Санта Крус, Хулио
- 1 year ago
- 0
- 0
« Портрет маркизы Санта-Крус » ( исп. Retrato de la Marquesa de Santa Cruz ) — картина работы испанского художника Франсиско Гойи , написанная в 1805 году . В настоящее время хранится в музее Прадо в Мадриде .
Изображённая на картине Хоакина Тельес-Хирон ( исп. Joaquina Téllez-Girón ) была второй дочерью герцога Осуны и женой Хосе Сильва-Басана ( Jose Silva-Bazán ), унаследовавшего в 1802 году титул маркиза Санта-Крус , а позже ставшего первым директором Прадо. Хоакина Тельес-Хирон была одной из самых почитаемых женщин Испании своего времени, была знакома со многими поэтами и писателями. В 1788 году Гойя изобразил её ещё девочкой на картине «Семья герцога Осуны», также выставленной в музее Прадо. На портрете 1805 года Гойя изобразил маркизу в роли музы лирической поэзии Эвтерпы , возлежащей на канапе и с лирой в левой руке. Выбор именно такого образа обусловлен страстью маркизы к поэзии.
В течение многих лет портрет находился в частной коллекции в Бильбао . Из-за финансовых трудностей и вопросов наследства владельцы коллекции были вынуждены продать картину в начале 1980-х годов , и она, после смены нескольких хозяев, попала в собрание лорда Уимборна ( англ. Wimborne ), который в 1986 году решил продать её на лондонском аукционе. После иска в международный суд и уплаты около 6 миллионов долларов испанскому правительству удалось отменить аукцион и приобрести портрет маркизы Санта-Крус, который после этого был выставлен в музее Прадо.
Портрет маркизы Санта-Крус — это одна из картин Гойи, где заметно влияние классицизма и, прежде всего, таких современников как Давид (« Портрет мадам Рекамье ») и Канова (« Портрет Паолины Бонапарте в образе Венеры »), а также влияние таких мастеров, как Гверчино («Смерть Дидоны ») и Рембрандт (« Даная »).
Поза маркизы на портрете напоминает более раннюю « Маху обнажённую », однако в этом случае Гойя следует академическим живописным канонам и дополняет композицию множеством деталей, отсылающих к мифологическим сюжетам. Среди прочего можно отметить листья и гроздья винограда (ср. « Вакх » Караваджо ) или типичный атрибут Эвтерпы — лиру (ср. « Парнас » Рафаэля ). Всё это элементы классической школы, от которой Гойя постепенно отдаляется.
В декоре лиры использован и национальный декоративный элемент — резонаторное отверстие сделано в виде лаубуру , также известного, как «баскский крест».