Interested Article - Трансавангард

Трансаванга́рд ( итал. transavanguardia , от лат. trans и фр. avant-garde ) — течение в европейской живописи, итальянский вариант неоэкспрессионизма .

История

Франческое Клементе держит собственный автопортрет. Сан-Франциско, 1991 год.

Термин «трансавангард» был введен в 1979 году итальянским критиком Акилле Бонито Олива в статье, посвященной творчеству пяти итальянских художников — Сандро Чиа , Франческо Клементе , Энцо Кукки , и . Буквальное значение — «после авангарда », «выходящее за пределы авангарда» .

В 1982 году в работе «Интернациональный трансавангард», написанной Бонито Олива в соавторстве с ведущими европейскими и американскими художественными критиками, под этим понятием объединяют немецкий неоэкспрессионизм , аргентинскую новую образность и французскую свободную фигуративность.

На Берлинской выставке 1982 года, посвящённой трансавангардистам, выставлялся ряд художников, объединённых стремлением к «реактивации» художественных стилей и региональных, национальных художественных традиций прошлого. Центральное внимание было посвящено проблемам телесности (Ф. Клементе), народным верованиям (М. Паладино), современной интерпретации эстетического наследия кубизма и футуризма (С. Чиа), сюрреализма (У. Кучча), «неформальной» традиции в живописи 1950—1960-х годов (Н. Де Мариа) .

Трансавангард противопоставляет себя неоавангарду , в частности концептуализму , и склонен к новой живописности, фигуративности, экспрессивности, ярко выраженному личностному началу, установке на эстетическое наслаждение, свободное сочетание художественных стилей прошлого . Трансавангард характеризуется как переходное течение; он отличается культурным номадизмом и стремлением преодолеть абстрактно-концептуальный язык неоавангарда посредством возвращения к традиционным живописным техникам в сочетании с идеями экспрессионизма и отчасти с использованием мотивов и форм искусства прошлого . Итальянский теоретик и критик Паоло Партогези утверждал, что трансавангард радикально разошёлся с авангардизмом, утратившим «активность, утратил чувство юмора, характерные для его молодости, стал догматичен»: «Жизненность постмодернизма — в возможности сломать преграду, искусственно отделяющую прошлое от настоящего. Мы следуем за тем, что нам завещали наши отцы; и за тем, что есть настоящего, завоеванного человечеством за все века, даже за пределами западной цивилизации» .

В 1980-х годах понятие «трансавангард» довольно сильно расширилось и стало синонимом «постмодернизма» . Он стал приемлем и объединяющим для представителей самых различных школ («неоэкспрессионизм», «постабстракционизм», «гиперманьеризм», «постсюрреализм» и т. д.) .

В предисловии к каталогу выставки «Американское искусство XX столетия» Бонито Олива противопоставляет «тёплый трансавангард» (warm transavantgarde)/«страстный трансавангард» (hot trans-avantgarde) Джулиана Шнабеля и «прохладный трансавангард» (cool transavtangarde) Джеффа Кунса .

Теоретики трансавангарда говорили о необходимости возврата к мануальным приёмам в живописи, а также использованию ярких и сочных красок ― всё это озвучивалось в контексте преобладания концептуального искусства в артистических кругах, имевшего место в 1970-х. Подробным исследованием художественного течения занимался критик искусства Акилле Бонито Олива, который характеризовал его как почти исключительно итальянское явление, не получившее большого признания за рубежом . Главными деятелями движения были пятеро художников : Сандро Киа , Энцо Кукки , Франческо Клементе , Никола де Мариа и Миммо Паладино; вместе с пятёркой также плотно сотрудничал Сирио Белуччи; к этому списку также можно добавить Миммо Германа, Эрнесто Татафиоре, Нино Лонгобарди (представил свои трансавангардистские работы на Венецианской биеннале 1980 года), а также Андреа Ваччаро, который, впрочем, последствии покинул движение .

В 1979 году на выставке Acireale , которую курировал Акилле Бонито Олива, впервые были публично представлены работы трансавангардистов; некоторые из них также попали и на Венецианскую биеннале в следующем году. В октябре 1979 года в журнале Segno вышла статья, посвящённая творчеству трансавангардистов. Критик отзывался о них следующем образом: «эти художники видят живописную практику как форму некоторого положительного утверждения, как жест ― не защиты, но нападения» . С ноября 2011 по март 2012 года в Палаццо Реале в Милане прошла выставка полотен трансавангардистов прошлых десятилетий, возродив общественный интерес к данному течению

Трансавангард в Украине

Василий Рябченко . Смерть Актеона, 200 х 300 см, холст, масло (1988)

В Украине представителями направления трансавангарда являются Александр Гнилицкий , Олег Голосий , Арсен Савадов и Георгий Сенченко, Александр Ройтбурд , Василий Рябченко и др. В украинском варианте ощутима коннотация к отечественному барокко . Их произведениям присущи фигуративность, динамизм, мифологичность, цитатность классических произведений искусства, фантазийность, эксцесс формы (монументальноcть размера произведений) и т. д.

См. также

Примечания

  1. от 18 октября 2016 на Wayback Machine ТРАНСАВАНГАРД
  2. от 24 мая 2022 на Wayback Machine ТРАНСАВАНГАРД
  3. от 18 октября 2016 на Wayback Machine Трансавангард
  4. (итал.) . www.treccani.it. Дата обращения: 26 сентября 2019. Архивировано из 26 июля 2019 года.
  5. , с. 233.
  6. , с. 100.
  7. от 3 марта 2016 на Wayback Machine Achille Bonito Oliva
  8. . archivio.corriere.it. Дата обращения: 26 сентября 2019. 8 ноября 2015 года.
  9. . web.archive.org (23 августа 2007). Дата обращения: 26 сентября 2019. 23 августа 2007 года.
  10. 2019 Artmajeur Художественная онлайн-галерея / Andrea Vaccaro. . www.artmajeur.com. Дата обращения: 26 сентября 2019. 26 сентября 2019 года.
  11. Numero 13 (ottobre 1979) della rivista
  12. Леся Смирна . Століття українському візуальному мистецтві // К.: «Фенікс», 2017, ст.454.

Литература

  • Бонито Олива, Акилле. Искусство на исходе второго тысячелетия / Пер. Г. Курьерова; К. Чекалов. — М. : Художественный журнал, 2003. — 217 с. — (Классика современности). — ISBN 5901116097 .
  • Горностаева Л. Г. Основы культурологии. Курс лекций. — М. : Российская академия правосудия, 2011. — 232 с. — ISBN 978-5-93916-286-9 .
  • Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. — М. : МГУ, 1993. — С. 247. — ISBN 5-211-02686-1 .
  • Bonito Oliva, Achille , Transavantgarde International , Milan, Giancarlo Politi, 1982.
  • Bonito Oliva, Achille , Italian Transavantgarde , Milan, Giancarlo Politi Editore, 1992.
  • , Storia dell'arte: dall'impressionismo alla transavanguardia , EdUP, 2007; ISBN 978-88-8421-171-2 .
  • Marco Meneguzzo, Da Balla alla transavanguardia , Cinisello Balsamo, Silvana editoriale, 2004; ISBN 88-8215-754-7 .
  • , L'arte contemporanea: tendenze, poetiche, ideologie dall'espressionismo tedesco alla postmodernità , Napoli, Liguori editore, 2007; ISBN 978-88-207-3906-5 .
  • Groupes, mouvements, tendances de 1’art contemporain depuis 1945. P., 1989.

Ссылки

Источник —

Same as Трансавангард