Interested Article - Вибхути

Индус с отметинами трипундра и бинди на лбу.

Вибхути ( санскр. विभूति , IAST : vibhūti )  — "священный" пепел в индуизме , который широко используется в ритуальной практике как тилака в смартизме , шактизме и шиваизме . В вайшнавизме пепел также используется в особо торжественные дни.

Широко применяется в Аюрведе — его используют как самостоятельное лекарство и часто включают в состав различных препаратов (он якобы поглощает избыточную влагу, предотвращает простуду и головные боли), а также добавляют в пищу. Для получения вибхути могут быть использованы различные ингредиенты (сухой коровий навоз, дрова из бильвы, ашваттха и других пород дерева ), которые сжигают в ритуальном огне хомы или даже в домашнем очаге .

Способы нанесения на тело

Есть два вида нанесения пепла на тело:

  • уддуланам — посыпание всего тела пеплом ;
  • трипундрам — нанесение трёх горизонтальных полос на строго определённые части тела — лоб, шея, грудь и т. д.

Чаще всего пепел наносится только на лоб в виде трёх горизонтальных линий ( Трипундры ) с нанесением в центре точки- бинду , которая символизирует собою Шакти . В « Сканда-пуране » описаны следующие места нанесения пепла на тело:

32 места: Голова, лоб, уши, глаза, нос, рот, шея, плечи, локти, запястья, грудь, ребра по бокам, пупок, пах с двух сторон, ягодицы, мошонка, бедра, колени, лодыжки, ступни.
16 мест: Голова, лоб, уши, шея, плечи, локти, запястья, грудь, ребра по бокам, спина.
8 мест: Голова, лоб, уши, плечи, грудь, пупок.
5 мест: Лоб, плечи, грудь, пупок.

Постоянно носимый таким образом пепел служит напоминанием самому верующему о необходимости отбросить прочь эгоизм и мирские желания, напоминает пураническую легенду о сожжении Шивой Камы (божества любви), (когда последний попытался прервать медитацию Шивы ) и указывает на конечность существования в мире майи . В Тамилнаде есть даже поговорка: Лоб без пепла — голова пустая . Традиция нанесения трипундры также различается в разных провинциях Индии: так можно увидеть 3 ровные тонкие полоски в центре лба или полосы шириной в палец от виска до виска или трипундру в виде цифры « 8 ».

Разновидности

Существует два вида пепла:

  • Панчагава вибхути — пепел, получаемый из Пяти даров коровы
  • Шава вибхути — пепел, собираемый на местах кремации — Шмашанах . Его предпочитают в своей ритуальной и повседневной практике представители шиваитских школ — таких как Агхора , Капалика , .

Согласно традиции вирашиваизма , существует пять видов пепла, используемого в различных ритуалах. Они различаются по цвету коровы, из чьего навоза сделан пепел и предназначены каждый для определённой группы ритуалов и духовных практик. Это деление по цветам восходит к древней вирашиваитской легенде, согласно которой из пяти ликов Шивы- Панчамукхи вышло пять священных коров. Эти пять видов пепла:

  1. Вибхути . Бурая корова, именуемая Нанда , явилась из лика Садьйоджата . Пепел, приготовляемый из навоза бурой коровы, называется « Вибхути » и используется в обязательных (постоянно выполняемых) ритуалах. Согласно преданиям, этот вид пепла дарует восемь «Бхути» ( санскр. способности): невидимость, всезнание и другие — поэтому этот пепел называется Вибхути .
  2. Бхасит . Чёрная корова, именуемая Бхадра , явилась из лика Вамадэва . Пепел, изготавливаемый из навоза чёрной коровы, называется « Бхасит » и используется в эпизодических ритуалах или ритуалах, выполняемых по какому-либо поводу. Название образовано от глагольного корня bhas — сверкать, освещать, показывать — и, соответственно, тот, кто носит этот пепел, начинает видеть сияние ( бхасан ) Высшего Начала, Пара-Шивы ; поэтому этот пепел называется Бхасит .
  3. Бхасма . Белая корова, именуемая Сурабхи , явилась из лика Агхора . Пепел, приготовляемый из навоза белой коровы, называется « бхасма » и используется во время действий или ритуалов, направленных на искупление ( ). Название происходит от санскритского слова bhartsana (распугивание) — считается, что грехи (то есть, нечистоты ума, речи и тела) боятся этого вида пепла и в ужасе разбегаются от его носителя.
  4. Кшар . Дымчато-серая корова, именуемая Сушила , явилась из лика Татпуруша . Пепел, изготавливаемый из навоза дымчатой или дымчато-серой коровы используют при любых ритуалах, направленных на достижение желаемого —- считается, что благодаря этому пеплу, носимому на теле, исчезают все препятствия.
  5. Ракша . Рыжая корова, именуемая Сумана , явилась из лика Ишана . Пепел, изготавливаемый из навоза рыжей коровы и используемый в совершении бескорыстных (а-карма) действий — тех, которые ведут к мокше , Освобождению. Считается, что этот пепел отгоняет от носящего его различных духов и призраков.

Выбирать тот или иной вид пепла необходимо по обстоятельствам и наносить его на тело в соответствии с предписаниями упанишад , пуран и агам, предварительно освятив его водой (обрызгать с чтением либо Панчакшара-мантры либо Панчабрахма-мантрами либо с чтением своей собственной дикша - мантры ), которая ранее использовалась для омовения стоп Гуру или святого- джангамы или в ритуале линга - абхишеки .

Изготовление

В традиции вирашиваизма существуют четыре способа приготовления пепла, описанных в Упанишадах , Пуранах и Агамах . Наилучшим считается способ Кальпа , худшим признаётся Акальпа :

  1. Кальпа . Способ приготовления состоит из четырёх частей:
  2. Анукальпа . В местах выпаса коров собрать навоз и сжечь. В процессе сбора и сжигания читается Агхора мантра .
  3. Упакальпа . Купленный пепел просеять через ткань (Иногда образуются комки — их можно размять или выбросить). Смешав с мочой коровы до желеобразного состояния, сделать шарики. После того, как они высохнут, повторно сжечь. В течение всего процесса повторяется Агхора мантра .
  4. Акальпа . Любой иной метод изготовления пепла, отличный от трех перечисленных выше. Под эту категорию попадает и обычный древесный пепел и пепел со шмашанов

Однако, согласно тексту «Сахасра-мантра-сара-санграхаха», подобное деление важно для начинающих. Для тех же, кто многие годы посвятил себя садхане , не имеет значения способы приготовления пепла.

Применение в ритуалах

Пепел украшает тело Шивы , и поэтому для шиваитов является священным. Есть специальные предписания, обязательные как для всех шиваитских школ, так и для большинства школ смартизма и шактизма , о том, как он должен почитаться и наноситься на тело:

  • Самый простой способ состоит в том, прочитав (или пропев) thirun^IRRuppadhikam взять пепел и чистыми руками натести его на тело под пение aghora pa~nchAxara (Пять святых букв агхоры — shivAya namaH ).
  • Чистыми руками под чтение sadyojAdAdi mantram и mA no mahantam mantra из Рудра-сукты нанести пепел на тело.
  • Выполняющий ритуал перед началом Шива-пуджи должен взять пепел и, не добавляя воду, нанести его на голову, лоб, грудь, плечи. Затем правой рукой — указательным, средним и безымянным пальцами — берётся пепел, перекладывается в левую руку, прикрывается сверху правой рукой и последовательно читаются следующие мантры: pa~nchakalA mantram , pa~nchabrahma mantram и ShDha~Nga mantram . Затем, сказав hR^idayAya namaH , добавить воды и произнеся , смешать пепел с водой. Далее, читаются первые четыре Панчабрахма мантры и тремя пальцами правой руки (указательным, средним и безымянным) нанести получившуюся пасту на первые четыре участка тела (см выше). Пятая часть Панчабрахма мантры om sadyojAdAya namaH — читается при нанесении на остальные части тела.

При нанесении пепла надо быть очень внимательным, чтобы он не упал на землю. Если же это все-таки случилось, необходимо очистить это место водой.

Кроме нанесения пепла на тело, его также используют в ритуале хомы , яджны и пуджи , предлагая его как найведью .

Литературные источники

Впервые упоминание об использовании пепла в ритуале встречается в Яджурведе и в ведийских сутрах: в Шраута-сутрах и Грихья-сутрах . О правилах изготовления и применения пепла говорится в следующих текстах:

Вибхути-йога в Бхагавад Гите

В 10-й главе Бхагавад Гиты , называемой Vibhuti Yoga (русское название «Божественные проявления» ) Кришна использует термин Вибхути для описания таких божественные атрибутов, как, Великолепие, Величие, Слава и Процветания.

Личное имя

Vibhuti (вариант Vibhute) используется как фамилия в северных частях Индии, главным образом среди членов торговой касты Аграхари (Agrahari). Также используется как личное имя.

Примечания

  1. / под общ. ред. Альбедиль М. Ф. и Дубянского А. М.. — М. : Республика, 1996. — С. . — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9 .
  2. Свами Чинмайананда. Indonet.Ru. Дата обращения: 26 марта 2016. 7 апреля 2016 года.
  3. . forum.hari-katha.org . Дата обращения: 3 июля 2023. 3 июля 2023 года.
Источник —

Same as Вибхути