Отель разбитых сердец
- 1 year ago
- 0
- 0
Ольга Александровна Бахуташвили-Шульгина (урождённая Бахуташвили, Шульгина — по мужу и на сцене; 13 марта 1876 или 13 марта 1879 , Кутаис , Кавказское наместничество — 29 мая 1950 , Тбилиси ) — грузинская советская артистка оперы (лирико-драматическое сопрано) и педагог. Народная артистка Грузинской ССР (1942).
Родилась в семье врача. Пению обучалась с 19 лет в музыкальном училище Тбилисского отделения Русского музыкального общества у Е. К. Ряднова и, как сообщает А. М. Пружанский , у П. Ренци.
Дебютировала в Тифлисской опере в 1901 году под псевдонимом Рионели , где выступала один сезон в партиях Лизы о опере П. И. Чайковского « Пиковая дама » и Аиды в одноимённой опере Дж. Верди . После этого выступала в московском театре « Аквариум » в антрепризе А. А. Церетели . В Москве ей помогала опытная певица Э. К. Павловская , оценившая талант молодой артистки.
В 1902 году продолжила обучение на Высших вокальных курсах при Петербургской консерватории у И. П. Прянишникова , далее в 1903 в Париже у Текки и в Милане у П. Видаля и .
В 1903 году в Киеве исполнила сольную партию в « Реквиеме » В. А. Моцарта в ансамбле с Е. Ковельковой , , В. Лосским .
В сезонах 1904—1906 годов пела в Киевской опере в антрепризе М. Бородая , где исполнила партию Азы на премьере оперы «Манру» И. Падеревского . В сезоне 1906—1907 годов пела в Саратове в антрепризе Н. Л. Мандельштама-Вронского, в 1906—1909 годах в Одессе .
По сведениям музыкальной энциклопедии, в 1907 совершенствовалась в Милане у П. Ронци.
В 1910 году выступала в Тифлисе в Оперном товариществе под управлением А. А. Эйхенвальда . Там в частности спела партию сестры Беатрисы в премьерной постановке одноимённой оперы и Марии в премьере оперы К. Агренева-Славянского «Боярин Орша».
В сезоне 1912—1913 годов выступала в Екатеринбурге , где в 1912 году исполнила партию Марты в премьерной постановке оперы «Долина» Эжена д’Альбера . В сезоне 1916—1917 годов выступала в Баку . Гастролировала также в Харькове , Казани , Кисловодске .
В 1919—1927 годах была солисткой Тбилисского оперного театра , но с 1923 выступала эпизодически, перейдя на педагогическую работу. В Тифлисе в 1919 году выступила в партии Чио-Чио-сан в премьерной постановке оперы Пуччини « Мадам Баттерфляй ». Сыграла значительную роль в создании национальной грузинской оперы, когда режиссёр А. Цуцунава решительно поставил вопрос о создании национального репертуара. Она первой исполнив партию Этери в опере Палиашвили «Абесалом и Этери», премьера которой состоялась 21 февраля 1919 года, и в том же году выступила в премьере оперы Аракишвили «Сказание о Шота Руставели», но источники по-разному называют её роль: П. М. Пружанский говорит, что это роль Русуданы, а В. И, Зарубин в Музыкальной энциклопедии называет роль Гульчаны. [ уточнить ]
Одна из основоположников вокальной педагогики в Грузии. С 1918 преподаёт пение, с 1921 года — профессор Тбилисской консерватории . В числе её учеников Народный артист СССР Пётр Варламович Амиранашвили и его дочь Медея Петровна ; Народные артисты Грузинской ССР : Лейла Михайловна Гоциридзе , Мери Назарьевна Накашидзе , Екатерина Тарасовна Сохадзе и Надежда Афанасьевна Цомая ; Народный артист Белорусской ССР ; Заслуженные артисты Грузинской ССР и .
Автор учебно-методических изданий на грузинском языке. Основная работа — Опыт вокальной педагогики: (Сборник повседневных упражнений для установки звука. 12 уроков — 36 упражнений). Тбилиси, 1935. Кроме того изданы:
Три методические работы в рукописях хранятся в библиотеке консерватории:
Написала «Очерки по истории вокального образования»
В 1921 году работала руководителем и редактором Государственной народной оперы Главполитпросвета Наркомпроса.
Кроме приведённых выше исполняла партии