Сафаргалиев, Магамет Гарифович
- 1 year ago
- 0
- 0
Озад Гарифович Хабибуллин ( узб. Ozad Garifovich Xabibulin , тат. Озад Гариф улы Хәбибуллин ; род. 22 июля 1949 , Гиждуван , Бухарская область , Узбекская ССР , СССР ) — советский , узбекский , российский татарский художник - монументалист , скульптор , мозаичист . Народный художник Республики Узбекистан (2004), заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (2017).
Озад Гарифович Хабибуллин родился 22 июля 1949 года в селе Гиждуван Бухарской области Узбекской ССР . Был одним из четырёх сыновей в семье . Мать — учительница, по происхождению таджичка , отец — ветеран Великой Отечественной войны , татарин .
В 1968 году окончил , а в 1973 году — факультет монументального искусства Ташкентского государственного театрально-художественного института имени А. Н. Островского , где учился в мастерской Ч. Ахмарова . Специалист штабной службы, имеет звание сержанта . В 23 года пережил клиническую смерть , упав с лесов во время участия в реставрационных работах . С 1974 года трудился на ташкентском комбинате скульптуры и монументального искусства . В 1975 году в возрасте 26 лет стал членом Союза художников СССР . В 27 лет перенёс вторую клиническую смерть . С 1977 годах участвует в республиканских и международных художественных выставках . В 1974, 1976 и 1980 годах учился в аспирантуре при доме творчества «Сенеж» по специальности «монументальное искусство» .
Работает в таких видах и направлениях искусства как мозаика ( смальта , керамика ), панно из шамота (в том числе с глазурированием и золочением ), художественное литьё ( бронза , выколотка по меди ), скульптура ( барельеф , горельеф ), монументальная настенная живопись ( фреска , темпера , энкаустика , авторская термофосфатная техника). В своём творчестве Хабибуллин развивает реалистические художественные тенденции, сочетая фантастический реализм с традиционным в Средней Азии исккуством, как то книжная миниатюра . Его произведения отличаются символико-аллегорическим и философским содержанием, ярко выраженной экспрессией образов, крупными формами и одновременно условностью пространственной композиции. Хабибуллин является автором довольно новаторских для своего времени работ на историческую тему, внеся таким образом значительный вклад в развитие национального узбекского искусства. Всего, является автором более 60 монументальных произведений, размещённых в общественных пространствах городов Средней Азии, России, Татарстана .
Особо искусствоведами выделяется оформление Хабибуллиным станции ташкентского метро « Айбек », посвящённой известному узбекскому поэту . Им было выполнено два горельефно-барельефных панно из шамота — «Айбек» и «Священная кровь» (1982), размещённых над лестницами вестибюлей, на которых запечатлён сам поэт и герои его произведений. По отзывам критиков, данные работы отличаются высоким мастерством исполнения, страстностью и реалистичностью в изображении связи времён, свидетельствуя о том, что Хабибуллин с большим чувством проникся творчеством Айбека и правдиво отразил трагические эпизоды истории Узбекистана, в частности, восстания 1905—1907 годов в Джизаке . В 1984 году за панно Айбек» был удостоен премии Союза художников СССР «Лучшая работа года в скульптуре» . Также участвовал в оформлении станций « Сабира Рахимова » (1975, бетонный рельеф, мозаика из смальты, выколотка по меди, бронзовое литьё) и « Ташкент » (1982, горельеф и барельеф из шамота) ,
Является автором росписей в стиле энкаустики в интерьерах зданий Академии наук Узбекистана («Великие учёные Востока», 1994), Интернационального культурного центра («Великий шёлковый путь», 1996), Пресс-центра Узбекистана («Живая планета», 1998), настенных рельефов из глазурированного шамота на фасаде ташкентского аэропорта («Узбекистан», 1992), рельефов и фресок в атриумных залах Государственной консерватории Узбекистана («Богиня вдохновения», «Узбекистан», «Виды искусств», 2002), а также , Центрального банка Республики Узбекистан , ряде других мест .
С 2005 года живёт и работает в Казани . Возглавлял работы по созданию панно в технике византийской мозаики на станциях казанского метро « Площадь Габдуллы Тукая » и « Кремлёвская », строительство которых было начато в преддверии 1000-летия Казани . Руководя бригадой из 52 узбекских и 25 казанских художников, Хабибуллин сам создавал эскизы и набирал мозаику по татарским национальным сюжетам, сумев исполнить все композиции в трёхмесячный срок . Станция «Площадь Габдуллы Тукая» была украшена 22 мозаичными картинами, а «Кремлёвская» — 10 большими и 12 маленькими, помимо панно с драконом на станционном своде, общей площадью более 600 квадратных метров .
Также участвовал в художественном оформлении здания Синода под президентскую библиотеку имени Б. Н. Ельцина в Санкт-Петербурге (восемь барельефов, 2009), отеля « Корстон » (росписи плафонов в зале «Наполеон», 2008), спортивных объектов Универсиады-2013 в Казани, а также Олимпиады-2014 в Сочи . Известны мозаика из смальты на фасаде ресторана Шатлык в Гиждуване ( Праздник урожая , 1980), настенное панно с надглазурной росписью по керамической плитке в айване частного дома в Чимкенте («Соколиная охота», 2007), четыре панно и росписи в ресторане санатория «Заря» в Кисловодске («Зимний сад», 2011) . Также является автором дизайна ряда казанских ресторанов , в том числе росписи «Памяти Ч. Ахмарова» в интерьере ресторана «Узбекистан» .
Работает в живописи и графике . Среди пейзажей и станковых произведений тематического и бытового жанра критиками выделяются цикл из 12 полотен на тему индийской философии («Шамбала», «Храм любви», «Реинкарнация», и др., 1994), работы «Афганец и молитва», «Мост чести» (оба — 1997), «Сююмбика» (1999), «Туман», «Джайхун», «Сайхун» (все — 2010) . Особое место в творчестве Хабибуллина занимает фигура и прозведения Г. Тукая , которым художник посвятил ряд работ . Критикой особо отмечено полотно «Вдохновение. Г. Тукай» (2011) .
С 2008 года преподаёт основы монументально-декоративного искусства на кафедре монументально-декоративного искусства, живописи и искусствоведения Казанского государственного института культуры по курсу . Также был доцентом КНИТУ и преподавал на кафедре дизайна . Является членом Союза художников России и Международной ассоциации искусств при ЮНЕСКО . Участник республиканских и всероссийских выставок, персональныйх экспозиций в Ташкенте (1987) и Казани (1994) . Работы Хабибуллина находятся музеях Узбекистана и Татарстан, в ряде галерей и в частных коллекциях за рубежом .
Женат, имеет двух сыновей от первого брака . Увлекается йогой и боевыми искусствами .