Interested Article - Сянци
- 2021-08-26
- 1
Сянци ( кит. 象棋 , пиньинь xiàngqí ) — китайская настольная игра, подобная западным шахматам , индийской чатуранге , японским сёги .
Сянци часто называют китайскими шахматами . Это одна из наиболее популярных настольных игр в мире, распространённая и за пределами Китая. Сянци были включены во Всемирные интеллектуальные игры 2008 и 2012 годов .
История
Западные исследователи [ кто? ] обычно рассматривают сянци как одну из ветвей развития класса игр, корнем которого является чатуранга , появившаяся в Индии не позднее V—VI веков. Считается, что чатуранга — общий предок всех известных сейчас игр шахматного типа. Продвигаясь на запад, чатуранга породила арабский шатрандж , ставший предком современных классических шахмат . Распространяясь на восток и попав в Китай , чатуранга видоизменилась в соответствии с китайскими традициями и превратилась в сянци, которые, в свою очередь, стали основой для шахматоподобной игры сёги , распространённой поныне в Японии . В Корее сянци были модифицированы и превратились в игру чанги — она играется на практически аналогичной доске, тем же набором фигур, но имеет несколько отличающиеся правила.
Некоторые китайские исследователи категорически не согласны с теорией происхождения сянци от чатуранги. Опираясь на документы, самые старые из которых датируются эпохой Хань, они утверждают, что игра, ставшая предком сянци, появилась в древнем Китае не менее 2000 лет назад и первоначально называлась любо . В этой игре также передвигали по доске фишки, среди которых были пешки и полководец, имеющие различные правила хода, но для определения хода пользовались игральными костями, таким образом, внося в игру элемент случайности. Позже от костей отказались, получив игру гэу или сайчжан . Считается [ кем? ] , что правила этой игры установил сам император Хань У-ди .
В эпоху Тан правила игры были видоизменены, а разнообразие фигур увеличено, что и привело к появлению правил сянци, близких к современным. Вполне определённо доказано [ где? ] , что в VIII веке в Китае сянци существовали, в них играли двое игроков, кости уже не использовались, а набор фигур соответствовал набору фигур чатуранги — военачальник (король), конь, слон, колесница (ладья) и воины (пешки). Ходы фигур также очень похожи (с учётом разницы в постановке фигур на доску — в шахматах фигуры ставятся на поля, в сянци — на пересечения линий). Сложно представить [ кому? ] , что такое сходство возникло случайно, более вероятным представляется [ кому? ] , что чатуранга, если и не была «родителем» сянци, то, во всяком случае, испытала сильное влияние той древнекитайской игры, от которой сянци произошли. Название игры, по одной из версий [ какой? ] , происходит от выражения «фигурки из слоновой кости» — именно из неё делали игровые фигуры, причём, в отличие от современных, достаточно простых, с иероглифическими надписями, в древности нередко применялись фигуры художественной работы, изображающие соответствующих персонажей — коней, слонов, колесницы, генеральскую палатку.
Документы, особенно наиболее древние [ какие? ] , далеко не всегда можно трактовать однозначно, так что вопрос о происхождении сянци вряд ли можно считать решённым окончательно.
Знаменита древняя партия X века , в которой даосский отшельник Чэнь Туань выиграл у императора .
В Европе с игрой сянци впервые познакомила обывателей гравюра Джона Инграма по рисунку Франсуа Буше « Игра в китайские шахматы », дважды изданная в Париже между 1741 и 1763 годами (фигуры на ней не являются фигурами сянци, с которыми автор, видимо, был незнаком).
Одним из сильнейших игроков начала ХХ века был
(1888—1987). Се Сясюнь работал на популяризацию сянци в мире, написал первую англоязычную книгу о сянци. В конце жизни он стал вице-президентом Китайской ассоциации сянци .Сильнейшим игроком в сянци в XX веке был Ху Жунхуа , становившийся чемпионом Китая по сянци 14 раз. Один из сильнейших игроков в сянци в XXI веке — 5-кратный чемпион Китая Люй Цинь .
С 1970-х годов в СССР издаются книги [ нет в источнике ] и выпускаются наборы китайских шахмат с названием Чо Хонг Ки [ нужен вторичный источник ] .
Правила
Доска
В сянци играют на прямоугольной доске, расчерченной линиями по вертикали и горизонтали. Размер доски — 9×10 линий, причём, как и в го , фигуры ставятся в пересечения линий, а не на клетки. Между двумя центральными горизонталями находится река ( кит. 河 , хэ ), которая влияет на движение воинов и слонов (см. ниже)
Квадраты 3×3, отмеченные двумя диагональными линиями, называются дворцы или крепости . Их не могут покидать генералы и советники.
Начальное расположение фигур изображено на диаграмме.
Фигуры
Оба игрока получают одинаковый набор фигур шашечной формы, которые традиционно представляют собой деревянные фишки с китайскими символами . Изображение идентичных фигур для разных сторон может отличаться. Традиционно одна сторона имеет красные фигуры (реже белые), а другая чёрные (которые также могут изображаться синим или зелёным цветом). В разных регионах существуют разные конвенции о том, кто делает первый ход, но в большинстве современных турниров первыми ходят красные.
Король (Генерал)
Обозначается кит. трад. 將 , упр. 将 , пиньинь jiàng , «цзян», то есть «генерал» за чёрных и кит. трад. 帥 , упр. 帅 , пиньинь shuài , «шуай», то есть «маршал» за красных. Эта фигура аналогична шахматному королю или королю сёги , то есть её потеря означает проигрыш партии. Король может ходить только в пределах своего дворца (3×3) на один пункт по горизонтали или вертикали, но не по диагонали. Короли не могут «смотреть» друг на друга (стоять на одной вертикали так, что между ними нет фигур); ходы, создающие такую ситуацию, запрещены.
Советник
Обозначается кит. 士 , пиньинь shì , «ши» — «чиновник, воин, учёный» за чёрных и кит. 仕 , пиньинь shì , также «ши» — «учёный, чиновник» за красных. Может перемещаться в пределах крепости (дворца) только по диагонали, то есть он ограничен пятью точками крепости.
Слон
Обозначается кит. 象 , пиньинь xiàng , «сян» — «слон» за чёрных и кит. 相 , пиньинь xiàng , «сян» — «министр» за красных. Ходит по диагонали на две точки. Не может перепрыгивать фигуры. Не может пересекать реку.
Пушка
Обозначение кит. 砲 , пиньинь pào , «пао» — «катапульта» ( ключ «камень») чёрных и кит. 炮 , пиньинь pào «пао» — «пушка» (ключ «огонь») красных. Ходит, как шахматная ладья . Захватывает фигуры противника только если между ней и атакуемой фигурой есть ровно одна фигура, называемая экраном (или «лафетом»).
Ладья
Обозначается кит. трад. 車 , упр. 车 , пиньинь jū , «цзюй» за чёрных и кит. трад. 俥 (車) , упр. 车 (伡) , пиньинь jū , «цзюй» за красных. Ходит, как шахматная ладья : на любое число свободных пунктов по вертикали или горизонтали.
Конь
Обозначения: кит. трад. 馬 , упр. 马 , пиньинь mǎ , «ма» у чёрных и кит. трад. 傌 (馬) , упр. 马 , пиньинь mà , «ма» у красных. Ходит на одну точку по вертикали или горизонтали, и далее (в том же ходе) на точку по диагонали. В отличие от шахматного коня , конь сянци не «перепрыгивает» через фигуры, а перемещается в плоскости доски: сначала по горизонтали или вертикали, а затем по диагонали. Если в промежуточной точке хода коня есть любая фигура, она этот ход блокирует (см. диаграммы).
Пешка
Обозначается кит. 卒 , пиньинь zú , «цзу» за чёрных и кит. 兵 , пиньинь bīng , «бин» за красных. Ходит на одну точку вперёд. На территории противника (за рекой) обладает дополнительной способностью ходить вбок, также на одну точку. Достигнув последней линии, ходит только вбок.
Завершение партии
Шах — это нападение на короля любой фигурой. Игрок, королю которого дали шах, обязан в ответ защититься от шаха. Любые другие ходы ему запрещены. Если же защиты от шаха нет, это мат и проигрыш.
Для защиты от шаха можно, как и в классических шахматах, либо уйти королём в пункт, не находящийся под атакой, либо побить атакующую фигуру, либо блокировать её атаку. В последнем варианте есть две возможности, отсутствующие в шахматах:
- Парирование шаха конём. Поскольку конь не перепрыгивает через занятые пункты, пешка или фигура, поставленная на соседнее с конём поле, на его пути к генералу, защищает от шаха.
- От шаха пушкой можно защититься, удалив её лафет или введя между пушкой и генералом ещё одну фигуру (так как через две фигуры пушка не атакует).
Проигрышем также является пат — отсутствие у игрока легальных ходов.
Компьютерные сянци
|
Данные в этой статье приведены по состоянию на 2007 год.
|
Сложность сянци примерно равна 10 150 . Это больше, чем у обычных шахмат , но меньше, чем сложность сёги и го . В 2006 году компьютер китайской компании Inspur выиграл матч против пятерых ведущих профессиональных игроков из Китая: три партии закончились победой компьютера, пять ничьей, и только две были проиграны . Тайваньская ассоциация китайских шахмат квалифицировала в 2007 году компьютерные программы ELP и ShiGa на уровне 6-го дана .
Нотация
Записи партий в сянци называются ципу . Существуют китайская и западная системы нотации.
Организация
A | B | C | D | E | F | G | H | I | ||
10 |
|
10 | ||||||||
9 | 9 | |||||||||
8 | 8 | |||||||||
7 | 7 | |||||||||
6 | 6 | |||||||||
5 | 5 | |||||||||
4 | 4 | |||||||||
3 | 3 | |||||||||
2 | 2 | |||||||||
1 | 1 | |||||||||
A | B | C | D | E | F | G | H | I |
Организацией развития сянци в мировом масштабе с конца XX века занимается Всемирная федерация сянци (WXF), координирующая деятельность (CXA), (AXF), (EXF) и других главных организаций данной сферы. Существуют европеизированные варианты досок (10 × 9) и фигур сянци.
См. также
Примечания
- от 12 декабря 2013 на Wayback Machine ( Ху Жунхуа )
- . Дата обращения: 23 декабря 2022. 23 декабря 2022 года.
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 11 ноября 2019. 23 ноября 2019 года.
- от 22 декабря 2017 на Wayback Machine .
- от 22 декабря 2017 на Wayback Machine .
- . Дата обращения: 31 мая 2017. 13 июля 2018 года.
- . Дата обращения: 15 июля 2020. 17 июля 2020 года.
- . Дата обращения: 15 июля 2020. 15 октября 2020 года.
- . Дата обращения: 15 июля 2020. 16 июля 2020 года.
Литература
- Белл Р. Китайские шахматы // Энциклопедия настольных игр народов мира / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. — М. : Центрполиграф, 2001. — С. 108—112. — 318 с.
- Глязер С. Сянци // . — М. : Молодая гвардия, 1962. — С. —41. — 63 с.
- Чжу Баовэй. Китайские шахматы (сянци): дебюты и эндшпили. — СПб. : ВВМ, 2019. — 248 с.
Ссылки
- (англ.) (кит.)
- (англ.) (нем.)
- (англ.)
- (Владивосток)
- // shogi.ru (рус.)
- (рус.)
- 2021-08-26
- 1