Interested Article - Святой Франсиско де Борха прощается со своей семьёй
- 2020-05-28
- 1
«Святой Франсиско де Борха прощается со своей семьёй» ( исп. San Francisco de Borja despidiéndose de su familia ) или «Прощание святого Франциско Борхи» — картина испанского художника Франсиско Гойи , написанная маслом на холсте и ныне находящаяся в Валенсийском соборе .
История создания
В 1787—1788 годах Мария Хосефа Пиментель и Тельес-Хирон , герцогиня Осуна, затеяла реконструкцию капеллы святого Франсиско Борджа в Валенсийском соборе . Святой, который при жизни был герцогом Гандия и маркизом де Ломбай, приходился предком герцогине Осуна. Для капеллы были заказаны три новых картины со сценами из жизни святого. Главная из них, « », была написана художником . Гойя, пользовавшийся покровительством герцогов Осуна, получил заказ на создание двух картин для боковых стен капеллы: «Святой Франсиско де Борха прощается со своей семьёй» и « Святой Франсиско де Борха и умирающий нераскаявшийся грешник ». Крупноформатные полотна были закончены к 16 октября 1788 года, так как эта дата значится в счёте за них, который Гойя выписал герцогине на сумму 30 000 реалов . Эти картины прославляли третьего генерала Общества Иисуса (иезуитов) всего лишь через 20 лет после . Эти два полотна Гойи существенно отличаются друг от друга: первое носит характер предромантического исторического произведения, а на втором изображены демоны, характерные для более поздних работ Гойи .
Франсиско Борджа родился в 1510 году в Гандии ( Валенсия ). Он происходил из влиятельного рода Борджиа , получил аристократическое образование, служил при дворе короля Карла V Габсбурга . Он женился на Леонор де Кастро и имел восемь детей. Как доверенное лицо короля, в 1539 году ему было поручено доставить тело покойной королевы Изабеллы Португальской из Толедо в Гранаду . По прибытии в город Франсиско пришлось открыть гроб, чтобы доказать, что в нём находится тело королевы. Вид разлагающегося тела некогда прекрасной правительницы так потряс его, что он решил «никогда больше не служить смертному правителю». После смерти своей супруги в 1546 году он присоединился к недавно образованному ордену иезуитов , отказавшись от мирских благ и титулов.
Описание
Гойя изобразил сцену, в которой Франсиско де Бордха прощается со своей семьёй и двором, вступая в орден. Композиция горизонтальна и напоминает фриз . Вместе с тем Гойя выделил несколько пространственных планов. В центре изображён святой, стоящий у ворот своего дворца в Гандии, наверху лестницы, придающей сцене монументальность. Он обнимает своего старшего сына-наследника, взгляды других персонажей устремлены на них. Его второй сын Хуан наблюдает за этой сценой, частично повернувшись спиной к зрителю. Маленький паж в жёлтом костюме плачет, горюя об уходе своего господина, как и дама слева, вытирающая своё лицо платком .
Архитектура на фоне подчёркивает драматизм сцены. Благодаря эффекту светотени ей предана дополнительная глубина . Костюмы персонажей характерны для времён короля Филиппа III , внука Карла V, которому служил святой. Этот анахронизм не раз повторяется в исторической живописи Гойи, избравшего в качестве своего ориентира моду времён Филиппа III. Однако всё же художник убрал при написании картины белые воротники, которые были на обоих его эскизах к ней. Эти воротники носили лишь с конца XVI века, то есть спустя много лет после смерти Франсиско де Борха. Картину относят к предромантическому произведению из-за её сходства с романтическими историческими произведениями, распространёнными в XIX веке. При написании этого полотна Гойя, вероятно, использовал моделей, которых рисовал с натуры. Не исключено, что это были те же люди, что позировали для его картины « », или люди из окружения герцогов Осуна .
Подготовительные эскизы
Сохранились два подготовительных эскиза к этой картине: первый, выполненный маслом на холсте, и второй — рисунок мелом на бумаге верже. Первый очень схож с конечной работой, Гойя внёс лишь незначительные изменения по сравнению с ним. При написании этого эскиза Гойя делал быстрые мазки, больше сосредотачиваясь на эффекте света и расположении фигур, чем на деталях костюмов. На его заднем плане виднеется архитектура дворца эпохи Возрождения с полукруглыми арками и ионическими колоннами. Доминирующий чёрный цвет на заднем плане контрастирует с белыми тонами плаща, воротников и манжет .
Эскиз, выполненный маслом, находился в частной коллекции . Затем он попал в частную коллекцию маркизов де Санта-Крус, где и поныне хранится . Набросок, сделанный мелом, находится в собрании музея Прадо .
Провенанс
С момента своего создания в 1788 году и до нынешних времён картина неизменно находится в Валенсийском соборе .
Примечания
- ↑ Francisco Goya. — Poznań: Oxford Educational, 2006. — ISBN 8374254971 .
- ↑ (исп.) , Fundación Goya en Aragón , Дата обращения: 17 июня 2023 от 17 июня 2023 на Wayback Machine
- ↑ María Jesús Díaz (red.). Goya. — Madrid: Susaeta Ediciones, 2010. — С. 93–95. — ISBN 978-84-9928-021-9 .
- ↑ (исп.) . Artehistoria. Дата обращения: 17 июня 2023. 17 июня 2023 года.
- ↑ (исп.) . Fundación Goya en Aragón. Дата обращения: 17 июня 2023. 27 октября 2018 года.
- ↑ (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 17 июня 2023. 1 ноября 2020 года.
- Alfonso E. Pérez Sánchez. Goya. — Warszawa: Oficyna Imbir, 2009. — С. 14. — ISBN 978-83-60334-71-3 .
- Jeannine Baticle. Goya. — ABC S.L., 2004. — С. 117.
- Manuel Jorge Aragoneses [et al.] El Arte europeo en la Corte de España durante el sigo XVIII. — Madrid: Ministerio de Cultura, 1980. — С. 71. — ISBN 8474830591 .
- 2020-05-28
- 1