Interested Article - Петр (Мещеринов)
- 2020-12-31
- 1
Игу́мен Пе́тр (в миру Валенти́н Андре́евич Меще́ринов ; род. 4 сентября 1966 , Москва ) — священнослужитель Русской православной церкви , игумен , настоятель церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Долматово , подворья Московского Данилова монастыря ; катехизатор , миссионер , публицист, переводчик.
Биография
Родился 4 сентября 1966 года в Москве , в семье музыкантов . По собственному признанию, « семья моя имеет глубокие дворянские корни, прослеживающиеся до XVII-го века <…> Я очень благодарен своему роду за то, что он сформировал во мне нравственные ценности. Хотя семья не была атеистической <…>, я не получил в детстве религиозного воспитания. Но получил воспитание нравственное, потому что сохранились и передались старые русские семейные традиции» .
В 1981—1985 годы обучался в музыкальном училище при Московской консерватории . В 1985—1990 годы обучался на оркестровом факультете консерватории имени Чайковского .
В 1985—1987 годах служил по призыву в армии . Затем работал в оркестре МХАТа имени Чехова у Олега Ефремова и в оркестре Большого зала консерватории .
Принял крещение в апреле 1989 года . По его собственным словам, к христианству его привела музыка Баха , к принятию крещения в Православной церкви подтолкнуло чтение философа Владимира Соловьёва . К мысли о монашестве, в числе прочего, привела фраза Фёдора Достоевского о том, что «служить Богу — не значит только ходить к обедне» .
В 1990—1991 годах был алтарником в храме иконы Знамения Божией Матери в Переяславской слободе . В сентябре 1991 года поступил в Данилов монастырь в Москве. 21 ноября того же года принял постриг в рясофор . Проходил разные послушания в Даниловом монастыре — в качестве регента , уставщика , звонаря , помощника благочинного .
14 апреля 1992 года рукоположён в сан иеродиакона . 24 декабря 1992 года пострижен в мантию. 22 декабря 1993 года рукоположён в сан иеромонаха .
В 1992 году поступил в Московскую духовную семинарию . С того же года начал заниматься преподавательской и просветительской деятельностью, работой с молодёжью. Выступал с лекциями, участвовал в семинарах, конференциях, образовательных чтениях, теле- и радиопередачах. Читал курсы лекций в светских и в духовных образовательных учреждениях. Статьи игумена Петра публиковались в светской и церковной прессе .
В 1995 года назначен настоятелем церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Долматово в Подмосковье , подворья Данилова монастыря , где служит и сегодня.
В 1996 году заочно окончил Московскую духовную семинарию .
В 1996—1997 годы, испросив благословение наместника Данилова монастыря, в качестве опыта скитской жизни с двумя собратьями жил в скиту Успенского Бахчисарайского монастыря в Крыму. После этого удалился в уединение в леса Пермского края близ Крестовоздвиженского Белогорского монастыря . Получив опыт этих двух образов монашеского жития, вернулся к общежительной жизни на подворье Данилова монастыря .
12 сентября 2003 года возведён в сан игумена .
В сентябре 2006 года был награждён патриархом Алексием II III степени «за духовное просвещение» .
С 2011 года перестал выступать в СМИ с публицистическими темами и сосредоточился на вопросах церковно-пастырской педагогики, классической музыки и на переводах с немецкого языка протестантских текстов XVI—XVIII веков .
В 2014 году поступил в магистратуру Санкт-Петербургской духовной академии , которую окончил в 2018 году . Магистр богословия.
26 апреля 2021 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве награждён правом ношения наперсного креста с украшениями .
В марте 2022 года подписал Обращение священнослужителей Русской православной церкви с призывом к примирению .
В 2022 году поступил в аспирантуру Санкт-Петербургской духовной академии .
Общественная деятельность
Игумен Петр известен миссионерской, катехизаторской, просветительской деятельностью. Выступал с лекциями, участвовал в семинарах, конференциях, образовательных чтениях. , передачах на радио . Читал курсы лекций как в светских, так и в духовных образовательных учреждениях . При его участии проводились круглые столы на темы, касающиеся различных пастырских вопросов, возникающих в современной церковной среде . Статьи игумена Петра публиковались как в церковной прессе, в частности, в «Церковном вестнике», так и в светской.
Игумен Петр активно участвовал в работе с молодёжью. До 2011 года он был заместителем руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодёжи (ЦДРМ) при Свято-Даниловом монастыре и руководил школой молодёжного служения и отделением духовно-нравственного просвещения ЦДРМ. Одной из главных целей своей деятельности считал создание молодёжной среды общения («самое главное — это среда общения, когда молодые люди могут общаться друг с другом и создавать свой круг общения» ).
Литературно-публицистическая деятельность
В 2000-х годах активно занимался церковно-общественными вопросами и проблемами воцерковления [ источник не указан 248 дней ] . С 2011 года перестал выступать в СМИ с публицистическими темами и сосредоточился на вопросах классической музыки и переводах с немецкого языка протестантских текстов XVI—XVIII веков. Так, он осуществил поэтический перевод с немецкого языка .
В 2010-е годы с церковно-пастырскими целями занялся изучением и переводом на русский язык авторов пиетистского и квиетистского направлений [ источник не указан 248 дней ] . В 2016 году издал перевод труда Иоганна Арндта «Об истинном христианстве», взяв за основу последний русский перевод 1906 года и восстановив в нём все купюры . В том же году вышел его перевод книги избранных произведений Валентина Вайгеля . В 2018 году в его переводе вышел основной труд Герхарда Терстегена «Путь истины», в 2022 году «Жизнеописание. Избранные письма» того же автора.
Полемика
Некоторые актуальные вопросы, которые игумен Петр поднимал в своих выступлениях:
-
пастырская и миссионерская деятельность Церкви нуждается в развитии
- необходимо создавать православную среду общения
-
храмовое благочестие не должно подменять жизнь по Евангелию
- необходимо частое причащение
- исповедь перед Причастием не нужна постоянным прихожанам
- многие проблемы церковной жизни происходят от неправильного понимания аскетики. Существуют две принципиально разные церковно-аскетические парадигмы. Первая считает главным в духовной жизни богообщение , а вторая — ощущение человеком собственного недостоинства и падшести. Последняя парадигма ведет к ложному представлению о смирении, своеобразной «идеологии всегреховности» . Одно из проявлений такого понимания аскетики — объявление послушания духовнику главной добродетелью (ср. труды Рафаила (Карелина) ).
-
церковность не должна подменяться государственнической или националистической идеологией
- ждать восстановления монархии бессмысленно
- современное российское общество не сформировано
- общество не готово к переоценке истории XX века
- патриотизм не самоценен
Критика
Некоторые публицисты, например, священник Александр Шумский , обвиняли игумена Петра в «отходе от Отцов», увлечении протестантизмом и попытке «подрыва» церковной традиции .
Публикации
- Статьи
- // Православное обозрение «Радонеж». 2004. — № 10 от 21.11.2004
- // Альфа и Омега . 2005. — № 3 (44). — С. 101—112
- // Церковный вестник. 2005. — № 10 (311).
- // Церковный вестник. 2005. — № 6 (307).
- // Церковный вестник. 2005. — № 13-14.
- // Альфа и Омега. 2006. — № 1 (45). — С. 229—253
- Размышления над трудными местами Евангелия // Альфа и Омега. 2006. — № 2 (46) — С. 17-24
- О патриотизме // Православный вестник. № 12: приложение к газете «Скаутский мир»: Издание православных скаутов-разведчиков, 2006. — 120 с. — С. 24—31
- Не быть «как все». Цитата из телевыступления 1 июля 2007 года, посвященного молодёжным объединениям в России (тема эфира — «Фанаты»): «Одной из главных задач православных молодежных движений должно быть — создание среды…». Фото Максима Праздника // Фома. — 2007. — № 10 (54). — С. 13.
- Путевые заметки // Альфа и Омега . 2007. — № 3 (50). — С. 322—330; 2008. — № 1 (51). — С. 303—310
- Жизнь православного христианина в современном мире (На примере митрополита Антония) // Вестник русского христианского движения . 2008. — № 193 (I) — С. 56—67
- // Фома. 2008. — № 12 (68) декабрь — С. 126.
- Экклезиология: теоретические и практические проблемы // Вестник русского христианского движения . 2009. — № 195 — С. 21—44
- Епископ Якутский и Ленский Зосима // Журнал Московской Патриархии. 2010. — № 6. — С. 90-93.
- Субкультура вместо Церкви: Известный миссионер предлагает создавать анклавы // НГ Религии: религиозно-политическое обозрение. — 2010. — № 7 (267) — С. 2.
- // Православная церковь при новом патриархе / под ред. А. Малашенко и С. Филатова ; Моск. Центр Карнеги. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. — С. 121—140
- Видеть задание Божие : Доклад на 4-й международной конференции, посвященной наследию митр. Антония Сурожского // Вестник русского христианского движения. 2014. — № 202. — С. 111—117
- Книги
- Беседы о вере и церкви. — М. : Даниловский благовестник, 2004. — 278 с.; 22 см; ISBN 5-89101-155-7
- Таинство покаяния: подготовка и исповедь. — М.: Рус. правосл. церковь, 2006. — 44 с.
- Православный приход в современном мире: статьи, 2006. — 28 с.
- О некоторых наших ошибках: [ежедневное миссионерство, учить или учиться?, боимся ли мы свободы, уважать своих детей]. — Москва : Данилов мужской монастырь, «Даниловский благовестник», 2007. — 44, [2] с.; 21 см. — (Приглашение к диалогу). — ISBN 978-5-89101-222-6
- Чашу жизни вкусите… О необходимости для истинного христианина постоянного причащения Святых Христовых Таин. — Киев : Центр православной книги, 2007. — 96 с.
-
Проблемы воцерковления. — М. : [б. и.], 2007. — 127 с.
- Проблемы воцерковления. — Киев : Центр православной книги, 2008. — 160 с.
- «Проблемы воцерковления». — Quo Vadis: 2010. — 160 с. — ISBN 978-966-96814-3-0 .
- Церковь и современность : вопросы и ответы. — Москва ; Киев : Центр православной книги, 2008. — 271 с. — ISBN 978-966-96814-6-1 .
-
Таинство покаяния: подготовка и исповедь. — Москва : Издательский совет Русской Православной церкви, 2006. — 44 с. —
ISBN 5-94625-145-7
.
- Таинство покаяния: подготовка и исповедь. — Москва : Издательский Совет РПЦ, 2008. — 45 с. — ISBN 5-94625-145-7 .
- Таинство покаяния: подготовка и исповедь. — Москва : Изд-во Московской Патриархии, 2009. — 42 с. — ISBN 5-94625-145-7 .
- Чашу жизни вкусите… О необходимости для истинного христианина постоянного причащения Святых Христовых Таин. — Москва ; Киев : Центр православной книги, 2008. — 95 с. — ISBN 978-966-96814-4-7 . (в соавторстве с А. В. Боженовым)
- Таинство покаяния: подготовка и исповедь. — Москва : Издательство Московской Патриархии , 2009. — 42 с. — ISBN 5-94625-145-7 .
- Жизнь в церкви: опыт катехизического изложения. — Москва : Лепта Книга, 2011. — 364 с. — (Основы православного мировоззрения) (Духовные беседы : практика православного благочестия). — ISBN 978-5-91173-262-2
- Жизнь в церкви: про нашу веру. — Москва : Э, 2017. — 346 с. — (Православная библиотека). — ISBN 978-5-699-94926-7 — 3 000 экз.
- Начало и становление европейской музыки. — Москва : Рипол классик : Панглосс, 2019. — 299 с. — (Лекции PRO. История музыки). — ISBN 978-5-386-12297-3
- Переводы
-
Иоганн Себастьян Бах. Тексты духовных произведений. — Москва : Центр кн. Рудомино, 2012. — 590 с. —
ISBN 978-5-905626-37-1
- Тексты духовных произведений: все творения великого мастера. — 2-е, испр., изд. — Москва : Эксмо, 2014. — 590 с. — ISBN 978-5-699-73475-7
- Иоганн Арндт — Об истинном христианстве: [16+];. — Москва : Э, 2016. — 1001 с. — (Сокровищница мирового христианства).
- Валентин Вайгель — Избранные произведения: [12+] / предисловие и перевод с немецкого игумена Петра (Мещеринова). — Москва : Центр книги Рудомино, 2016. — 317 с. — ISBN 978-5-00087-108-9 — 1000 экз.
- Герхард Терстеген — Путь истины: [16+] / ; перевод с немецкого игумена Петра (Мещеринова). — Москва : Эксмо, 2018. — 488 с. — 25 см. — (Сокровищница мирового христианства).; ISBN 978-5-699-95132-1 — 2000 экз.
- Герхард Терстеген. Жизнеописание. Избранные письма. Перевод с немецкого игумена Петра (Мещеринова). — Москва : Практика, 2022. — 512 с. — ISBN 978-5-89816-189-7 — 2000 экз.
Примечания
- ↑ . официальный сайт игумена Петра (Мещеринова) (22 июня 2015). Дата обращения: 15 июля 2022. 15 июля 2022 года.
- ↑ . Дата обращения: 27 мая 2017. 14 декабря 2017 года.
- . Дата обращения: 27 мая 2017. 29 мая 2017 года.
- . Дата обращения: 30 августа 2014. 31 августа 2014 года.
- . Патриархия.ru (26 апреля 2021). Дата обращения: 14 июля 2022. 14 июля 2022 года.
- {{cite web|title=«Обращение священнослужителей Русской православной церкви с призывом к примирению и прекращению войны»|url=
- . Дата обращения: 11 марта 2010. 20 февраля 2006 года.
- . Дата обращения: 11 марта 2010. 3 сентября 2014 года.
- . Дата обращения: 11 марта 2010. 11 ноября 2010 года.
- . Дата обращения: 11 марта 2010. 3 сентября 2014 года.
- . Дата обращения: 11 марта 2010. 13 июля 2009 года.
- . Дата обращения: 20 марта 2010. 3 сентября 2014 года.
- ↑ . Дата обращения: 27 июля 2009. Архивировано из 29 сентября 2009 года.
- . Дата обращения: 19 августа 2015. 11 сентября 2015 года.
- . Дата обращения: 27 мая 2017. 23 июля 2016 года.
- «Время опередило Церковь. И здесь хорошо бы обратиться к практике инославных церквей в их внешне-проповедническом опыте, к их наработкам. Может, что-то положительное мы могли бы адаптировать к православию и использовать.» «…все проблемы XX века прошли мимо нас. Прошла научно-техническая революция, она не осмыслена в Церкви. Не осмысленно и пастырски не учтено кардинальное изменение культуры восприятия, совершенно отличающейся от церковной — кинематограф, телевидение, интернет… Культура стала стадной, а христианство осталось и всегда будет личностным. Прошла мимо нашего осмысления и революция сексуальная . Когда я говорю об осмыслении таких явлений, я имею в виду, разумеется, не оправдание их или разрешение. Речь идёт о том, как пастырски на это реагировать» от 29 сентября 2009 на Wayback Machine
- «Нужна именно среда общения — чтобы людям можно было элементарно куда-то прийти. То есть не просто во время богослужения переглянуться друг с другом или перемолвиться парой слов в храме или возле него. Собственно, мы и стремимся этот вопрос решать. У нас для этой цели строится центр. Мы поставили одной из главных своих целей, чтобы наряду с литургической и катехизической жизнью люди могли общаться.» от 29 сентября 2009 на Wayback Machine
- «православие уже довольно давно как-то свелось к храмовой жизни. И продолжает сводиться сегодня. Но при всей своей значимости и важности богослужения, сфера церковной жизни им не ограничивается. Оно лишь часть, очень важная, но лишь часть жизни. Жизнь христианина охватывает всю сферу его существования. А у нас как-то повелось, что Церковь ограничивается только богослужениями.» от 29 сентября 2009 на Wayback Machine
- «Речь не идёт об ущемлении Предания или отказе от Отцов, а лишь о правильной расстановке акцентов, об иерархии христианских ценностей». [Петр (Мещеринов). Проблемы воцерковления…].
- «Если же человек живёт христианской жизнью и причащается часто, не совершает смертных грехов, по силам молится, то ему достаточно выполнять церковное каноническое правило о причащении натощак и прочитать Последование ко святому причащению.» от 29 сентября 2009 на Wayback Machine
- «Но у нас все упирается в отсутствие общинной жизни. Поэтому исповедь перед причастием — это некий контроль Церкви над ситуацией, когда приходят совершенно незнакомые люди, ещё невоцерковленные, мало что понимающие, и вдруг хотят приступить к таинству евхаристии. В данном случае исповедь в некотором смысле заменяет катехизацию.» от 29 сентября 2009 на Wayback Machine
- «быть христианином, исполнять волю Бога в живом, непрестанном и радостном чувстве веры, благоговения и сыновней зависимости от Бога» от 24 января 2010 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 11 марта 2010. 24 января 2010 года.
- «после крушения советского строя образовался идеологический вакуум, и хорошо бы, с точки зрения многих представителей властей, чтобы этот вакуум заполнила Церковь с тем, чтобы учить людей патриотизму, цементировать общество. Но это глубоко не церковный подход, потому что не задача Церкви — цементировать общество. Во всяком случае, это не главная её задача.» «Церковь должна служить Христу в своем народе, и иметь своей целью не служить народу (то есть потакать всему, что составляет на данный момент содержание народной жизни), но приводить народ ко Христу. Вообще существующее в православном мире отождествление Церкви со своей нацией было естественно для традиционного общества, в период становления поместных Церквей. Но в наше время такое отождествление, на мой взгляд, может иметь и негативный результат, а именно — потакание тому отрицательному, что есть в народной жизни.» от 29 сентября 2009 на Wayback Machine
- «И мы должны бы извлечь из того факта, что монархии „отменены“, определённый евангельский урок. Мы пока этого урока не извлекали… Мне представляется бессмысленной тратой сил и энергии в православном обществе все рассуждения на тему восстановления монархии. Кто бы что ни говорил и ни желал, монархии не будет. Это очевидно. Хотеть можно чего угодно, но жаждать иллюзии — просто неправославно.»«Православная Церковь очень инерционна, 1700 лет она существовала в симфонии с властями, и пока ещё в российском православии не наступило осознание того, что этот исторический момент ушел и больше никогда не вернется, что Бог подарил Церкви именно самостоятельность.» «христианских монархий в мире больше нет. Господь их устранил с лица земли.» от 29 сентября 2009 на Wayback Machine
- «Но мы ностальгически вцепляемся в церковно-имперскую идеологию, подменяя ею собственно церковное самосознание, — в чём и заключается одна из главных причин сегодняшней общественной слабости Церкви»[Петр (Мещеринов). Владимир Соловьёв и национальный вопрос // от 16 марта 2014 на Wayback Machine ].
- "люди в России не извлекли урока из истории XX века. В результате этого получается, что у нас нет народа. Есть население, состоящее из очень «атомизированных» людей, каждый из которых сам по себе, разумеется (в большинстве своём) и неплохой человек. Есть люди просто прекрасные, и много таких… но вместе они не складываются в народ. Нет у нас солидарности и элементарной гражданственности. Это не какая-то политика, а простая человеческая солидарность, людская взаимопомощь, поддержка. Добавьте сюда традиционный для нас патернализм, массовость и стадность, замешанные на потреблении, что мы отмечаем особенно в последнее время… " от 29 сентября 2009 на Wayback Machine
- «церковное сообщество, но и вообще общество в России. Оно не готово оценивать с нравственной точки зрения свою историю и день сегодняшний. А собственно только таким способом (и никаким другим) и можно решать эти проблемы.» от 29 сентября 2009 на Wayback Machine
- патриотизм имеет достоинство именно «с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих» [Петр (Мещеринов). Размышления о патриотизме // Церковный вестник — N 12 (313). Июнь 2005.].
- . Дата обращения: 30 января 2017. 2 февраля 2017 года.
- . Дата обращения: 11 марта 2010. 6 марта 2010 года.
Ссылки
- от 7 октября 2015 на Wayback Machine Сайт книг, переводов, лекций, публикаций, выступлений игумена Петра (Мещеринова)
- от 11 июня 2009 на Wayback Machine на сайте Предание.ру
- от 28 июня 2009 на Wayback Machine на сайте Предание.ру
- // НГ Религии: религиозно-политическое обозрение. — 2010. — № 7 (267). — С. 2.
- 2020-12-31
- 1