Interested Article - Аветик Багдасарян
- 2021-06-30
- 1
Аветик Багдасарян ( арм. Ավետիք Պաղտասարեան ), более известный как Чтец Тигранакертци ( арм. Ընթերցող Տիգրանակերտցի , реже — Амдеци арм. Ամդեցի ) — армянский учёный, историк и путешественник XVII—XVIII веков. Оставил богатое научное наследие в разных областях — астрономия, календароведение, математика, историография, музыковедение. Его труды представляют состояние армянской научной школы эпохи в математических дисциплинах .
Жизнь и деятельность
Точные даты рождения и смерти неизвестны. Был мелким клириком родом из города Диярбакыр ( арм. Тигранакерт или Амид , откуда и прозвища). Владел многими иностранными языками — арабским , персидским , ассирийским , грузинским , ивритом , коптским , турецким , греческим , латинским и французским . По собственному признанию, учил языки для обогащения своих знаний. Своё настоящее имя упоминал редко, в основном именовал себя «чтецом из Тигранакерта».
Долгое время жил и обучался в крупных культурных центрах Османской Армении — Эрзруме , Ване , Битлисе , Себастии и Тохате , затем, в целях дальнейшего образования, стал путешествовать по Персии и Аравии . Особенно интересовался естественными науками, а также историей и географией. За такую любовь к знаниям его критиковали консервативно настроенные представители духовенства, которых он характеризовал как «ненавидящие знания беспутные чревоугодники». Взгляды Аветика на отношение церкви к науке наилучшим образом отражены в его фразе « Лучше быть грешным учёным, чем праведным неучом » . Пользуясь армянскими и иноязычными источниками, составил несколько научных трудов по астрономии ( астрологии , календароведению). Результатом 35-летней работы стало обширное сочинение «Книга записей», состоящее из нескольких томов и имеющее важное научное значение . Не менее примечательна книга «Астролябий», в которой описаны разные астрономические инструменты. Также является автором летописи, охватывающим период до 1715 года.
Последние сведения о нём датируются 1719 годом, дальнейшая судьба Аветика неизвестна.
Путешествие в Африку
В 1696—1699 годах вместе с Харбердским архимандритом отправился в путешествие по Африке, побывал в разных районах Эфиопской империи (у Аветика — Абешстан , то есть Абиссиния ), и соседних стран, подробно описав увиденное. Рассказывал о главных провинциях Эфиопии — Амхаре и Тигрэ , но особенно ценны сведения об окраинных областях Агау , Галла , Энарья, Аусса, об османских владениях в Африке, о княжствах Восточного Судана — Донголы, Сеннара , Корти и других, о кочевых племенах Нубийской пустыни , сахарских и эфиопских иудеях , неграх- гумуз и т. д. Особенно его поразила бедность племени абабде в Восточном Судане. Будучи весьма наблюдательным, он довольно точно описывает расовый тип различных африканских народов, их одежду, обычаи, религию, политические условия, торговые пути и города. В княжестве Корти Аветик застал ещё христианское население и действующие церкви; следуя далее на запад, они с Аствацатуром посетили государство Дар-фур и территорию современной Республики Чад , куда европейские путешественники проникли значительно позже. Отсюда они направились в Текрур , как тогда называли мусульманские страны Западной Африки. В описании жителей Текрура Аветик пишет: « Царём у них арап, имя ему Султан Махмет: у него 40 сыновей. Во время нашего пребывания в этой земле он убил одного из сыновей из-за одной своей жены. Народ Текрура статен, красив лицом и весьма храбр. Если за всякого другого раба предлагают 50 пиастров, то за раба из этого народа — вдвое больше. По происхождению они арапы, магометане по вере, но дружественно расположены к армянам. Покрой платья у них, как у османских турок. ». Замечание о дружественном отношении к армянам позволяет предположить о посещении Западного Судана армянскими путешественниками и ранее . Эти географические и этнографические описания Африки впоследствии вошли в состав его «Географии».
Сочинения
- «Книга записей» (Դեֆթեր գիրք, Дефтер гирк )
Написана в 1684—1719 годах. Основная часть — астрономические и календарные таблицы, вычисления, астрологические трактаты.
- «Астролябий» (Ըստուռլապ, Ыстурлап )
Написана в 1695—1709 годах. Начинается с описания астролябия , затем и других астрономических инструментов. Использованы арабские источники . В труде содержатся музыковедческие материалы .
- «Златочрев» (Ոսկեփորիկ, Воскепорик )
Составлена в 1700 году. Представляет собой компиляцию разных богословских сочинений армянских мыслителей. Основная часть взята из «Златочрева» Григора Татеваци , а также других трудов Татеваци и его учителя Ованеса Воротнеци .
- «Летопись» (в разных источниках упоминается под заглавиями «Гавазанагирк» (Գավազանագիրք ) или «Ахюсакапатмагир» (Աղիւսակապատմագիր )
Хронографический труд. Написан в 1701—1712 годах по заказу вардапета (будущего католикоса ) Аствацатура I . В связи с вступлением Аствацатура на католикосский престол Аветик дополнил его, доводя повествование до начала его правления — 8 мая 1715 года. Пользовался «Книгой историй» Аракела Даврижеци . Сохранился в авторской рукописи ( Матенадаран № 1492).
- «Астрология» (Ախտարացույց, Ахтарацуйц )
Посвящён в основном астрологическим прогнозам. Закончен в 1719 году. Использованы латинские источники.
- «Книга таблиц» (Զիճ գիրք, Зич гирк )
Содержит календарные и астрономические таблицы. Использованы арабские источники . Закончен в 1719 году.
- «География» (Աշխարացույց, Ашхарацуйц )
Описываются путешествия Аветика разных лет. Довольно достоверны и обстоятельны сообщения об армянонаселённых городах Малой Азии и Киликии . Сведения об Африке включены в отдельную главу «Путешествие в Абиссинию».
Рукописи и издания
Большинство рукописей сочинений Аветика находятся в библиотеке Мхитаристов Венеции . В Матенадаране хранятся четыре рукописи (в том числе и авторская) его летописи (№ 1492, 6243, 7424, 8072 ) и одна рукопись «Астрологии» (№ 10095).
Изучением деятельности Автика и его наследия первым занялся Гевонд Алишан . В 1897 году он посвятил ему несколько статей в журнале « », в которых также издал небольшие отрывки из его трудов, в том числе и главу «Путешествие в Абиссинию» из «Географии». Наибольший интерес в академических кругах вызвало именно это сочинение, как уникальный источник по географии и этнографии Африки. В том же году «Путешествие в Абиссинию» был переведён на итальянский язык , а через год и на русский . Остальные сочинения Аветика остаются неизданными.
Примечания
- . — UNESCO, 2008. — С. 667. — 1247 с. — ISBN 9789232028143 .
- . — Ер. : изд-во АН АрмССР, 1972. — Т. 4. — С. 482—483, 490. 3 февраля 2015 года.
- Петросян Г. // Историко-филологический журнал АН АрмССР. — 1959. — № 1 . — С. 187—201 . 3 февраля 2015 года.
- . Дата обращения: 3 февраля 2015. Архивировано из 21 февраля 2015 года.
- Н. Н. Николаев. Русская Африка. — М. : «Вече», 2009. — С. 13—14. — 400 с. — ISBN 978-5-9533-3477-8 .
- Ю. Кобищанов, А. Дридзо. Африка: встречи цивилизаций / Мириманов В.. — М. : «Мысль», 1970. — С. 287—288. — 418 с.
- Э. Львова. Этнография Африки. — М. : «Мысль», 1984. — С. 27. — 248 с.
- ↑ А. Тер-Гевондян. Арабские источники = Արաբական աղբյուրներ. — Ер. : изд-во ЕГУ, 2005. — Т. 3. — С. 66. — 704 с. — ISBN 5-8084-0703-6 .
- Тагмизян Н . // Вестник общественных наук АН АрмССР. — 1971. — № 9 . — С. 27—40 . 4 марта 2016 года.
- = Աստվածատուր Ա Համադանցի // Энциклопедия «Христианская Армения». — 2002. — С. 118 . 1 октября 2015 года.
- = Ավետիք Տիգրանակերտցի // Энциклопедия «Кто есть кто. Армяне». — 2005. — Т. 1 . 3 февраля 2015 года.
- Рукопись № 8072 содержит только первые 20 страниц.
- Emil Deza. Սn Viaggiatore Armeno traverso l'Abissinia, per cura p. L. Alishan. — Venezla, 1897.
- Г. А. Халатьянц. Армянский памятник XVII-го века с данными о географии Абиссинии и северной Африки вообще. — Москва, 1898.
Основная литература
- Л. Алишан . // Базмавеп. — 1897. — № 7 .
- Л. Алишан . // Базмавеп. — 1897. — № 8 .
- Л. Алишан . // Базмавеп. — 1897. — № 9 .
- Л. Алишан . // Базмавеп. — 1897. — № 10 .
- Чобанян П. // Вестник общественных наук АН АрмССР. — 1973. — № 7 . — С. 96—104 .
- = Ավետիք Տիգրանակերտցի // Армянская Советская Энциклопедия . — 1974. — Т. 1 . — С. 615 .
- 2021-06-30
- 1