Interested Article - Гурий (Павлов)

Епи́скоп Гу́рий (в миру Семён Па́влович Па́влов ; 15 (28) апреля 1906 , село Средние Кибечи , Цивильский уезд , Казанская губерния 7 января 1996 , Чувашия ) — епископ греческой старостильной юрисдикции Истинно-Православная Церковь Греции (Синод Авксентия) с титулом епископ Казанский, экзарх в России, ранее деятель Катакомбной церкви .

Биография

Родился в 1906 году православной чувашской крестьянской семье. Отец — Павел Иванович, мать — Варвара Михайловна, дедушка по отцовской линии был священником. В семье было восемь детей, трое из них умерли в младенчестве.

В 1916 году окончил церковно-приходскую школу в родном селе, затем два года учился в селе Янтиково Казанской губернии .

С детства мечтал о монашеской жизни, любил уединение и молчание. В 1920 году ушёл из дома, жил в Свято-Александровском чувашском монастыре. После его закрытия в 1923 году был послушником в нескольких монастырях — в Макарьевском , затем Раифском монастырях Казанской губернии и Богородице-Одигитриевском монастыре Уфимской губернии . Частая смена обителей носила вынужденный характер и была связана с закрытием монастырей.

Катакомбный иеромонах

Примерно в 1927 году переехал в Уфу , где жил при Симеоновской церкви. Вскоре после этого группа православных чувашей, не признававших Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) , обратилась к архиепископу Андрею (Ухтомскому) с просьбой рукоположить для неё священника. Сам архиепископ Андрей находился в ссылке, но по его благословению епископ Аввакум (Боровков) в октябре 1928 году постриг послушника Семёна Павлова в монашество с именем и рукоположил во иеродиакона . Через несколько дней другой соратник владыки Андрея, епископ Вениамин (Троицкий) рукоположил его в иеромонаха , напутствуя новопоставленного священника так: «Отец Гурий! Отправляю вас как овцу к стаду, окружённому волками. Но будьте терпеливы, ибо претерпевший до конца — спасётся». Епископ Аввакум позднее подарил ему свою фотографию с надписью на обратной стороне: «На память дорогому о. Гурию, чтобы он всегда любил и жил ради воцерковления чувашей».

Был одним из соратников епископа Нектария (Трезвинского) , в 1929 года служил в селе Шутнерово Казанской губернии. Принадлежал к «Союзу православной церкви» — объединении верующих отвергших Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) .

Летом 1929 года был арестован, но смог бежать из камеры предварительного заключения через перепиленную ночью двумя сокамерниками решётку. Некоторое время тайно служил. В 1931 году дважды арестовывался. В 1932 году вновь арестован, отправлен в чебоксарскую тюрьму, был приговорён к трём годам лишения свободы. Срок заключения отбывал в , откуда бежал и вернулся в Чувашию. В течение 15 лет жил в конюшне, служил в сарае, где была устроена тайная церковь.

Создал несколько подземных церквей, в которых периодически служил. В его биографии содержится такая информация об этой стороне его деятельности:

Первая такая церковь была маленькой на 5-10 человек, а последняя — уже на 50-60 человек. Она была выкопана в селе под домом одного из христиан, который и помогал о. Гурию строить эту церковь. Выкопанную землю они по ночам вывозили за село и сбрасывали в канаву, закрывая сверху слоем чернозёма . Церковь была глубиной 30-35 ступеней вниз. У неё были настоящие своды, то есть, она была как бы под куполом, благодаря хорошей крепкой глине. В церкви был алтарь . Много лет прослужил в этой церкви о. Гурий, но потом пришлось уйти, так как сын хозяев женился на ненадёжной девушке, которой нельзя было доверять.

В 1947 году арестован, но на следующий день бежал из окна больницы, в которой содержался под стражей. Тайно служил в городе Цивильске . В 1948 году вновь арестован, полтора года содержался в чебоксарской тюрьме, в 1949 году этапирован в лагерь, где трудился на лесоповале. За отказ от работы в церковные праздники и воскресные дни постоянно заключался в карцер. В 1956 году был освобождён по амнистии и состоянию здоровья (был болен хроническим бронхитом ), вновь находился на нелегальном положении, не имел паспорта.

Тайно служил в Поволжье , окормляя катакомбные общины под видом плотника и печника (одновременно занимался и этими ремёслами).

Лично встречался с , Антонием (Голынским) и , но отверг их как неканонических иерархов.

В 1962 году приобрёл у одного из своих духовных чад небольшой дом на станции Тюрлема , в котором устроил тайную церковь, службы в которой проходили ночью. При этом, как и раньше, продолжал посещать верующих, живших в чувашских деревнях. В 1980-е годы жил в доме, принадлежавшем тайной инокине Филониле, ухаживая за ней и её сестрой (обе пожилые женщины были парализованы). В сарае при этом доме ещё в 1964 году отец Гурий устроил маленькую тайную церковь. Поминал на богослужениях первоиерархов Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), с большим опозданием узнавая об их смене.

Взаимоотношения с РПЦЗ

В 1988 году установил связь с Архиерейским Синодом РПЦЗ и передал просьбу катакомбных верующих о поставлении его в епископы.

В 1990 году для выезда в США получил паспорт, что вызвало неприятие наиболее радикально настроенной части его паствы. Был возведён митрополитом Виталием (Устиновым) в сан архимандрита . Однако его епископская хиротония в РПЦЗ не состоялась из-за непризнания архимандритом Гурием епископа РПЦЗ Лазаря (Журбенко) , который управлял приходами зарубежников в России.

Один из современников, встречавшийся с Гурием в сентябре 1990 года в Москве, так вспоминал о нём:

В более чем скромной комнате, служащей молельной многодетной семьи, мы увидели отца Гурия. Как и всех, кому доводилось с ним встречаться, он нас поразил нас до глубины души. Согбенный старец, маленький и хрупкий, но в то же время столь величественный, благородный, исполненный внутреннего достоинства. Даже у далёких от Церкви людей он невольно вызывал чувство благоговения. Казалось, что он не принадлежит настоящему времени, настолько всё в нём было чуждо окружающей «советской действительности». Он был словно из другого времени, как бы являясь живым свидетельством православной России, о которой мы имели лишь смутное представление как о безвозвратно «ушедшей Руси», которую так трагично потеряли наши отцы и деды.

Узнав об этой хиротонии Архиерейский Синод РПЦЗ под председательством митрополита Виталия (Устинова), запретил архимандрита Гурия в священнослужении :

11/24 октября 1991 года, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей имел суждение: О Вашем самочинном присвоении епископского сана, будучи катакомбным клириком в ведении Российской Православной Свободной Церкви, от рук греческих епископов, нашей Церковью не признанных каноничными. Так называемые епископы, имеющие местожительство в Преображенском монастыре, в г. Бостоне (США), и совершившие над Вами т. н. хиротонию, возглавляют епархию, состоящую в основном из бывших клириков Русской Православной Церкви Заграницей, запрещённых в священнослужении и лишённых сана. Кроме того, глава сего церковного объединения, т. н. архиепископ Авксентий, проживающий в Греции, был в своё время лишён епископского сана Собором своих же архиереев. Постановили: Запретить Вас в священнослужении, до раскаяния, за незаконное присвоение себе епископского звания от неканоничных епископов. Ваша хиротония не признаётся законной.

Епископ Авксентиевского синода

После этого перешёл в юрисдикцию ИПХ Греции (Авксентиевский Синод) , первоиерархом синода на то время являлся архиепископ Авксентий (Пастрас) . Для этого вновь выехал в США, где два месяца жил в старостильном Бостонском Преображенском монастыре . Паства архимандрита Гурия вошла в молитвенно-каноническое общение с греческими старостильниками-авксентиевцами и осталась в этой юрисдикции и после его кончины.

28 июля 1991 года был рукоположён в русском Свято-Воскресенском храме города Вустера (близ Бостона ) во епископа Казанского. Хиротонию совершили: митрополит Кефалонийский , епископ Бостонский Ефрем (Спанос) и епископ Торонтский . Архиепископ Авксентий отказался участвовать в хиротонии по причине болезни.

В 1994 был создан Российский экзархат во главе с протоиереем Виктором Мелеховым (перешёл из РПЦЗ вслед за архимандритом Пантелеимоном), куда вошли бывшие священники РПЦЗ ; Георгий Манухин из Евпатории, Николай Патрин из Дивеево, Олег Урюпин из Киева, при этом епископ Гурий (Павлов) получил титул Экзарха.

Скончался 7 января 1996 года на Рождество Христово, похоронен в Чувашии .

Примечания

  1. . Дата обращения: 11 мая 2020. Архивировано из 22 августа 2016 года.
  2. . Дата обращения: 22 июня 2018. 22 июня 2018 года.

Литература

  • / Сост. . — М. : Братонеж, 2008. — 336 с. — (Серия «Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти»). — ISBN 978-5-7873-0501-6 .
  • Епископ Гурий (Павлов): штрихи к биографии катакомбного святителя // Берман А. Г. — Чебоксары, 2009. — 132 с. — C. 57—69

Ссылки

  • на сайте «Русское православие»
Источник —

Same as Гурий (Павлов)