Interested Article - Булез, Пьер

Пьер Булез в 1968 г.

Пьер Луи Жозеф Буле́з ( фр. Pierre Louis Joseph Boulez ; 26 марта 1925 , Монбризон 5 января 2016 , Баден-Баден ) — французский композитор и дирижёр . На протяжении многих лет являлся одним из лидеров французского музыкального авангарда .

Биография

В детстве проявлял способности к музыке и математике, посещал курсы высшей математики в Лионе , однако в 1942 году поступил в Парижскую консерваторию в класс Оливье Мессиана , затем частным образом изучал серийную и додекафоную технику композиции у Рене Лейбовица , ученика Арнольда Шёнберга . Первые сочинения Булеза, отмеченные влиянием Новой венской школы , — Сонатина для флейты, Соната для фортепиано.

В 1948 году по рекомендации Артюра Онеггера получил место дирижёра в , где руководил постановками современных французских авторов. В 1954 году основал концертное общество Domaine musical , призванное прежде всего пропагандировать творчество современных композиторов. С момента основания и до 1967 года главой организации и дирижёром был Булез; в 1967 году передал руководство концертами Жильберу Ами .

Мировую известность композитору принесли кантата «Солнце вод» (премьера в Париже под управлением Р. Дезормьера , 1950) и Вторая фортепианная соната (премьера в авторском исполнении, Дармштадт , 1952).

В середине 1950-х годов Булез обратился к написанию статей об эстетике и технике композиции, вёл активную преподавательскую деятельность, не прекращая сочинять. Композитор экспериментировал с электронной , конкретной и микрохроматической музыкой, с 1974 по 1992 был председателем института IRCAM , занимающегося исследованиями в области акустики и современной музыки.

Дирижёрская деятельность

Булез в разные годы руководил филармоническими оркестрами Кливленда и Нью-Йорка , симфоническим оркестром BBC . Основу репертуара Булеза составляли сочинения композиторов XX века (причём некоторых значительных авторов, например Пауля Хиндемита , Прокофьева и Шостаковича , Булез принципиально обходил своим вниманием ).

Участвовал в качестве дирижёра в оперных постановках (« Кольцо Нибелунга » в постановке Патриса Шеро на Байройтском фестивале , «Пеллеас и Мелизанда», «Записки из мёртвого дома» и др.)

Среди осуществлённых студийных и концертных аудио- и видеозаписей — произведения Белы Бартока (в том числе все сценические произведения и инструментальные концерты), Альбана Берга (в том числе обе оперы), Лучано Берио , Харрисона Бёртуистла , Эдгара Вареза , Антона Веберна (полное собрание сочинений), Жерара Гризе , Клода Дебюсси , Поля Дюка , Фрэнка Заппы , Эллиотта Картера , Яниса Ксенакиса , Дьёрдя Куртага , Дьёрдя Лигети , Густава Малера (полный цикл симфоний), Оливье Мессиана , Мориса Равеля , Альбера Русселя , Александра Скрябина , Игоря Стравинского , Мануэля де Фальи , Арнольда Шёнберга , Кароля Шимановского , Рихарда Штрауса , Леоша Яначека и свои собственные, из композиторов XVIII XIX веков — некоторые сочинения Гектора Берлиоза , Иоганнеса Брамса («Немецкий реквием»), Антона Брукнера (симфонии № 5, 7—9), Рихарда Вагнера («Кольцо Нибелунга» — полный цикл, «Парсифаль», «Трапеза апостолов», «Фауст-увертюра», «Пять стихотворений Матильды Везельдонк», «Зигфрид-идиллия» и др.), Вольфганга Амадея Моцарта , Георга Фридриха Генделя , Роберта Шумана .

Булез выступал также как хоровой дирижёр, в частности, записал на фирме Sony собрание произведений Арнольда Шёнберга для хора a capella.

Признание

Лауреат Премии Гравемайера (2001, за пьесу Sur Incises , написанную к 80-летию Пауля Захера ).

По результатам опроса, проведённого в ноябре 2010 года британским журналом о классической музыке BBC Music Magazine среди ста дирижёров из разных стран, среди которых такие музыканты, как Колин Дэвис ( Великобритания ), Валерий Гергиев ( Россия ), Густаво Дудамель ( Венесуэла ), Марис Янсонс ( Россия - Латвия ), Пьер Булез занял девятое место в списке из двадцати наиболее выдающихся дирижёров всех времён . Введён в Зал славы журнала Gramophone .

Другие призы и премии:

Список музыкальных произведений

  • 1945 — Нотации / Notations для фортепиано
  • 1946 — Соната для фортепиано No. 1
  • 1946/51/88—89 — Свадебный лик / Le visage nuptial для сопрано, контральто, женского хора и оркестра
  • 1947—1948 — Соната № 2 для фортепиано (1947—48)
  • 1948/50/58/65 — Солнце вод / Le soleil des eaux для сопрано соло, смешанного хора и оркестра
  • 1948—49 — Книга для квартета / Livre pour quatuor (квартет струнных)
  • 1951 — Полифония X / Polyphonie X
  • 1951 — Структуры для двух фортепиано. Тетрадь I / Structures, Livres I
  • 1953—55 — Молоток без мастера / Le marteau sans maître для контральто, альтовой флейты, гитары, вибрафона, ксилоримбы, ударных и альта на стихи Рене Шара
  • 1955—57/63 … — Соната № 3 для фортепиано (не окончена)
  • 1957—1989 — Складка за складкой / Pli selon pli для сопрано и оркестра, в 5 частях:
Дар / Don
Импровизация I на Малларме
Импровизация II на Малларме
Импровизация III на Малларме
Гробница / Tombeau
  • 1957—68 — Фигуры, дубли, призмы / Figures, doubles, prismes для большого оркестра
  • 1965 — Осколок / Éclat для 15 инструментов
  • 1966 — Осколок - множество / Éclat/Multiples, для оркестра
  • 1961—1968 — Области / Domaines для кларнета соло
  • 1961—1968 — Области / Domaines для кларнета и 21 инструмента
  • 1970 — Каммингс — это поэт / Cummings ist der Dichter для 16 солистов и 24 инструментов
  • 1972 — …неподвижно-взрывающаяся… / …explosante-fixe… (первая версия: для флейты, кларнета и трубы, 1972; вторая версия: для октета и электронных инструментов, 1973—74; третья: для вибрафона и электронных инструментов, 1985; четвёртая: для электронной флейты, камерного оркестра и электронных инструментов, 1991—93)
  • 1974—1975 — Ритуал памяти Бруно Мадерны / Rituel: In Memoriam Bruno Maderna для оркестра из восьми групп
  • 1976—1977 — Эскиз письма (Посланиэскиз) / Messagesquisse для виолончели соло и 6-ти виолончелей
  • 1978—1999—… — Нотации / Notations (версия для оркестра)
  • 1980—1984 — Респонсории / Répons для двух фортепиано, арфы, вибрафона, колокольчиков, цимбал, оркестра и электронных инструментов
  • 1982—1985 — Диалог двух теней / Dialogue de l’ombre double для кларнета и электронных инструментов
  • 1984 — Отклонение I / Dérive 1 для 6-ти исполнителей
  • 1988—2006 — Отклонение II / Dérive 2 для 11-ти исполнителей
  • 1991… — Антемы I / Anthèmes 1 для скрипки соло
  • 1996—1998 — На Монограммы / Sur Incises для 3 фортепиано, 3 арф и 3 исполнителей на ударных
  • 1985—1995 — Диалог двух теней / Dialogue de l’ombre double (транскрипция для фагота и электронных инструментов)
  • 1998 — Антемы II / Anthèmes 2 для скрипки и электроники
  • 2005 — Une page d’éphéméride для фортепиано

Примечания

  1. Булез Пьер // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. Pierre Boulez // (англ.)
  3. Pierre Boulez // (англ.) — 2000.
  4. , с. 121—122, 165.
  5. , с. 189.
  6. Акопян Л. от 1 мая 2011 на Wayback Machine
    «Прокофьева и Хиндемита Булез и поныне считает композиторами второго сорта, а Шостаковича — и вовсе третьего»
  7. . Дата обращения: 29 марта 2011. 30 мая 2012 года.
  8. (англ.) . Gramophone. Дата обращения: 2 января 2016. 3 мая 2019 года.

Литература

  • Акопян Л. О. Музыка XX века. Энциклопедический словарь. — М. : Практика, 2010. — ISBN 978-5-89816-092-0 .
  • Кон, Ю. Пьер Булез как теоретик: Взгляды композитора в 1950—1960-е годы // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 4. — М. , 1983. — С. 162—196.
  • Куницкая Р. И. Французские композиторы XX века. — М. : Советский композитор, 1990. — 208 с. — ISBN 5-85285-079-9 .
  • Петрусева Н. А. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции. — Пермь: Реал, 2002. — 352 с.
  • Петрусева Н. А. К анализу Третьей фортепианной сонаты П. Булеза // Музыкальное искусство ХХ века. Творческий процесс, художественные явления, теоретические концепции . Сб. науч. трудов Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского . — Вып. 2. М., 1995. — C. 101–17.
  • Петрусева Н. А. О переписке Пьера Булеза и Джона Кейджа: идеи и перспективы / Н. А. Петрусева // Наследие Ю.Н. Холопова и современное музыкознание (сентябрь, 2012). — М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2016. — С. 536–549.
  • Петрусева Н. А. Относительность звукового пространства, времени и формы: «”Dérive 1” П. Булеза // Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. Сб. материалов межд. конференции «Холоповские чтения», МГК, 2002. М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. — 2003. — С. 254–267.
  • Петрусева Н. А. О переписке Пьера Булеза и Джона Кейджа // Музыка и время. — М.:Научтехлитиздат, 2011. — № 1. — C. 18–21.
  • Петрусева Н. А. Пьер Булез и Ханс Холлигер: к проблеме трансформации музыкального языка // PHILHARMONICA. International Music Journal. — 2020. — № 4. — С. 27-37. DOI: 10.7256/2453-613X.2020.4.32872 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=32872
  • Петрусева Н. А. Булез и IRCAM // Культура и искусство. — 2016. - № 5. — С. 588-599. DOI: 10.7256/2222-1956.2016.5.17171
  • Петрусева Н. А. MESSAGESQUISSE П. Булеза: координаты пульсирующего времени // Израиль XXI. Музыкальный журнал (электронный). — 2016, № 5 (59). — URL: http://21israel-music.com/ Petruseva_Boulez.htm
  • Петрусева Н. А. Король ушедшей эпохи: вспоминая Пьера Булеза // Музыкальное обозрение — № 2 (395) 2016. — С. 18–19.
  • Петрусева Н. А. Дистанцирование & сближение Запада с Востоком: П. Булез, К. Штокхаузен, Т. Такемицу // Культурный код. Пермь: ПГИК, 2023. — № 2. — С. 103–117. ---Издательство?

Ссылки

Источник —

Same as Булез, Пьер