Interested Article - Елеопомазание

Архиепископ Амвросий (Ермаков) совершает помазание елеем в Покровском храме МДА

Елеопомазание — обряд Православной и некоторых других церквей, состоящий в помазании священником лба верующего освящённым маслом ( елеем ). При этом изображается знак креста, что символически обозначает излияние Божией милости на помазуемого. Не является Таинством .

Исторически восходит к установленному через Моисея указанию помазывать освящённым маслом Аарона , его сыновей, а позднее всех их потомков, ставших священнослужителями в Храме (до его постройки — в скинии ). Елеопомазание упоминается и в Новом Завете ( Иак. ) как обряд, совершаемый пресвитером над больным.

У православных

Елеопомазание совершается:

  • на воскресной и праздничной утрени . В России это происходит после чтения Евангелия (на полиелее ), в Греции — по окончании утрени. Верующие после поклонения праздничной иконе и Евангелию подходят к священнику, который их помазывает с произнесением слов «во имя Отца и Сына и Святаго Духа», или «слава Господи святому воскресению Твоему», или «пресвятая Богородица, спаси нас», или «святый (имярек), моли Бога о нас». В Типиконе это описано так:

И исходит иерей с кадилом , предыдущу ему светильнику, кадит на аналогии икону святаго апостола, и отдав кадило стоит одесну́ю страны́ аналогиа: и приходит игумен ко аналогию, и творит два поклоны, и целует икону святаго апостола. И по целовании един поклон: и взем струче́ц на то устроенный, помазует себе от кандила святым елеем крестообразно, на челе своем: и братия подобне целует икону святаго, игумен же помазует святым елеем иереа, и прочую братию. По помазании же святаго елеа, поем час первый .

Архиепископ Вениамин (Румовский-Краснопевков) полагает, что к елею из кандила ( лампады ) следует добавлять и елей, освящённый на литии . Он же возводит эту традицию, как «нерушимую связь» между Законом Моисеевым и христианством.

На Афоне помазание совершается во время пения «хвалитных» псалмов. В некоторых монастырях сохраняется старинный обычай помазания при помощи двух пальцев .

  • во время таинства крещения перед погружением в купель . Помазание «елеем радования» («елеем заклинания», «елеем оглашенных») известно с древних времён, о нём сообщают Ипполит Римский , Амвросий Медиоланский , Кирилл Иерусалимский , Григорий Нисский , Иоанн Златоуст , Симеон Солунский и другие. Это действие, по мнению учителей Церкви, напоминало крещаемому о «духовной брани» и готовило его к миропомазанию, а также отгоняло нечистую силу. После погружения в купель ранние христиане помазывали «елеем благодарения» (впоследствии этот обряд был вытеснен миропомазанием).
  • над усопшим. Это также весьма древний обычай. По мнению Дионисия и Симеона Солунского, он связан с предыдущим и символизирует завершение «жизненного подвига».

Помазание также совершается по желанию верующих елеем из лампад от почитаемых икон и мощей.

У миафизитов

В коптском обряде помазание елеем имеет широкое применение в таинствах крещения и венчания . В коптской редакции « Дидахе » содержится особая молитва о елеопомазании .

У армян существует обряд помазания креста , возникший, по мнению Карташёва , под иконоборческим влиянием .

См. также

  • Елеосвящение — таинство Православной и Католической церквей, совершаемое над больными, заключающееся в помазании тела освящённым елеем
  • Миропомазание — таинство Православной и Католической церквей, совершаемое над верующим один раз в жизни, заключающееся в помазании тела святым миром
  • Помазание на царство

Примечания

  1. Клименко М. М. от 27 сентября 2007 на Wayback Machine // Богословские труды . Вып. 33. — М., 1997. — С. 110—137
  2. Желтов М. С. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А Алексий Студит ». — С. 595-601. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-006-4 .
  3. Дидахе 10а
  4. от 4 июня 2008 на Wayback Machine // Карташёв А. В. Вселенские Соборы. — Клин : Атлас-Пресс: Христианская жизнь, 2004. — 685 с.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Елеопомазание