Маккриш, Рэймонд
- 1 year ago
- 0
- 0
Рэймонд Скотт ( англ. Raymond Scott , настоящее имя Гарри Варнов , англ. Harry Warnow ; 10 сентября 1908 , Бруклин — 8 февраля 1994 ) — американский джазовый музыкант и изобретатель музыкальных инструментов.
Родился в семье еврейских иммигрантов из России. Уже в 2 года он начал играть на фортепиано, проявляя большие способности к музыке. После школы Гарри планировал учиться на инженера, но старший брат Марк все-таки уговорил его поступить в Академию музыкального искусства в Нью-Йорке ), подкупив дорогущим и оплатив обучение. Инженерному таланту Гарри было суждено реализоваться гораздо позже.
Окончив обучение, Скотт (свой псевдоним он выбрал наугад в телефонной книге Манхэттена ) устроился на должность штатного пианиста в ансамбле CBS radio network house band , которым руководил его брат. Находя репертуар группы очень скучным и однообразным, Рэймонд стал предлагать коллегам свои произведения и скоро его эксцентричные композиции вроде «Confusion Among a Fleet of Taxicabs Upon Meeting with a Fare» стали понемногу просачиваться в эфир.
Скотт играл в ансамбле до 1936 года, к тому моменту он уговорил продюсера CBS ( ) позволить ему попробовать создать свою собственную группу — (Рэймонд специально не посчитал себя. Ему нравилось, как «четко» звучит слово квинтет). В первый состав вошли тогдашние ветераны CBS , — бас, — саксофон, — кларнет, — ударные, — труба. Дебют состоялся 26 декабря 1936 на Saturday Night Swing Session , где квинтет сыграл свой первый хит — «The Toy Trumpet», подаривший группе контракт с (которым владел , менеджер самого Дюка Эллингтона ).
Рэймонд называл свой стиль «descriptive jazz» , давая композициям разного рода необычные названия, например — «New Year’s Eve in a Haunted House», «Dinner Music for a Pack of Hungry Cannibals», или «Reckless Night on Board an Ocean Liner». Экстремальный перфекционизм и довольно необычный подход к написанию и исполнению музыки превращали работу музыкантов в настоящую пытку. Скотт не записывал своих композиций и все делал на слух, того же он требовал и от своих коллег. Одновременно при этом он запрещал какую-либо импровизацию, что, несомненно, удивляло и раздражало музыкантов, многие из них просто не могли работать со Скоттом и уходили.
Рэймонда это не останавливало, он продолжал расти, к концу 30-х квинтет превратился в и заключил контракт с . Тогда ещё никто не мог знать, что «Powerhouse» станет визитной карточкой мультфильмов про кролика Bunny и утёнка Daffy. Что удивительно, сам Реймонд никогда не считал свою музыку «мультяшной» да и не смотрел сами мультфильмы.
В 1942 году в его оркестре уже играли такие известные исполнители как Cozy Cole , , Coleman Hawkins , Ben Webster , и . Это была вершина. Несмотря на успешную музыкальную карьеру, Скотт по-прежнему оставался мечтающим изобретателем, его интерес электронике и механике лишь только возрос.
В 1946 он основал , это была более лаборатория чем студия. Именно там в 1948 Скотт начал работать над первым в истории «генератором звуковых эффектов» (позже названого Karloff), который мог имитировать различные звуки: кашель, грохот кастрюль, шипение жареного стейка, удары барабанов. В 1952 Реймонд приступил к созданию — первого в мире одноголосного клавиатурного синтезатора, призванного заменить собой доминирующий в то время терменвокс. Полноценным синтезатором нельзя назвать, но эта идея была успешно использована работавшим в то время для Скотта Робертом Могом ( Robert Moog ).
Множество изобретений так и остались невостребованными, они появились слишком рано и мир не был готов их принять, как технологически так и идеологически. Яркий тому пример — электромеханический музыкальный секвенсор («Стена Звука» как называл её Рэймонд), именно Скотту принадлежит идея автоматического последовательного воспроизведения записанных заранее звуков. Конечной целью было создание «универсальной машины для сочинения и исполнения», в конце 50-х из обломков «Стены» и «Karloff-а» появляется новое чудо — «Electronium» (не Hohner Electronium!). «Система базируется на принципе артистического взаимодействия между Человеком и Машиной» говорил Скотт. В руководстве он писал — «Композитор 'просит' Electronuim 'предложить' идею, тему или мотив. Чтобы повторить её тоном выше, нужно нажать соответствующую клавишу. Все что необходимо композитору: быстрее, медленнее, другой ритм, пауза, вариация {…} Electronium продолжает мысли композитора, между ними установлено взаимоотношение.» По своей сути это устройство являлось прототипом современной MIDI студии с драм и грув машиной, набором всевозможных и простым семплером .
Своей музыкальной карьере Рэймонд уделяет все меньше времени, ухудшающееся здоровье не дает работать в полную силу. В 1963-м году он выпускает серию альбомов под названием «Soothing Sounds for Baby» — сборник успокаивающих колыбельных для детей (в его воображении это было именно так).
Именно они, спустя десятилетие, будут вдохновлять основоположников электронного жанра: Брайана Эно , Tangerine Dream , немецкую школу Клауса Шульца , Kraftwerk , J. J. Perrey и многих других.
В 1971-м , глава Motown Records , приглашает Скотта возглавить инженерно-исследовательское направление, там он проработает до 1977 года. Слабое здоровье уже не позволяет Реймонду поспевать за ураганом технологий. В памяти коллег он навсегда остался гением-чудаком, идеалистом, так и не успевшем воплотить свою мечту.
После ухода на пенсию, Скотт продолжал писать музыку, используя Electronium и другие свои приспособления. Последняя его композиция «Beautiful Little Butterfly» была написана в 1986 году. В 1987-м инсульт приковывает Рэймонда к постели вынуждая полностью отказаться от работы.