Interested Article - Амбонцы
- 2021-10-07
- 1
Амбонцы (другое название — амбоинцы , самоназвание — оранг-амбон ) — народ, относящийся к амбоно-тиморской группе, проживающий на востоке Индонезии на Амбонских островах и юго-западе острова Серам , входящих в состав Молуккских островов . Также проживают на островах Ява , Новая Гвинея (в провинции Ириан-Джая) и некоторых других районах Индонезии. Кроме того, около 35 тысяч амбонцев проживают в Нидерландах . Общая численность народа на конец XX века составляла 600 тыс. человек, из которых 350 тыс. проживало на Молукках . Большая часть — горожане.
Язык
Между собой общаются на диалекте мелаю-амбон малайского языка , мусульмане также используют диалекты амбонского языка южно-молуккской подгруппы, относящейся к центрально-австронезийской группе австронезийской языковой семьи .
Религия
Этническая принадлежность амбонцев состоит из большинства христиан ( ) со значительным мусульманским меньшинством ( ); в то время как местные обычаи, такие как татуировка, в значительной степени исчезли. Отношения между адептами обеих конфессий здесь традиционно были по-соседски мирными, основанными на союзе общин пела , что на амбонском означает «друг». Так пишет в своей книге «Население Молуккских островов» (Москва, 1976) А. М. Членов. Однако он же упоминает о столкновениях амбонцев с другими этносами на религиозной почве. Напряжение нарастало и вылилось в 1998 году в на Амбоне , жертвами которого вплоть до сегодняшнего дня стали тысячи людей. В условиях практически гражданской войны люди вынуждены были переселяться в лагеря беженцев, через столицу острова, Амбон , была проведена линия, разделяющая его мусульманскую и христианскую части (Spyer 2002: 31). Проблема не урегулирована, и религиозный вопрос по сей день стоит остро, как, впрочем, и в других районах Индонезии.
История
Амбонцы относятся к так называемым колониальным этносам. Образовались в XVI — XIX веках в результате смешения коренного населения Амбона и Западного Серама — торгового этноса хитуанцев — с иммигрантами-индонезийцами и европейцами. В XV—XVI веках здесь под властью султаната тернатцев сложился крупнейший центр торговли пряностями, захват которого стал целью колонизаторов: в начале XVI века — португальцев , а в начале XVII века — голландцы .
Амбонцы сопротивлялись голландской колонизации до начала XIX в., что после, однако, не помешало им помогать голландцам в завоевании Малайского архипелага и подавлении восстаний местных этносов против колонизаторов. Вследствие своей дальновидной политики амбонцы добились привилегированного положения в Индонезии уже с середины XIX в. Многие из них европеизировались, приняли христианство, разбогатевшие горожане юридически были приравнены к господствующим колонизаторам, состояли у них на государственной и военной службе. За подобную лояльность властям амбонцев прозвали «чёрными голландцами».
За время войны за независимость Индонезии в 1945 — 1949 годах большие группы амбонцев, особенно военнослужащие колониальной армии, эмигрировали в Нидерланды и Новую Гвинею.
Основные занятия
В настоящее время амбонцы считаются одним из наиболее развитых народов Индонезии, относятся к классу местной интеллигенции. В основном занимаются производством на продажу таких пряностей как гвоздика и мускатный орех , а также саго . Развито рыболовство , огородничество , такие ремесла как гончарное, кузнечное, оружейное, судостроительное, резьба по черепаховому панцирю и перламутру, изготовление декоративных поделок из бутонов гвоздики, плетение коробов и циновок из полосок пальмового листа. Традиционно служат в армии и управленческом аппарате.
Социальная организация
Амбонцы живут традиционными сельскими общинами, называемыми негри и возглавляемыми старостой — раджой . Общины разделяются на территориально-родственные группы — соа , объединяющие, в свою очередь, патрилинейные роды — мата рума . Браки заключаются только внутри конфессиональных групп . Для амбонцев традиционно было характерно патрилокальное брачное поселение (Cooley 1962: 102). Отношения между членами общины регулируются традиционными нормами поведения — адатом , исходящими от обычаев предков. Сейчас адат по большей части решает вопросы по семейному, наследственному, земельному праву, а также по выборам на руководящие посты (Cooley 1966: 140).
Культура и быт
Традиционные сельские поселения амбонцев расположены на берегу и имеют линейную планировку. Жилища наземные, каркасно-столбовые.
Одежда
Мужчины одеваются по европейскому стилю, лишь на праздники одевают короткие кофты-баджу. Женщины же носят традиционные розовые и голубые саронги и белые баджу длиной до колена.
Пища
Основу рациона амбонцев составляет каша из сагового крахмала, овощи, рыба. Жители острова Амбон кроме того имеют доступ к привозному рису.
Музыка
У амбонцев богатый музыкальный фольклор, впитавший в себя многие европейские музыкальные элементы, — например, амбонская кадриль и песни-лагуамбон, которым аккомпанируют скрипка с гавайской гитарой . Из традиционных музыкальных инструментов можно назвать гонг , барабан , флейту и эолову арфу .
Литература
- Бернова А. А., Членов М. А. 1999. Амбонцы. Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . М.: Большая Российская Энциклопедия. С. 67.
- Членов М. А. 1976. Население Молуккских островов . М.: Наука.
- Cooley F. L. 1962. Ambonese Kin Groups. Ethnology 1/1: 102—112.
- Cooley F. L. 1966. Altar and Throne in Central Moluccan Societies. Indonesia 2: 135—156.
- Spyer P. 2002. Fire without Smoke and Other Phantoms of Ambon’s Violence: Media Effects, Agency, and the Work of the Imagination. Indonesia 74: 21—36.
- 2021-10-07
- 1