Егорова, Татьяна Николаевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Любо́вь Никола́евна (Александровна) Его́рова ( фр. Lioubov Egorova ; по первому мужу — Мамонтова , по второму — княгиня Трубецкая ; 27 июля (8) августа 1880 , Санкт-Петербург , Российская империя — 18 августа 1972 , Париж , Франция ) — русская балерина и педагог, оказавшая значительное влияние на французскую балетную школу XX века.
Родилась 27 июля (8) августа 1880 года в Санкт-Петербурге. Была записана в метрическую книгу как «незаконнорождённая дочь царскосельской купчихи». В. М. Красовская указала дату рождения 28 июля .
В 1898 году окончила балетное отделение Петербургского театрального училища . Ученица Евгении Соколовой , выпускалась в классе Энрико Чеккетти , который специально для своего первого выпуска поставил балет «Урок танцев в гостинице» (Егорова вместе с одноклассниками Седовой , Обуховым и Фокиным танцевала па-де-катр ).
Сразу после выпуска была принята в балетную труппу Мариинского театра . Дебютировала 22 ноября 1898 года, исполнив па де труа в балете Лебединое озеро (вместе с Седовой и Фокиным). Закончив обучение у профессора Чекетти, Егорова не отправилась за границу для его продолжения, как это было в моде, а стала заниматься у Екатерины Вазем , Марии Горшенковой и Анны Иогансон . Как танцовщица сочетала в себе высокую технику с природной грацией и мягким обаянием . Её талант лирической балерины раскрылся в таких балетах, как « Лебединое озеро » и « Жизель ».
В 1914 году Егоровой было присвоено звание балерины. В 1916 году она получила пенсию, но продолжала выступать. Прощальный бенефис балерины состоялся 22 января 1917 года в балете «Лебединое озеро», после чего она вышла замуж (1 ноября 1917) за князя Никиту Сергеевича Трубецкого (1877—1963), полковника гвардии, старшего сына директора Императорского Эрмитажа , и уехала с мужем в Финляндию . После революции супруги отправились в Париж . Единственный их сын скончался в детстве.
В 1921 году Сергей Дягилев пригласил её присоединиться к труппе « Русского балета »: 2 ноября 1921 года на лондонской премьере балета « Спящая красавица » Егорова танцевала фею Канареек, а затем — партию принцессы Авроры в очередь с Трефиловой и Спесивцевой .
В 1923 году открыла в Париже, в районе Сент-Трините (ул. Ларошфуко, 15) собственную школу танца, также короткое время преподавала в Лондоне. В парижскую студию Егоровой в течение многих лет приходили как дети, только начинающие учиться балету, так и звёзды балета. В её студии занимались Серж Лифарь , Леонид Мясин и Антон Долин .
Среди учеников Егоровой — Ролан Пети , Пьер Лакотт , Александра Данилова , (Solange Schwarz), Антон Долин , , Вильфрид Пьолле , , Морис Бежар , Этери Пагава , Зельда Фицджеральд , , Жорж Скибин , Мария Толчиф , Соня Гаскелл , Нина Вырубова , , Розелла Хайтауэр , Давид Лишин , Татьяна Лескова , Элен Кирсова , Нини Тейладе , , , Ксения Триполитова , Андре Эглевский . Многие способные ученики Егоровой занимались у неё бесплатно или в долг, который она потом прощала :158 .
Особенностью школы Егоровой были красота рук и поэтичность :301 . Как педагог она отличалась вниманием к особой музыкальной выразительности, слитности переходов от одного движения к другому. В её студии царили стиль и музыкальность :325 . По словам Пьера Лакотта, «в ней замечательно сочетались ум, педагогический талант, терпение и умение приучить ребёнка к дисциплине» :429 .
В 1937 году Егорова основала собственную труппу — « Балет юности », в которой танцевали главным образом её ученики (просуществовала до 1939). Как постановщик поставила дивертисмент «Свадьба Авроры» для труппы Датского королевского балета и «Лебединое озеро» для .
Во время и после Второй мировой войны жила в Кламаре . Состояние её было расстроено неудачными финансовыми операциями, дом был заложен. Последние дни своей жизни Егорова провела в доме для престарелых, куда к ней время от времени приезжали за советами её ученики и артисты (как, например, Гилен Тесмар и Микаель Денар в течение двух недель перед премьерой балета «Спящая красавица»). Скончалась 18 августа 1972 года в Париже. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа .
(*) — первая исполнительница
В Мариинском театре в её репертуаре были партии Царь-девицы (« Конёк-Горбунок »), Медоры (« Корсар »), Раймонды , Одетты—Одиллии , Китри (« Дон Кихот »), Пахиты , Аспиччии (« Дочь фараона »).