Кудрявченко, Павел Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Павел Александрович Ламм (Paul Lamm, 1882—1951) — музыковед, источниковед, пианист, педагог. Доктор искусствоведения (1944).
Родился 16 (28) июля 1882 года в Москве. Сын слесаря-механика Александра Федоровича Ламма ( Alexander Lamm , 1841—1902), выходца из Саксонии и Екатерины Осиповны (урождённой Штелинг), дочери красильного мастера, выходца из Баварии, перешедших в православие.
Учился на юридическом факультете Боннского университета и в Высшей коммерческой школе при Кёльнском университете (1900—1902). Начальное музыкальное образование получил в Москве у А. Т. Гречанинова (теория музыки) и Ф. Э. Лерчера (фортепиано) (1896—1900 и 1904). В 1912 году окончил Московскую консерваторию . Ученик К. А. Киппа и Н. Е. Шишкина. Со студенческих лет аккомпанировал А. В. Стенбок-Фермор, Н. А. Олениной-Д’Альгейм, Е. В. Копосовой. Часто выступал в концертах общества «Дом песни» (был его действительным членом) и «Вечеров современной музыки». Тогда же сблизился с композиторами А. А. Олениным и Н. Я. Мясковским , посвятившим П. А. Ламму свою Седьмую симфонию. До 1917 года концертировал как пианист.
В 1914 году был арестован как иностранный подданный враждебного России государства, вскоре отпущен, но выслан в Бирск Уфимской губернии. С 1918 года — заведующий архивной секцией МУЗО Наркомпроса, 1918—1923 годах возглавлял Государственное музыкальное издательство, где основал Государственную музыкальную нотницу с архивами рукописей и редких изданий.
В 1921 году П. А. Ламм получил квартиру в Московской консерватории, где по средам устраивались вечера для исполнения и прослушивания музыки русских и зарубежных классиков и современных композиторов. Среди неизменных участников таких собраний были К. С. Сараджев , , А. А. Шеншин, Д. М. Мелких, М. Г. Губе. Часто бывали А. Ф. Гедике , В. М. Беляев , Ан. Н. Александров , С. Е. Фейнберг , Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев и М. А. Прокофьева , В. Я. Шебалин , Ю. С. Никольский , Б. В. Асафьев (в свои приезды в Москву в 1920—1930-х годах), С. А. Малявин и другие музыканты .
По ложному доносу композитора А. А. Крейна в 1923 году был арестован и несколько месяцев провёл в Бутырской тюрьме; был выпущен на свободу благодаря ходатайству А. Б. Гольденвейзера .
В 1924—1929 годах — действительный член Музыкальной секции ГАХНа, в 1927—1930 годах член-корреспондент Института истории искусств. В 1938—1947 годах — руководитель камерного класса Оперной студии имени К. С. Станиславского.
В Московской консерватории преподавал в 1919—1951 годах (профессор с 1939) . Вёл классы чтения партитур («практического изучения симфонической литературы»), камерного ансамбля, общего фортепиано. Среди учеников: А. И. Ведерников , Е. Д. Кругликова , Л. Н. Оборин , Н. Старокадомский, В. Я. Шебалин . В 1944—1948 годах также работал в Комиссии по источниковедению и текстологии Научно-исследовательского кабинета Московской консерватории.
П. А. Ламм был весьма близок и дружил с С. С. Прокофьевым, который доверил ему расшифровку и составление оркестровых партитур своих крупных сочинений, в числе которых оперы « Семён Котко », « Война и мир », « Повесть о настоящем человеке » и балет « Золушка » .
Умер 5 мая 1951 года в посёлке Николина Гора Московской области . Похоронен в Москве на Введенском кладбище (8 уч.).
П. А. Ламм вошёл в историю отечественной науки прежде всего как источниковед, подготовивший первое критическое (по автографам) издание сочинений Модеста Петровича Мусоргского . Это издание, выпущенное в 1930-х годах и давно ставшее библиографической редкостью, до сих пор не потеряло актуальности.