Interested Article - Шпайер, Эрмин

Эрмин Шпайер , также Эрминия Шпайер ( нем. Hermine Speier , Erminia Speier ; 28 мая 1898, Франкфурт-на-Майне — 12 января 1989, Монтрё , Швейцария ) — немецкий археолог , исследователь античности. Одна из немногих женщин-археологов своего времени, первая женщина-сотрудник музеев и библиотеки Ватикана , а также создатель первого в истории археологии фотоархива.

Биография

Ранние годы

Эрмин Шпайер родилась в богатой еврейской семье во Франкфурте-на-Майне. Она училась в «Школе Виктории» (Viktoriaschule) и после частной подготовки сдала выпускной экзамен. В зимнем семестре 1918—1919 годов во Франкфуртском университете стала изучать историю, немецкий язык и философию. В летнем семестре 1919 года перешла в Гисенский университет , а в зимнем семестре 1919—1920 годов — в Гейдельбергский университет . В Гисене она впервые познакомилась с классической археологией на семинаре Герхарта Роденвальдта. Её первыми учителями в Гейдельберге были Карл Ясперс , Фридрих Гундольф , Карл Людвиг Хампе, Герман Онкен, Эберхард Готейн .

После того, как в 1920 году в Гейдельбергский университет был назначен Людвиг Курциус , он стал её главным учителем и покровителем. Эрмин полностью переключилась на археологию. Помимо Курциуса, её учителями были Франц Болль, Альфред фон Домашевский, Карл Майстер и, прежде всего, Бернхард Швейцер.

Эрмин Шпайер получила докторскую степень в 1925 году, защитив диссертацию на тему «Полуобнажённые античные фигуры в искусстве V и IV в. до н. э.» (Die Gruppen angelehnter Figuren im V. und IV. Jahrhundert). Курциус был впечатлён её работой, но, тем не менее, заявил: «Если бы это было возможно, я бы поставил ей лучшую оценку за это прекрасное выступление, но жаль, что эта тема предназначена исключительно для мужчин». Эрмин Шпайер оказалась единственной женщиной, получившей докторскую степень под руководством Людвига Курциуса . Работа была опубликована семь лет спустя под заголовком «Двухфигурные группы в V и IV веках до нашей эры» (Zweifiguren-Gruppen im fünften und vierten Jahrhundert vor Christus) в «Римских сообщениях» («Römischen Mitteilungen»). Она была выполнена в традициях творчества Иоганна Иоахима Винкельмана , которым Эрмин Шпайер восхищалась всю свою жизнь.

Во время учёбы Эрминия сблизилась с литературным «Георгиевским кружком» (George-Kreis), основанным немецким поэтом и переводчиком Штефаном Георгe . C 1925 года работала в Кёнигсбергском университете . Она оставалась в Кёнигсберге до 1928 года, пока Курциус, назначенный директором римского отделения Немецкого археологического института , не пригласил её на работу в Рим.

Работа в Ватикане

Людвиг Курциус поручил своей ученице создать в Риме фототеку произведений классического искусства. Эта работа, которая систематически упорядочивала фотографии, принесла Эрмин Шпайер заслуженную славу первого археологического фотоархивиста и заслужила широкое профессиональное признание со стороны работников библиотек. Поэтому в истории искусствознания Эрмин Шпайер считается и первым археологическим фото-библиотекарем. Способ, которым она пользовалась при систематизации и описании фотографий, со временем был признан фундаментальным. В 1934 году Шпайер была уволена со своей должности в связи с принятием антиеврейского «Закона о восстановлении профессиональной гражданской службы» (Gesetzes zur Wiederherstellung des Berufsbeamtentums). Генеральный директор музеев Ватикана Бартоломео Ногара воспользовался этим обстоятельством и предоставил Эрмин Шпайер недавно созданную должность в своем музее. Шпайер таким образом стала первой женщиной, получившей работу в Ватикане . Папа Пий XI поддержал это назначение.

Эрмин Шпайер систематизировала и каталогизировала 20 000 фотонегативов из старых фондов, а также обрабатывала постоянно поступающие новые изображения. Она разделила негативы на три отдельные коллекции: «Классическая археология», «Средневековье», «Новое время» и «Этнографические экспедиции». Затем она и её коллеги, археолог Филиппо Маджи и историк искусства Деоклесио Редиг де Кампос, начали классифицировать изображения. Большая часть фотографий в научных публикациях до 1966 года заимствована из фотоархива Шпайер. В 1935 году маркиз Бенедетто Гульельмо подарил Папе Пию XI коллекцию произведений этрусского искусства, которая составила основу этрусской коллекции Ватикана. Эрмин Шпайер систематизировала коллекцию и оснастила два зала музея семнадцатью оригинальными греческими скульптурами, которые сумела атрибутировать . Кроме того, она работала над реорганизацией коллекции греческих ваз и Римского антиквария (Antiquarium Romanum) .

Период репрессий

Шпайер посещала многие публичные мероприятия, пока это не было ей запрещено фашистским правительством Италии. В 1938 году вступили в силу итальянские расовые законы (leggi razziali). От неё отвернулись многие бывшие друзья, как например, Мерит Шелер-Фуртвенглер, дочь известного немецкого археолога Адольфа Фуртвенглера и сестра знаменитого дирижёра Вильгельма Фуртвенглера , с которыми Шпайер какое-то время проживала вместе. Однако другие, такие как Людвиг Курциус, продолжали её поддерживать. Но и Курциус лишился своей должности .

Незадолго до визита Адольфа Гитлера в Рим в 1938 году Шпайер была заключена в печально известную тюрьму Реджина Коэли (Carcere di Regina Coeli). Её жених, итальянский генерал, пионер освоения дирижаблей и знаменитый исследователь Арктики Умберто Нобиле , смог освободить её за одну ночь, а Бартоломео Ногара уговорил Шпайер остаться в Италии .

В мае 1939 года Эрмин Шпайер приняла католичество , но это не защитило её от преследований и её арестовали во второй раз. В 1940 году Ватикан рекомендовал включить Шпайер в квоту в числе 3000 крещёных немецких евреев на эмиграцию в Бразилию. Она не приняла это предложение, потому что Нобиле, который тем временем эмигрировал в США и к которому она хотела бежать через Бразилию, не отреагировал должным образом. Обращение в католическую веру привело к ссоре с отцом, бежавшим в Англию, а также с матерью, сестрой и братьями, эмигрировавшими в США .

Во время немецкой оккупации Рима в 1943—1944 годах Эрмин Шпайер при содействии Ватикана укрылась в женском монастыре в катакомбах Присциллы . Так она избежала большого погрома 16 октября 1943 года, в ходе которого более тысячи евреев были отправлены в Освенцим и там уничтожены .

Послевоенные годы

После войны Шпайер изо всех сил пыталась помочь бывшим коллегам в Германии, которые в ней нуждались. В 1950-х годах её старый друг Роберт Берингер предоставил Шпайер одну из своих римских квартир недалеко от Ватикана. В ней она проводила собрания «Кружка чтения Данте» (Dante-Lesezirkel) под руководством Филиппо Маджи, на который неоднократно приглашала молодых итальянских и немецких учёных.

С 1961 года Эрмин Шпайер лично отвечала за состояние коллекции древностей в музеях Ватикана. С этого началась традиция, что на подобных должностях всегда имеется как минимум один специалист из Германии. Эрмин Шпайер ушла с поста архивариуса и директора фотоархива в 1967 году. Её преемниками стали Франческо Ронкалли и Георг Дальтроп. Археологическому таланту Эрмин Шпайер история искусств обязана несколькими важными открытиями. В 1946 году в журнале «Античное собрание» (Antikensammlung) она привела атрибуцию головы коня, в качестве фрагмента скульптурной группы колесницы Афины, созданной Фидием с учениками для западного фронтона Парфенона афинского Акрополя , где изображён спор между Афиной и Посейдоном за владение Аттикой. В 1950 году Шпайер опубликовала выдающийся отчёт о раскопках крипты базилики Святого Петра в Ватикане.

Её обширные познания в области античной археологии способствовали тому, что Немецкий археологический институт доверил ей публикацию в середине 1950-х годов четвёртого издания «Путеводителя» Вольфганга Гельбига по коллекциям классических древностей в Риме. Эрмин Шпайер расширила справочник, включив в него новые находки, и привлекла к этой работе многих молодых учёных. Она также перевела текст с итальянского языка на немецкий. Как компетентный эксперт по музеям Ватикана, она принимала там многих видных посетителей, таких как бывший президент США Гарри С. Трумэн в 1956 году.

Могила Эрмин Шпайер на Тевтонском кладбище в Ватикане

На протяжении многих лет Эрмин Шпайер была полноправным членом Немецкого археологического института и Папской академии римской археологии (Pontificia Accademia Romana di Archeologia). Ей присуждена награда Ватикана: Крест «За заслуги перед Церковью и Папой» . В 1973 году Шпайер была награждена Орденом «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» .

Она так и не вышла замуж, несмотря на несколько помолвок. Её надгробие на Кампо-Санто-Тевтонико в Ватикане украшено фрагментом тарентинского терракотового рельефа, который она хотела опубликовать в памятном издании Людвига Курциуса в 1937 году, но это не удалось сделать из-за антиеврейского закона. Только в 1955 году она смогла опубликовать это произведение из своей частной коллекции.

Надгробие Эрмин Шпайер расположено в непосредственной близости от могилы Людвига Курциуса и на нём имеется надпись: «Жизнь есть любовь» (Leben ist Liebe) .

Публикации

  • 1932: Двухфигурные группы в V и IV веках до нашей эры (Zweifiguren-Gruppen im fünften und vierten Jahrhundert vor Christus)
  • 1949: Некрополь Ватикана под «Гротами» базилики Святого Петра (Die Vatikanische Necropole unter den «Groten» des Petersdomes)
  • 1950: Особенный отпечаток из наследия античного искусства. Фрагмент конской головы с западного фронтона Парфенона (Sonderdruck aus Vermaechtnis der Antiken Kunst. Fragment eines Pferdekopfes aus dem Westgiebel des Parthenon)
  • 1950: Новые раскопки под церковью Святого Петра в Риме (Die neuen Ausgrabungen unter der Peterskirche in Rom)
  • 1952: «Memoria Sancti Petri». Обретение гробницы Петра (Memoria Sancti Petri, die Auffindung des Petrusgrabes)
  • 1954: Чаша из мастерской Евфрония (Die Iliupersisschale aus der Werkstatt des Euphronios)
  • 1955: Фрагмент тарентинского терракотового рельефа в частной римской собственности (Fragment eines tarentinischen Tonreliefs in römischem Privatbesitz)
  • 1963—1972: Путеводитель по публичным собраниям классических древностей в Риме. В 4-х выпусках (Führer durch die öffentlichen Sammlungen klassischer Altertümer in Rom)

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #1015325815 // (нем.) — 2012—2016.
  2. Zanker Р. Hermine Speier (1898—1989)-eine Archäologin in Vatikan. In Heid, Stefan; Matheus, Michael (eds.). Orte der Zuflucht und personeller Netzwerke: Der Campo Santo Teutonico und der Vatikan 1933—1955. — Freiburg, Germany: Verlag Herder, 2014. — ISBN 978-3-451-80140-2 от 9 ноября 2021 на Wayback Machine
  3. Daltrop G. Hermine Speier (1898—1989). — Providence, Rhode Island: Brown University, 2004
  4. Gudrun Sailer von Radio Vatikan in: Richard Ladkani. Vatikan — Die verborgene Welt. teamWorx in Co-Produktion mit Bayerischen Rundfunk, in Zusammenarbeit mit BBC, Autentic und Kwanza; EA: 6. Januar 2011; WH: 3sat 1. November 2014 06:00
  5. Bittel K. Deutsches Archäologisches Institut (1979). Beiträge zur Geschichte des Deutschen Archäologischen Instituts 1929 bis 1979. von Zabern. ISBN 978-3-8053-0396-5
  6. Rozett, Dr Robert; Spector, Dr Shmuel (2013). Encyclopedia of the Holocaust. London and New York: Routledge. ISBN 978-1-135-96950-9
  7. Sailer G. Monsignorina. Die deutsche Jüdin Hermine Speier im Vatikan. — Aschendorff, Münster, 2015. — ISBN 978-3-402-13079-7
  8. Dechert А. Monsignora Hermine Speier: Eine deutsche Jüdin im Vatikan. December 2015
  9. Apostolico, Palazzo; Nardi, Giuseppe (19 April 2011) от 9 ноября 2021 на Wayback Machine
  10. Daltrop G. Hermine Speier (1898—1989). — Providence, Rhode Island: Brown University, 2004. — Retrieved 12 December 2015
Источник —

Same as Шпайер, Эрмин