Interested Article - Иоанн (Экономцев)

Архимандри́т Иоа́нн (в миру И́горь Никола́евич Эконо́мцев ; 4 июля 1939 , Москва ) — советский и российский государственный и религиозный деятель, историк , педагог и писатель . Священнослужитель Русской православной церкви , архимандрит .

Создатель и первый ректор Российского православного университета Иоанна Богослова (1992—2009). Инициатор создания и первый глава Синодального отдела Московского патриархата по религиозному образованию и катехизации (1991—2009). Один из создателей и кураторов Рождественских образовательных чтений (1993—2009). Член-корреспондент Российской академии образования , действительный член Российской академии естественных наук , член Российской экологической академии, член Союза писателей России .

Биография

Ранние годы

В 1963 году окончил классическое отделение филологического факультета Московского государственного университета .

В 1963—1970 годах работал преподавателем в школе .

С 1970 по 1978 годы — сотрудник Министерства культуры СССР , Министерства иностранных дел СССР , в том числе в 1971—1976 годах работал в должности атташе по культуре .

Во время своего пребывания в Греции посетил Афон и был потрясен красотой и гармонией православного Богослужения. При знакомстве с созерцательно-аскетической жизнью монахов пришёл к мысли принять Крещение . Работая в Греции, познакомился с митрополитом Таллинским Алексием (Ридигером) .

С 1976 по 1978 год работал в центральном аппарате Министерства иностранных дел СССР .

В 1978 году оставил дипломатическую службу и в качестве старшего научного сотрудника приступил к работе в Институте всеобщей истории АН СССР по сектору византиноведения в должности старшего научного сотрудника .

Церковная работа в 1980-годы

Работая над изучением исихазма (в частности, богословскими трудами Григория Паламы ), в 1982 году получил приглашение перейти на работу в Московскую Духовную Академию . Там он приступил к чтению лекций по истории поместных православных церквей .

По собственному признанию: «уровень общего образования студентов был недостаточным. Но все-таки в этот период я столкнулся с некоторым удивительным феноменом — треть учащихся Духовных Школ были с высшим образованием: философы, врачи, математики… Этому способствовало ослабевание нажима на Церковь со стороны государства. Они искали Бога осознанно, у них была живая вера. И у них была своя особенность — собственный опыт познания Бога. Мне было интересно работать с этими людьми» .

В 1983—1988 годах совмещал преподавательскую деятельность с работой помощника управляющего делами Московской патриархии митрополита Алексия (Ридигера).

В 1984 году в Пюхтицком монастыре принял участие в семинаре Церквей СССР — членов Конференции европейских церквей и Церквей, имеющих с КЕЦ экуменическое сотрудничество.

C середины 1980-х годов публиковал свои богословские и церковно-исторические исследования в « Журнале Московской патриархии », сборнике « Богословские труды », журнале « Вестник РХД », журнале «Выбор» и некоторых других периодических изданиях. Его основные исторические работы этого периода были опубликованы в книге «Православие. Византия. Россия», вышедшей в 1989 году под редакцией Н. А. Струве в издательстве « ». Эта работа принесла ему известность не только в церковно-общественных кругах, но и в учёном мире византологов .

В 1986 году митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер) рукоположил его в сан диакона . 29 августа того же года в Успенском соборе Пюхтицкого монастыря митрополитом Алексием (Ридигером) был рукоположён в сан священника с возложением наперсного креста . Позднее удостоен сана протоиерея .

Овдовел в конце 1980-х гг. В браке имеет двух дочерей, несколько внуков.

В 1989 году принял монашество с именем Иоанн в честь святого Иоанна Русского .

13 сентября 1989 года определением Священного синода назначен временным исполняющим обязанности заместителя председателя отдела внешних церковных сношений (ОВЦС). 25 октября 1990 года определением Священного синода утверждён заместителем председателя ОВЦС .

В 1990-е годы

12 октября 1990 года на учредительном собрании Союза православных братств был назначен председателем этой организации . В интервью журналу « Наука и религия » (1991, № 6), отвечая на вопрос корреспондента: «С чем связано сегодня появление многочисленных православных братств в нашей стране и проведение их съезда?», сказал: «С возрастающей активностью мирян и духовенства, как в решении внутрицерковных проблем, так и в жизни общества. Братства предоставляют возможность для вовлечения в лоно Церкви новых сил, особенно нашей интеллигенции» .

По его инициативе в Союзе были образованы пятнадцать секций . По словам протоиерея Владимира Воробьёва , «очень скоро стало ясно, что из всех секций Союза православных братств успешно развиваются только две: образовательная и, благодаря потоку гуманитарной помощи с Запада, секция благотворительности, поэтому председатель союза игумен Иоанн (Экономцев) предложил Патриарху Алексию создать два новых синодальных отдела: благотворительности и религиозного образования и катехизации» .

31 января 1991 года назначен председателем учреждённого тогда же Синодального отдела Московского патриархата по религиозному образованию и катехизации . Создавать отдел пришлось буквально на пустом месте. Не было ни кадров, ни специалистов, ни помещений, ни концепции . Новый отдел разместился в настоятельском корпусе ещё не возвращённого Церкви Высоко-Петровском монастыре в Москве .

В августе 1991 года участвовал в «круглом столе» по принципиальному вопросу о «Декларации митрополита Сергия» 1927 года с участием священнослужителей Русской Зарубежной Церкви .

6 августа 1991 года на II съезде Союза православных братств ушёл с поста председателя; вместо него эту должность занял иеромонах Кирилл (Сахаров) , под управлением которого данная организации стала стремительно радикализироваться .

После этого сосредоточился на работе в Отделе религиозного образования и катехизации, на который патриарх Алексий II возложил работу по созданию, развитию и координации системы религиозного образования мирян на всех её ступенях и уровнях , в том числе поддержанию множества вновь открытых воскресных школ необходимыми кадрами и методическими пособиями . Отдел намеревался готовить специалистов для православных гимназий, и под эту задачу решено было создать православный университет . Таким образом, в декабре 1992 году появился Российский православный университет

С 1993 года ОРОиК стал ежегодно проводить в Москве Рождественские образовательные чтения , выросшие из конференции православных педагогов Москвы. Игумен Иоанн принимал в них непосредственное участие в их организации и выступал с докладами.

Участвовал на прошедшем 29 ноября — 2 декабря 1994 года Архиерейском соборе Русской православной церкви, где выступил с отчётным докладом, посвящённым деятельности отдела религиозного образования и катехизации

С 6 апреля 1995 года — член-корреспондент Российской академии образования по отделению профессионального образования .

26 февраля 1998 года решением Священного синода включён в состав созданной тогда же Синодальной богословской комиссии . 24 декабря 2004 года решением Священного синода переизбран в новый состав данной комиссии .

17 июля 1998 года решением Священного синода включён в состав созданной тогда же комиссии для ежегодной координации конференций, посвящённых Дню славянской письменности и культуры .

5 октября 1999 года решением Священного синода включён в состав делегации Русской православной церкви, направленной на Юбилейную международную межконфессиональную конференцию, посвящённую празднованию 2000-летия христианства .

Участвовал в прошедшем 29 октября — 1 ноября 1999 года в ОВЦС МП заседании Совместного координационного комитета по сотрудничеству между Русской православной церковью и Церковью Англии .

Несмотря на многочисленные жалобы, поступавшие в Патриархию на игумена Иоанна, и критику в СМИ, патриарх Алексий II продолжал покровительствовать ему, и до конца жизни патриарха Алексия II Иоанн (Экономцев) сохранял должности ректора РПУ, настоятеля Высоко-Петровского монастыря и главы ОРОиКа . Так, Священный синод под председательством патриарха Алексия II, заслушав 19 апреля 2000 года доклад игумена Иоанна, постановил «выразить благодарность игумену Иоанну (Экономцеву), Председателю Отдела по религиозному образованию и катехизации, и всем труженикам Отдела за понесённые труды» .

В 2000-е годы

Принял участие в прошедшем 13—16 августа 2000 года юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви, где выступил с докладом .

В 2000 году поучаствовал в создании неудавшегося Российского Христианского Союза , за что, как писал Максим Шевченко , получил «серьёзный нагоняй от Патриарха». В 2001 году попытался войти в число учредителей общественно-политического движения « », детища Александра Дугина .

26 января 2001 года в ходе празднования десятилетнего юбилея отдела религиозного образования и катехизации награждён патриархом Алексием II орденом святителя Московского Иннокентия III степени , 27 января 2002 года в храме Христа Спасителя возведён патриархом Алексием II в сан архимандрита .

12 марта 2002 года решением Священного синода включён в состав редакционной коллегии сборника «Богословские труды» .

Участвовал в прошедшем 3—8 октября 2004 года Архиерейском соборе Русской православной церкви. На заседании рабочей группы «Религиозное образование и работа с молодёжью» был представлен его доклад. Выступил на соборе с докладом о деятельности возглавляемого им отдела в 1994—2004 годах. В целях стандартизации учебного процесса предложил принять ряд типовых положений, посвящённых статусу и работе православных образовательных учреждений для мирян. Представил на рассмотрение собору проект поправки в Устав РПЦ, определяющей понятие православных учебных заведений для мирян и организацию их деятельности .

Участвовал в прошедшем 24—29 июня 2008 года Архиерейском соборе Русской православной церкви, где выступил с докладом, в котором, выразив обеспокоенность отсутствием лицензий на ведение образовательной деятельности у ряда церковноприходских школ и православных гимназий, призвал ускорить начало процесса лицензирования православных средних общеобразовательных учебных заведений. В связи с намечавшимся ликвидацией регионального компонента образования указал на необходимость сохранения в новом школьном общефедеральном стандарте образования блока предметов «духовно-нравственная культура», предложил создавать центры подготовки и переподготовки преподавателей основ православной культуры на базе лучших православных школ .

Принял участие в прошедшем с 27 по 28 января 2009 года Поместном соборе Русской православной церкви как глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации .

31 марта 2009 года Священный синод Русской православной церкви на первом своём заседании после интронизации патриарха Кирилла удовлетворил прошение Иоанна об освобождении с поста председателя Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации, выразив ему благодарность за понесённые труды и оставив его на посту ректора Российского православного института святого апостола Иоанна Богослова . 7 апреля того же года в храме преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря сослужил епископу Меркурию (Иванову) , вступившему в тот же день в должность руководителя Отдела религиозного образования и катехизации . В том же месяце епископ Меркурий был назначен новым настоятелем Высоко-Петровского монастыря .

Не вошёл в состав Синодальной богословской комиссии после обновления её состава, согласно решению Священного синода от 27 июля 2009 года . Вскоре утратил должность и ректора РПИ св. Иоанна Богослова; 21 мая его не было на актовом дне , а 9 июня должность и. о. ректора занимал игумен Даниил (Ишматов) . Назначенный его преемником игумен Петр (Еремеев) не смог лично принять у него дела, так как к этому времени архимандрита Иоанна уже не было в Москве . После этого полностью отошёл от церковных дел.

Деятельность при Патриархе Алексие II

Председатель Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации

Создавать новый отдел пришлось практически на пустом месте; как отмечал Патриарх Алексий II: «не было средств, помещений, специалистов, подготовленных преподавателей воскресных школ для детей и взрослых» . Игумену Иоанну удалось привлечь в новый отдел молодых учёных, представителей интеллигенции, религиозных деятелей из дальнего зарубежья .

Подвергался критике за то, что используя полученные средства от спонсоров отдела, отправил двух подросших дочерей с семьями в США, а себе приобрёл особняк среди леса у озера, в то время как зарплаты в возглавляемых им ОРОиКе и РПУ были весьма невысоки. В итоге, работавшие под началом игумена Иоанна сотрудники стали уходить .

Не меньшие нарекания вызывала и работа ОРОиКа, критике которой посвящена значительная часть книги диакона Андрея Кураева «Оккультизм в православии», который назвал самой серьёзной неудачей в церковной политике 90-х неудачу на том направлении, которое курировал ОРОиК: " ни разу ни в одной из епархий мне не доводилось слышать рассказов о том, что вот, мол, какую замечательную помощь нам оказал ОРОК, какие замечательные учебники и методики они написали и прислали нам, как умно они смогли разоблачить сектантскую методику и остановить внедрение такой-то секты в наши школы… Напротив, всюду я слышу один и тот же стон: «Ну что делает Отдел религиозного образования?! Где учебники для школ (и по церковным, и по светским дисциплинам), написанные Отделом? Где новые версии „Закона Божия“? Где церковная версия „Истории России“? Где методички для учителей? Где сборники советов катехизаторам и миссионерам?» <…> То, что ОРОК — по сути — не помогает церковным миссионерам — это почти извинительно. Но то, что он не смог защитить школы от вторжения сект — это уже серьёзная беда. <…> Если судить по масштабам проникновения сект в систему государственного образования России, а также по тому, что православных школ даже в Москве меньше, чем еврейских, то результат деятельности ОРОК нельзя не оценить как более чем неудовлетворительный. <…> Надо было добиться того, чтобы все учебные пособия в той их части, которая касается Православия, его вероучения и истории, рецензировались в Отделе: Церковь вправе ожидать, что её история будет освещена корректно, уважительно, без повторения советских штампов. За шесть лет ничего этого не было сделано. <…> Самый же страшный провал, который произошёл в отношениях Церкви и образовательных структур — это то, что церковные политики «профукали» внедрение в педагогические вузы и в школы откровенно оккультной дисциплины под названием « валеология » " .

В 2000-е годы по мере снижения активности архимандрита Иоанна фактически единственным значимым направлением деятельности ОРОиКа в это время стала организация Международных Рождественских образовательных чтений , да и то не всех их секций и направлений. С 2005 года, когда митрополит Климент (Капалин) был назначен председателем Международных образовательных рождественских чтений и председателем комиссии по их подготовке и проведению, архимандрит Иоанн уже не был единоличным устроителем и организатором данного мероприятия .

К концу 2000-х годов архимандриту Иоанну удалось добиться открытия во всех епархиях Русской православной церкви епархиальных отделов религиозного образования и катехизации .

Настоятель Высоко-Петровского монастыря

Указом президиума Московского городского совета от 3 июля 1992 года и распоряжением Президента России от 14 декабря 1994 года комплекс Высоко-Петровского монастыря был передан Русской православной церкви. С 7 октября 1992 года в восстановленном Сергиевском храме монастыря начали регулярные богослужения .

19 февраля 1993 года указом патриарха Алексия II монастырю был присвоен статус Патриаршего подворья, настоятелем которого и стал игумен Иоанн «с поручением ему попечительства о скорейшем возобновлении богослужений в храмах Высокопетровского монастыря: 1. Прп. Сергия Радонежского 2. Боголюбской иконы Божией Матери 3. Свт. Петра, митрополита Московского 4. Толгской иконы Божией Матери 5. Апостолов Петра и Павла 6. Покрова Пресвятой Богородицы» .

Бывшие монастырские храмы стали постепенно реставрировать и открывать. 14 октября 1996 года был освящён Покровский храм (всё убранство выполнил из керамики художник Г. В. Куприянов), 10 октября 1999 года — Толгский храм, в котором расположился баптистерий . В 2001 году в Святых воротах была устроена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, а 6 сентября 2003 года освящён собор святителя Петра .

Критиковался за махинации с недвижимостью Высоко-Петровского монастыря, а также за то, что монашеская жизнь в монастыре при архимандрите Иоанне так и не была налажена : к июлю 2005 году в Высоко-Петровском монастыре проживали лишь трое насельников. Часть помещений монастыря в эти годы по-прежнему занимали нецерковные учреждения, в том числе в качестве арендаторов . Монастырь в эти годы не имел статуса действующего монастыря, а его храмы числились как патриаршее подворье . В январе 2009 года Наталья Петрова отмечала, что монастырь в тот момент находился «почти в таком же запустении, как и в 1994 году» . По словам епископа Меркурия (Иванова) , монастырь от отца Иоанна он принял «в безобразном состоянии», после чего уволил нанятых архимандритом Иоанном сотрудников и активно принялся его ремонтировать и восстанавливать по собственному вкусу . 10 октября того же года по прошению епископа Меркурия Священный синод принял решение о возрождении в Высоко-Петровском монастыре монашеской жизни

Ректор РПУ Иоанна Богослова

Хотя РПИ изначально создавался как для подготовки церковных специалистов, постепенно игумен Иоанн преобразовывать его в чисто коммерческий вуз, где за деньги обещали дать хорошее образование во многих сферах, в том числе никак не связанных с религией . Диакон Андрей Кураев при этом отмечал, что игумен Иоанн «повседневное руководство университетом (включая подбор и дисциплин, и преподавателей) передоверил людям, мягко говоря, нецерковным» . Сам игумен Иоанн говорил, что «задача РПУ состоит как раз в том, чтобы наполнить науку, внести в изучение её нравственный стержень. <…> РПУ не готовит священнослужителей, катехизаторов, преподавателей сугубо церковных дисциплин. Мы готовим высококвалифицированных специалистов, воспитанных на православной идеологии и нравственности» .

Такая деятельность имела результаты, в результате чего в 1999 году РПУ получил государственную аккредитацию и смог выдавать дипломы государственного образца . Игумен Петр (Еремеев) , сменивший его на посту ректора, отмечал: «90-е годы действительно стали для вуза славными. К сожалению, многопредметность порученного отцу Иоанну церковного послушания ограничивала его в возможностях занятия университетскими делами, и у вуза со временем возникли некоторые сложности в развитии. Но, просматривая сегодня огромное количество документов, связанных с деятельностью нашей школы, я отдаю должное уважение заслугам первого ректора. Безусловно, им была сделана колоссальная работа» . По воспоминаниям Ивана Негреева, архимандрит Иоанн «очень тепло относился к студентам. На выпускное застолье он позвал всех выпускников для того, чтобы не посмотреть формально все наши дипломы, а поговорить с каждым» .

Однако в 2000-х годы возглавляемый им Российский православный университет стал приходить в упадок, вследствие чего потерял статус университета , а также право именоваться Российским, в результате чего получил название «Православный институт Иоанна Богослова» . По словам протоиерея Льва Шихлярова, «… с середины 2000-х годов ситуация начала клониться к упадку. <…> было странно видеть, как вокруг первого ректора стали появляться люди, которые либо плохо разбирались в образовательном процессе, либо преследовали вполне личные цели, а он им безусловно доверял. <…> в один момент отец Иоанн буквально исчез <…>. Его никто не увольнял — он ушёл сам, очень расстроенный, бросил всё в сердцах. Увы, это было весьма печальное завершение вполне сносно действовавшего проекта» .

Назначенный в мае 2010 года ректором данного учебного заведения игумен Петр (Еремеев) вспоминал: «Итог аудита был более чем неутешительным. Институт имел многомиллионные долги. Серьёзные проблемы были и с соответствием зданий вуза нормам пожарной безопасности и СЭС . Из-за финансовых проблем руководящий аппарат и преподавательский состав сильно поредел и, как следствие, по специальностям в масштабе вуза фактически отсутствовала предусмотренная нормативами учебно-методическая документация. <…> одного из перечисленных пунктов было достаточно, чтобы при проверке со стороны надзорных органов приостановить деятельность учебного заведения. <…> На этом сложном фоне институт ещё и не продлил вовремя лицензию на образовательную деятельность и по факту прекратил свою работу» .

Взгляды и труды

Исторические труды

Сферой его научных интересов была главным образом история Русской церкви . Изучал историю духовных связей Византии и Руси, влияние византийского православия (в том числе одного из наиболее известных его течений — исихазма ) на русскую церковную мысль. Считал, что «если языческое прошлое европейских народов привело к неоязыческому Ренессансу , то наследие греческой античности, преображенное святоотеческим богословием — трудами Дионисия Ареопагита, Симеона Нового Богослова и исихастов дало импульс духовному Возрождению в палеологовской Византии, в южнославянских странах и на Руси. И насколько это Возрождение было возвышеннее, духовнее и чище западноевропейского Ренессанса с его болезненным разладом между верой и разумом, духом и плотью, оставляющем, несмотря на весь свой наигранный оптимизм, чувство безысходности и отчаяния». Будучи преподавателем Московской духовной академии, написал несколько работ по её истории. Автор научных статей о церковной реформе Петра I .

С началом 1990-х годов отходит от деятельности историка. Его последующие публикации были посвящены как правило анализу современного ему положения Русской православной церкви и были тесно связаны с его работой во главе Отдела религиозного образования и катехизации.

Художественная литература

В восьмилетнем возрасте он написал своё первое стихотворение . В 1967 году написал эпическую пьесу «Китеж». Лейтмотивом пьесы, в которой соединились « Сказание о Граде Китеже» и «Сказание о деве Февронии », стала тема убиения первых русских святых страстотерпцев Бориса и Глеба . С 1990-х годов пьеса ставилась в театре «Глас» и пользовалась успехом у зрителей .

Автор ряда художественных произведений, которые опубликовал как Игорь Экономцев, а не архимандрит Иоанн, в том числе романа «Записки провинциального священника» (главный герой — преподаватель духовной академии, получивший в середине 1980-х годов приход в провинции), мистического романа «Тайна восьмого дня» (2001). В 1996 году презентовал в Твери сборник своих стихов .

Самым известным из художественных произведений является роман «Записки провинциального священника», выдержавший 4 издания; в последний раз в 2013 году, когда автор отошёл от всех дел. Главный герой произведения, Профессор МДА иеромонах Иоанн в 1985 году за крамольную статью отправлен настоятелем храма Преображения Господня в захолустном городе Сарск. Сама церковь при этом полуразрушена, многие иконы похищены, приход развалился (описывается даже как он служил один и никого в храме не было), а власти во главе с сотрудником КГБ Валентином Кузьмичём, пытаются прибрать храм к рукам. Иеромонах Иоанн постепенно убеждается, что Господь не зря послал его в этот далёкий город. На заброшенном чердаке он находит записки старца Варнавы, бывшего настоятеля храма, где тот описывает историю этого древнего строения, бывшего раньше собором Сарской Преображенской обители, а затем — приходским храмом города Сарска. Несмотря на все преграды, Иоанну смог начать возрождение храма и прихода .

Его литературное творчество вызывает дискуссии в православной среде, резкую критику со сторону верующих . Так газета « Русский вестник » писала о «Тайне восьмого дня»: «То, что мы увидели на страницах этой книги, шокировало нас многократно сильнее, чем прочтение „Обетованного острова“ с его удивительно подробными описаниями актов совокупления десятка гадов, земноводных и фантастических, рождённых странным воображением игумена И. Экономцева тварей. <…> Если живописания „задницы козла Спинозы“ и подробностей акта „причащения солоноватой жертвенной крови“ для игумена И. Экономцева важнее и интереснее разработки православных учебников, то куда мы придём с такими игуменами?» .

1 октября 2012 года в Российском центре науки и культуры в Вене представил немецкий перевод своего романа «Фаворский свет — Записки провинциального священника» .

Взгляды на образование

Считал, что «отказ светской школы от воспитания, в первую очередь, патриотического, думаю, может иметь трагические последствия для нашей страны в целом» . По свидетельству диакона Андрея Кураева: «важнейшая функция церковного иерарха и политика (каковым, без сомнения, является отец Иоанн [Экономцев]) — недопущение в ту сферу, в которой он работает, неправославных и антихристианских влияний. Но тот чиновник, который — по многочисленным свидетельствам — более всего способствует проникновению сект в систему Минпроса — замминистра А. Асмолов — пользуется нарочитой симпатией у отца Иоанна» .

В 2006 году отмечал, что государственная школа в России может носить православный характер, и это никак не будет ущемлять права представителей других конфессий, приводя в пример школу № 30 в Нижнем Новгороде, которая внедрила « Основы православной культуры » в программу, в классах были повешены иконы .

Приходы Русской православной церкви «должны стать центрами православного просвещения, где можно было бы устраивать разнообразные активные мероприятия, заниматься досугами молодежи, социальной работой» .

Взгляды на экологию

В 1990-е годы, когда очень активно обсуждалась экологическая тематика, заинтересовался ею и полагая, что «Церковь должна уделять максимум внимания проблемам сегодняшнего дня», занялся выработкой «экологически-православного мышления». Считал что « экологический кризис , который для современности является наиболее опасным, разрешим только с помощью религиозного подхода к данной проблеме» поскольку «Кризис возник в области между Богом и человеком. И поэтому выход из кризисов возможен, если наряду с научными разработками не упускать из виду религиозную сферу». В сентябре 1996 года основал экологический факультет в руководимом им Российском православном институте . На данном факультете изучали «историю мировых цивилизаций с той целью, чтобы проследить причины которые привели в прошлом цветущие сообщества к кризису» .

Публикации

Примечания

  1. Митрохин Н. А. // Новое литературное обозрение . — 2007. — № 83 . — С. 300—349 .
  2. Иоанн, игумен (Экономцев Игорь Николаевич) // Философы России XIX—XX столетий : биографии, идеи, труды // Академический Проект, 2002, стр. 382
  3. Петрова Н. от 24 января 2018 на Wayback Machine // Портал Credo.ru , 31.01.2009.
  4. . Дата обращения: 14 августа 2013. Архивировано из 14 августа 2013 года.
  5. от 13 марта 2007 на Wayback Machine . «Киевская Русь».
  6. — 1987. — Вып. 1—6. — С. 25.
  7. от 24 января 2018 на Wayback Machine Русский духовный театр «Глас».
  8. от 24 января 2018 на Wayback Machine // Журнал Московской Патриархии . — 1990. — № 1
  9. от 7 марта 2016 на Wayback Machine . Православие.ru .
  10. . Дата обращения: 13 марта 2018. 14 марта 2018 года.
  11. от 11 октября 2016 на Wayback Machine . Патриархия.ru , 18.11.2012.
  12. от 18 сентября 2016 на Wayback Machine Православие и мир , 17.11.2012.
  13. Колотвин С. от 22 сентября 2020 на Wayback Machine // Журнал Московской патриархии. — № 10. — 2012.
  14. Определения Священного Синода [1991.01.29, 30 и 31: об образовании Отдела Московского Патриархата по религиозному образованию и катихизации; председателем Отдела назначить игумена Иоанна (Экономцева)] // Журнал Московской Патриархии. — 1991. — № 5. — С. 9—10.
  15. от 24 января 2018 на Wayback Machine // Журнал Московской Патриархии. — № 3. — 2001.
  16. , // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. X : « Второзаконие — ». — С. 71—75. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-016-1 .
  17. Василий Алексеев в « Книгах Google »
  18. Прибыловский В. В. от 13 января 2018 на Wayback Machine . .
  19. . Дата обращения: 24 января 2018. 25 января 2018 года.
  20. Цыпин В. А. , прот., Кравец С. Л. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий Афанасий ». — С. 557—559. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-008-0 .
  21. от 20 сентября 2016 на Wayback Machine . Российская академия образования .
  22. от 24 января 2018 на Wayback Machine // Архив официального сайт Московского Патриархата 1997—2009, 13.05.1998
  23. от 24 января 2018 на Wayback Machine // Архив официального сайта Московского патриархата 1997—2009, 24.12.2004.
  24. от 12 июля 2018 на Wayback Machine // Архив официального сайта Московского патриархата 1997—2009.
  25. от 28 марта 2016 на Wayback Machine // Архив официального сайта Московского патриархата 1997—2009.
  26. // Архив официального сайта Московского патриархата 1997—2009, 9.11.1999.
  27. от 24 января 2018 на Wayback Machine // Журнал Московской патриархии. — 2000. — № 6.
  28. Цыпин В. А. , прот. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий Афанасий ». — С. 563—566. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-008-0 .
  29. . Дата обращения: 13 марта 2018. 13 марта 2018 года.
  30. . Дата обращения: 13 марта 2018. 13 марта 2018 года.
  31. от 6 августа 2016 на Wayback Machine // Архив официального сайта Московского патриархата 1997—2009, 6.2.2002.
  32. от 24 января 2018 на Wayback Machine // Архив официального сайта Московского патриархата 1997—2009, 14.3.2002.
  33. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. Специальный том. — 656 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-005-6 .
  34. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. Специальный том. — 656 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-005-6 .
  35. . Дата обращения: 13 марта 2018. 14 марта 2018 года.
  36. . Дата обращения: 24 января 2018. 25 января 2018 года.
  37. от 16 марта 2013 на Wayback Machine . Патриархия.ru , 31.3.2009.
  38. . Дата обращения: 13 марта 2018. Архивировано из 14 марта 2018 года.
  39. . Дата обращения: 13 марта 2018. 14 марта 2018 года.
  40. от 28 июля 2009 на Wayback Machine . Патриархия.ru, 27.7.2009.
  41. . Дата обращения: 25 декабря 2018. 26 декабря 2018 года.
  42. . Дата обращения: 27 июня 2018. Архивировано из 1 октября 2020 года.
  43. . Дата обращения: 1 апреля 2018. 1 апреля 2018 года.
  44. Кураев А. В. от 16 августа 2016 на Wayback Machine .
  45. от 25 января 2018 на Wayback Machine . Официальный сайт отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви, 15.2.2009.
  46. Дата обращения: 13 марта 2018. 14 марта 2018 года.
  47. . Дата обращения: 13 марта 2018. 9 января 2018 года.
  48. . Дата обращения: 28 июня 2018. 28 июня 2018 года.
  49. . Дата обращения: 8 июля 2016. 16 августа 2016 года.
  50. . Дата обращения: 13 марта 2018. 14 марта 2018 года.
  51. от 9 июня 2017 на Wayback Machine . Православие и мир , 3.9.2010.
  52. . Дата обращения: 25 декабря 2018. 2 декабря 2020 года.
  53. от 25 января 2018 на Wayback Machine . Татьянин день , 7.7.2010.
  54. . Дата обращения: 28 декабря 2018. 28 декабря 2018 года.
  55. . Дата обращения: 25 декабря 2018. 28 октября 2020 года.
  56. от 25 января 2018 на Wayback Machine . РИА Новости , 21.7.2015.
  57. Кочнев В. от 24 января 2018 на Wayback Machine // , 05.09.1999
  58. . Дата обращения: 13 марта 2018. Архивировано из 14 марта 2018 года.
  59. . Дата обращения: 1 апреля 2018. 1 апреля 2018 года.
  60. от 12 марта 2017 на Wayback Machine . // Антихрист в Москве. Материалы Общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества». — М., 1996. — Вып. 2. — С. 19—23.
  61. от 24 января 2018 на Wayback Machine // Русский вестник , 11.10.2002
  62. от 11 октября 2016 на Wayback Machine // patriarchia.ru , 24 января 2006
  63. . Дата обращения: 1 апреля 2018. 1 апреля 2018 года.

Ссылки

Источник —

Same as Иоанн (Экономцев)