, наполовину агадический сборник. Оно относится ко всему Пятикнижию и Пяти Мегиллот . Каждое недельное чтение начинается библейским стихом со словом «тов». В самом тексте часто встречаются замечания «Я, Тобия бен-Элиезер» или «Тобия сказал». В своих интерпретациях библейских и агадических мест из Талмуда и послеталмудической литературы автор обнаруживает хороший стиль, ясность и сжатость изложения. Арамейские мидраши он передает хорошим еврейским языком. Комментируя заповеди, он приводит много галахот из разных сборников, особенно из «Шеелтот» (She’eltot) ; часто дает собственные толкования.
Как грамматик Тобия придерживается мнения, что в Пятикнижии нет лишней или пропущенной буквы, и основывает многие агадические интерпретации на . Характерной чертой его экзегезы является аллегорическое понимание антропоморфичных выражений в библейских книгах. Изречения рабби Ишмаэля в «Гехалот» он считает фигуральными. Подобно другим комментаторам, он некоторые библейские слова переводит на язык своей страны (греческий).
Сам Тобия редко называет источник, которыми пользовался; он пользовался (арамейским переводом Библии), Барайтами и , , Сифре , Мехилтой , Седер Олам , Сефер Йецира , обоими Талмудами (вавилонским и палестинским) и многими мидрашами .
«Леках Тов» послужил авторитетным источником для позднейших библейских комментаторов, галахистов и казуистов. Впервые сочинение издано в Венеции в 1546 г. (лишь вторая часть, a именно комментарии к Левиту, Числам и Второзаконию). Эта же часть была впоследствии переиздана с латинским переводом в «Thesaurus Antiquitatum Sacrarum» Уголино (XV—XVI) и pабби Аароном-Моше Падуей (Aaron Moses Padua) под заглавием «Midrasch Lekach Tob» (Вильна, 1880) с кратким комментарием, или . В 1884 г. Соломон Бубер в Вильне издал первую часть комментария к Бытию и Исходу, с обширным вступлением и примечаниями. Третья часть, содержащая комментарии к «Пяти Мегиллот», к началу XX века не издавалась; извлечения из неё публиковал Еллинек в 1855 г. Комментарий к Плачу Иеремии издан Нахтом во Франкфурте-на-Майне в 1895 г.; комментарий к Книге Руфи — Бамбергером в Майнце в 1887 г.
Сохранились четыре стихотворения Tобии :
- пролог и эпилог к его комментарию к Бытию в форме акростиха «Тобия бар-Элиезер Хазак»,
- небольшой акростих «Тобия», являющийся эпилогом к кн. Левит ,
- одна селиха , начинающаяся словами «Эhйе ашер эhйе».
Примечания
- ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- 2020-05-09
- 1