Оргоништа, Ольга
- 1 year ago
- 0
- 0
Ве́ра А́вгустовна Лота́р-Шевче́нко ( фр. Véra Lautard ; 10 марта 1899 , Турин , Италия — 10 декабря 1982 , Новосибирск , СССР ) — итальянская и советская пианистка .
В советских документах национальность определена как француженка . Училась в Генуе у Альберто Берсани, затем во Флоренции у Эрнесто Консоло . Выступала с итальянскими оркестрами.
Вышла замуж за эмигранта из Российской империи Владимира Шевченко, инженера-акустика, работавшего также над созданием смычковых инструментов (современные журналисты утверждают, что в Париже у него была репутация «русского Страдивари» ).
В 1939 году вместе с мужем, ребёнком и двумя детьми мужа от первого брака переехала в Советский Союз. Мария Юдина представила её публике, и Вера Лотар стала выступать с концертами.
1 января 1942 года была арестована. Осуждена на 10 лет заключения по статье 58-10 (антисоветская агитация) . Отбыла 8 лет заключения на Урале.
После освобождения работала концертмейстером в Нижнем Тагиле , аккомпанируя спектаклям в городском театре, режиссёром которого был Владимир Мотыль ; по предположению журналистов, отзвук знакомства с Лотар-Шевченко слышен в образе Полины Анненковой-Гебль в фильме Мотыля « Звезда пленительного счастья » (после выхода фильма, как утверждается, Мотыль прислал пианистке журнал со статьёй о нём и автографом поверх неё: «Образ Полины я делал с Вас, Вера!»). Затем была солисткой областных филармоний в Свердловске и Барнауле .
19 декабря 1965 года в газете « Комсомольская правда » был опубликован очерк Симона Соловейчика «Пианистка», посвящённый судьбе Лотар-Шевченко (Соловейчик случайно услышал один из её барнаульских концертов). В очерке содержится не вполне достоверная биографическая информация — в том числе об учёбе Лотар-Шевченко у Альфреда Корто , о совместных выступлениях с Артуро Тосканини , о погибших в блокаду детях (своих детей у Лотар-Шевченко не было). Однако этот очерк сделал имя пианистки знаменитым: она получила огромное количество писем, концерты стали проходить с аншлагами, а академик Лаврентьев , руководитель Сибирского отделения АН СССР, предложил Лотар-Шевченко жить и работать в Новосибирском Академгородке , она стала солисткой Новосибирской государственной филармонии. В последние годы жизни Лотар-Шевченко вновь получила возможность концертировать в городах СССР, а также Москве и Ленинграде, однако записей её игры почти не осталось.
Ключевыми авторами репертуара Лотар-Шевченко были Иоганн Себастьян Бах , Людвиг ван Бетховен , Фридерик Шопен , Ференц Лист , Клод Дебюсси .
Вера Лотар-Шевченко похоронена на Южном кладбище Новосибирского Академгородка . На её могиле выбита её собственная фраза:
Жизнь, в которой есть Бах, благословенна.
Судьба Лотар-Шевченко в самых общих чертах легла в сюжетную основу фильма режиссёра Валерия Ахадова на сценарий Евгения Козловского « » ( 1989 ), в котором главную роль сыграла Анни Жирардо с фортепианными исполнениями Елены Кушнеровой .
В 1991 году о Вере Августовне на Западно-Сибирской киностудии режиссёром-оператором Валерием Николаевичем Клабуковым, по сценарию С. Березанской и Л. Гуревича был снят документальный фильм «Мы ещё будем жить настоящей жизнью» (цветной, 80 минут).
С 2006 года в Новосибирске, а с 2012 по 2018 гг. в Екатеринбурге раз в два года проходил Международный конкурс пианистов имени Лотар-Шевченко ; VIII конкурс прошёл в 2023 г. Организатором конкурса выступает Президентский центр Б.Н. Ельцина .