Interested Article - Левиновский, Владимир Яковлевич
- 2020-01-16
- 1
Владимир Яковлевич Левиновский ( 1926 , Саратов ) — советский и российский театральный режиссёр оперно-музыкального театра, актёр, театральный педагог, публицист.
Биография
Родился 22 ноября 1926 года в Саратове. Сын Якова Наумовича Левиновского, провизора, увлёкшегося оперным пением, а в 1935 г. ставшего солистом (баритоном) Саратовской оперы. Все четыре его сына — (1918—2001, художественный руководитель Саратовской филармонии), Владимир, Николай (род. 1944, джазовый пианист) и Сергей (1951—2007, саксофонист) — связали свою жизнь с музыкой .
Владимир Левиновский окончил Драматическую студию при Саратовском театре драмы (1946) под руководством П. П. Васильева и . В 1946—1948 годах — артист Саратовского театра драмы, одновременно учился на филологическом факультете Саратовского университета (научный руководитель Ю. Г. Оксман ). Окончив университет в 1950 году, поступил на режиссёрский факультет ГИТИС (оперное отделение) в класс Б. А. Покровского (окончил в 1954 г.).
В 1954—1963 годах — режиссёр, главный режиссёр Саратовского оперно-балетного театра . Затем в 1964—1965 гг. работал режиссёром-стажёром в БДТ им. М. Горького под руководством Г. А. Товстоногова . В дальнейшем — художественный руководитель Магаданского музыкально-драматического театра имени М. Горького (1965—1974), главный режиссёр Саратовского театра оперетты (1976—1978).
В 1979 году переехал в Москву, заняв должность заместителя, а затем директора в Московском камерном музыкальном театре под руководством своего учителя Покровского. В 1984—1990 годах — старший преподаватель Российской академии театрального искусства. Кандидат искусствоведения (1990).
С 1993 года жил в Нью-Йорке . Скончался в 2022 году .
Театральные работы
Саратовский Театр оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского (1954—1963)
- 1954 — « Фауст » Ш. Гуно (Дирижёр — Н. А. Шкаровский , Художник — А. В. Крюков, Балетмейстер — Э. Дятлов)
- 1954 — « Демон » А. Г. Рубинштейна (Дирижёр — А. М. Гофман, Художник — Е. М. Шуйский)
- 1955 — « Риголетто » Дж. Верди (Дирижёр — А. М. Гофман, Художник — А. В. Крюков)
- 1955 — « Корневильские колокола » Р. Планкета (Дирижёр — В. Г. Широков, Художник — А. В. Крюков)
- 1955 — « Русалка » А. С. Даргомыжского (Дирижёр — А. М. Гофман, Художник — А. В. Крюков)
- 1955 — « Чио-чио-сан » Дж. Пуччини (Дирижёр — Н. А. Шкаровский , Художник — А. В. Крюков)
- 1956 — « Тоска » Дж. Пуччини (Дирижёр — Н. А. Шкаровский , Художник — А. В. Крюков)
- 1956 — « » В. Н. Васильева (Дирижёр — А. М. Гофман, Художник — А. В. Крюков)
- 1956 — « Отелло » Дж. Верди (Дирижёр — Н. А. Шкаровский , Художник — И. В. Севастьянов). Восстановление постановки Заслуженного артиста УССР Арнольда Азрикана .
- 1956 — « Пиковая дама » П. И. Чайковского (Дирижёр — Н. А. Шкаровский , Художник — Е. М. Шуйский)
- 1957 — «Три толстяка» В. И. Рубина (Руководитель постановки — И. М. Рапопорт, Дирижёр — Н. А. Шкаровский , Художник — А. В. Крюков, художник по костюмам — М. Е. Мукосеева)
- 1957 — « Евгений Онегин » П. И. Чайковского (Дирижёр — Н. А. Шкаровский , Художник — В. В. Дмитриев)
- 1957 — « Дубровский » Э. Ф. Направника (Дирижёр — Н. А. Шкаровский , Художник — Е. М. Шуйский)
- 1958 — «Где-то на юге» (Дирижёр — В. Г. Широков, Художник — А. В. Крюков)
- 1958 — « Джоконда » А. Понкьелли (Дирижёр — Н. А. Шкаровский , Художник — Е. М. Шуйский)
- 1958 — « Самсон и Далила » К. Сен-Санса — постановка была остановлена и запрещена (Дирижёр — Н. А. Шкаровский , Художник — Е. М. Шуйский)
- 1958 — « Бал-маскарад » Дж. Верди (Дирижёр — Н. А. Шкаровский , Художник — А. Кузьмин)
- 1959 — «Укрощение строптивой» В. Я. Шебалина (Дирижёр — И. Ю. Айзикович , Художник — А. В. Крюков)
- 1959 — «Тропою грома» М. Я. Магиденко (Дирижёр — И. Ю. Айзикович , Художник — В. Аксёнов)
- 1960 — « Алеко » С. В. Рахманинова (Дирижёр — Н. А. Шкаровский , Художник — В. Аксёнов)
- 1960 — «Поэма о Волге», оратория-балет В. В. Ковалёва (Дирижёр — В. Г. Широков, Балетмейстер — В. Т. Адашевский, Художник — В. Аксёнов)
- 1960 — « Манон » Ж. Массне (Дирижёр — Н. А. Шкаровский , Художник — Е. М. Шуйский)
- 1961 — « Сельская честь » П. Масканьи (Дирижёр — Н. А. Шкаровский , Художник — Е. М. Шуйский)
- 1962 — « Волшебная флейта » В. А. Моцарт (Дирижёр — И. И. Гольберг, Сценография — Милош Томек (ЧССР))
- 1963 — Э. Сухоня (Дирижёр — И. И. Гольберг, Сценография — Ладислав Выходил (ЧССР))
Магаданский Музыкально-Драматический театр им. М. Горького (1965—1974)
- «Королева красоты» А. Новикова (Пьеса П. Градова, Сценография — А. Бодрова)
- « » Ж. Оффенбаха (Пьеса А. Мельяка и Л. Галеви, Сценография — С. Болле)
- « Фиалка Монмартра » И. Кальмана (Пьеса — И. Туманов , Г. Ярон . Сценография — А. Крюков)
- «Божественная комедия» Е. Табачникова (Пьеса — И. Штока . Сценография — А. Крюков)
- « Весёлая Вдова » Ф. Легара (Пьеса — В. Масс , М. Червинский . Сценография — А. Крюков)
- « Вольный ветер » И. Дунаевского (Пьеса — В. Винников, В. Крафт. Сценография — В. Н. Мягков)
- « Моя прекрасная леди » Ф. Лоу (Пьеса — А. Д. Лернер . Сценография — В. Н. Мягков)
- « Летучая мышь » И. Штрауса (Пьеса — Н. Эрдман , М. Вольпин . Сценография — А. Крюков)
- «Восемнадцать лет» В. Соловьёв-Седой (Пьеса — В. Константинова , Б. Рацера . Сценография — В. Н. Мягков)
- «Венские проказники» И. Штрауса (Пьеса — А. Тимофеева. Сценография — Т. Д. Дидишвили)
- «Василий Тёркин» А. Новикова . Руководитель постановки дипломного спектакля Н. Малиновской (ГИТИС. Руководитель курса — Народный артист СССР Б. А. Покровский ) (Пьеса — П. Градова . Сценография — Елена Богданова, Виктор Пал)
- «Требуется героиня» В. Баснера (Пьеса — Е. Гальпериной , Ю. Анненкова . Сценография — В. Иванов)
- «Не прячь улыбку» Р. Гаджиева (Пьеса — В. Есьмин, К. Крикорян. Сценография — В. Н. Мягков)
- « Цыганская любовь » Ф. Легара (Пьеса — П. Алдахина. Сценография — В. Н. Мягков)
- « Ханума » Г. Канчели (Пьеса — А. Цагарели . Сценография — А. Арутюняна)
- « Графиня Марица » И. Кальмана (Пьеса — Ю. Дмитриева. Сценография — В. Н. Мягков)
- «Возраст женщины» Г. Синисало , А. Голланда (Пьеса — Е. Шатуновского. Сценография — В. Н. Мягков)
- « Принцесса цирка » И. Кальмана (Пьеса — И. Зарубина. Сценография — В. К. Клементьева, Большой театр СССР)
- «Верка и Алые паруса» Г. Портнова (Пьеса — А. Григорьева. Сценография — В. Я. Левиновского)
- « Баядера » И. Кальмана (Пьеса — Ю. Браммера , А. Грюнвальда . Сценография — В. К. Клементьева, Большой театр СССР)
- « Фраскита » Ф. Легара (Пьеса — П. Риф и А. Сафронова. Сценография — В. Н. Мягков)
- «Поцелуй Чаниты» Ю. Милютина (Пьеса — Е. Шатуновского. Сценография — В. Н. Мягков)
- «Поздняя серенада» В. Ильина (Пьеса — Ю. Рыбчинского . Сценография — Е. Б. Алтынов)
- « Роз-Мари » Р. Фримля и Г. Стотхарта (Пьеса — О. Хаммерстайна , О. Харбаха . Сценография — В. Н. Мягков)
Музыкально — драматические спектакли
- «Кукла Надя и другие» В. Коростылёв (Сценография — А. Крюков)
- «Белая ночь» Т. Хренников (Пьеса — Е. Шатуновского. Сценография — В. Н. Мягков)
- «Мадридская сталь» Лопе де Вега (Сценография — Т. Д. Дидишвили)
- «Огненный мост» Б. Ромашов (Сценография — В. Н. Мягков)
- « Трёхгрошовая опера » Б. Брехт , К. Вайль (Сценография — В. Н. Мягков)
- «Между ливнями» А. Штейн (Сценография — А. Крюков)
- «Традиционный сбор» В. Розов (Сценография — В. Н. Мягков)
- « Кремлёвские куранты » Н. Погодин (Сценография — В. Н. Мягков)
- «Эффект Редькина» А. Козловский (Сценография — В. Н. Мягков)
- «Эдит Пиаф» Моно-спектакль Эммы Ленивцевой
Новосибирский театр оперетты
- 1964 — «Божественная комедия» Е. Табачникова (Пьеса — И. Штока . Художник — А. Крюков)
- 1968 — « Цыганская любовь » Ф. Легара (Пьеса — П. Алдахина. Художник — В. Н. Мягков)
Саратовский театр оперетты
- 1977 — « Ханума » Г. Канчели (Пьеса — А. Цагарели . Сценография — А. Арутюняна)
- 1978 — « Баядера » И. Кальмана (Пьеса — Ю. Браммера , А. Грюнвальда . Сценография — В. К. Клементьева, Большой театр СССР)
Московский камерный музыкальный театр
- 1982 — «Нам 10 лет». Сценарий и постановка Юбилейного вечера КМТ
Публикации
В разные годы публиковал статьи о музыкальном театре в журналах «Советская музыка», «Театр», «Музыкальная жизнь», «Театральная жизнь».
Опубликовал монографии
- «Неизвестный Б. В. Асафьев : Театр, ставший музыкой» (США, 2003; 2-е издание: Саратов, 2007)
- «Б. А. Покровский: Музыка, ставшая театром» (Москва. РАТИ, 2008)
- «Дирижёр Александр Васильевич Павлов-Арбенин» (Санкт-Петербург, 2011)
- «Десять театральных сезонов на Колыме» (Магадан. Кордис. 2014)
- «Розы и тернии балерины» (Санкт-Петербург. Издательство Политехнического университета. 2016)
- «Балетная сцена в Саратове в 1920—1940-е гг. Очерк истории». (Санкт-Петербург. Издательство Политехнического университета. 2019)
- Сценический роман дома Прозоровых. Георгий Товстоногов в работе над «Тремя сёстрами» Антона Чехова / авт.-сост. В. Я. Левиновский. (Москва. Издательская группа NAVONA. 2021)
Составитель сборников статей
- «Человек, говоривший о музыке» (Саратов. «Бенефит», 2008) — о своём брате Анатолии Левиновском
- «Колокол мастера» к 100-летию Б. А. Покровского, при участии Д. Ф. Морозова (Москва, РАТИ — КМТ, 2011)
Автор статей
- «Свободный театр» Котэ Марджанишвили ".- Альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка». Москва: ГИТИС
Примечания
- Сергей Боровиков . от 16 июля 2012 на Wayback Machine . // Общественное мнение: Общественно-политический и экономический журнал, г. Саратов.
- . Дата обращения: 26 ноября 2022. 26 ноября 2022 года.
Оценка творчества, ссылки
- Б. Б. Цекиновский «История театрального острова». — Предисловие к книге В. Я. Левиновского «Десять театральных сезонов на Колыме»(2014).
- Глебова Елена «Встречи на „острове“ Магадан». Журнал «Страстной бульвар, 10» — .
- 2020-01-16
- 1