Родилась 20 октября 1923 года (по другим источникам — 20 сентября 1920 года
) в селе Тёкёлдёш (ныне в черте
Бишкека
,
Киргизия
) (по другим источникам — в селе Октябрь
) в семье учителя.
С 1990 года и до конца жизни вновь играла в ТЮЗе
.
С
1955 года
снималась в кино на разных киностудиях СССР. Член Союза кинематографистов Киргизской ССР.
По официальным документам скончалась 30 декабря 1993 года (её сбил автобус при возвращении с похорон
А. Джангорозовой
, после чего тело пролежало в морге 18 дней) (по другим источникам —
15 января
1994
года) в Бишкеке. Похоронена на
Ала-Арчинском кладбище
.
Семья
Трижды была замужем. Первый муж — Абды, актёр, работали вместе в Пржевальском театре, где и поженились. Второй муж — Ажыгабыл Айдаркулов, режиссёр-дипломник, погиб в автоаварии. С третьим мужем, как и с первым, разошлась. У Бакен была дочь (умерла в 33 года) и двое сыновей. Один из них музыкант.
В творческой биографии актрисы более ста театральных и киноролей. Её называют «первой», так как она первой сыграла главные женские роли во всех пьесах авторов мировой и русской драматургии, впервые поставленных на сцене киргизского театра. Она была первой актрисой, сыгравшей главную роль в первом национальном полнометражном художественном фильме «Салтанат». Она первой сыграла роль
Сейде
, в первом спектакле «Лицом — к лицу», поставленной впервые по
Ч. Айтматову
.
О жизни и творчестве актрисы написаны многочисленные статьи и две монографии. Одна из монографий написана московской журналисткой В. Ивановой и вышла в
Москве
. В
2004 году
киргизский драматург
Ж. Кулмамбетов
написал пьесу о Бакен «Талант и судьба».
Ч. Айтматов в предисловии к книге В. Ивановой «Бакен Кыдыкеева» пишет: «…Мне немало пришлось раздумывать над тем — откуда в этой женщине, киргизке, не имеющий не только высшего, но даже и среднего законченного образования, откуда в ней столько культуры, столько вкуса и чутья к искусству? Или в этом и состоит талант — в умении „сокращать опыты быстротекущей жизни“?»
Факты из жизни
Отец был против театральной карьеры дочери, и 14-летняя Бакен решила оставить любимую профессию. В день, когда она пришла в театр, чтобы написать заявление об уходе, режиссёр ТЮЗа
А. Самарин-Волжский
дал ей главную роль — роль
Лауренсии
в спектакле «Овечий источник» по
Л. де Вегы
. Бакен не осмелилась отказаться от роли. После премьеры спектакля юная актриса стала знаменитостью на всю республику. Боясь гнева отца, она несколько дней не приходила домой. Когда на третий день после премьеры Бакен возвратилась, с порога увидела читавшего газету отца. Он подошёл к дочери и в упор спросил: "Бакен, здесь пишут: «Бакен Кыдыкеева великолепно сыграла главную роль в спектакле „Овечий источник“. Это ты?» Бакен от страха еле-еле кивнула головой. Тогда, вместе того чтобы обрушить свой гнев на непослушную дочь, отец поцеловал её в лоб. Так он стал горячим поклонником таланта своей дочери.
Дважды была вынуждена уходить из театра, после чего впала в
депрессию
. В последние годы у неё развилась глубокая
апатия
.