Interested Article - Мидзуки, Сигэру

Сигэру Мидзуки (水木 しげる, 8 марта 1922 , Осака 30 ноября 2015 , Митака ) — известный японский мангака и фольклорист , который популяризовал жанр историй о традиционной японской нечисти . Он наиболее известен своей работой « Китаро с кладбища », а также её аниме-адаптацией и многочисленными продолжениями.

Биография

Сигэру в возрасте трёх лет

Детство

Сигэру родился 8 марта 1922 года в Осаке под именем Сигэру Мура (武良 茂). Он был средним сыном в семье Рёити и Котоэ Мура. Почти сразу после рождения вместе со старшим братом и матерью он переехал в городок Сакаиминато в префектуре Тоттори , где провёл детство. Здесь он познакомился с Фусой Кагэямой, старушкой-соседкой, которая зарабатывала, выполняя работу по дому, в том числе в доме семейства Мура. Фуса Кагэяма увлечёт юного Сигэру рассказами о ёкаях и сама станет персонажем его манги — Бабушкой Ноннон (ноннон — не имя, а звукоподражание монотонному молитвенному речитативу) .

Отец Сигэру Рёити Мура работал бухгалтером, впоследствии основал фирму по импорту и продаже сельскохозяйственной техники, однако разорился. Он был человеком, увлечённым прогрессом и достижениями техники. После переезда к семье в Сакаиминато он попытался открыть здесь кинотеатр, но опять же «прогорел».

Несмотря на образованных родителей, Сигэру никогда не отличался рвением к учёбе, по этой причине родители отдали его в школу на год позже. Сигэру учился плохо, часто просыпал уроки и не получил диплома о школьном образовании. С детства увлечённый рисунком, он планировал поступить в художественную школу Мусасино . Однако оказалось, что диплом об образовании для поступления необходим. Чтобы получить его, он поступил в вечернюю школу, но вскоре, в 1942 году, был отчислен из-за мобилизации на войну .

Сигэру Мура с семьёй (слева направо): Сигэру, отец, младший брат Юкио, мать. Незадолго до отправки на фронт, прибл. октябрь-ноябрь 1942 года

Военные годы

Сигэру проходил службу на островах Папуа — Новая Гвинея , в частности на Новой Британии и Рабауле . Период военной службы Сигэру подробно описан в его манге «Дан приказ умереть!». Служба проходила в тяжёлых условиях. Из-за малярии Сигэру был госпитализирован. По его собственным рассказам, он подслушал разговор врачей, которые обсуждали, что дни Сигэру сочтены и поэтому не стоит тратить на него лекарства. Сигэру симулировал прилив сил и повышенный аппетит, чтобы лечение продолжили. Однако вскоре госпиталь подвергся бомбардировке. Сигэру потерял левую руку, которая была ведущей . Ампутацию без анестезии провёл один из выживших медиков, дантист по специальности . Из-за тяжёлого ранения в 1945 году Сигэру был переведён в военный госпиталь в тылу, где лечение было лучше.

Комиссованный по ранению, Сигэру вернулся в отчий дом. Родители всячески старались поддержать сына. Мать выполняла домашнюю работу не используя левую руку, а отец пытался подыскать для сына спокойную уединённую работу, например, смотрителя маяка. Однако сам Сигэру не отчаивался, в интервью он неоднократно подчеркивал, что испытывал счастье от того, что остался в живых. Он начал переучиваться рисовать правой рукой и нашёл подработку в красильной мастерской.

Начало карьеры

В 1948 году Сигэру наконец поступил в художественную школу. К тому времени он уже несколько лет был коммерсантом: продавал рис, рыбу, а потом купил четыре велосипеда, которые сдавал в аренду велорикшам . Послевоенная Япония переживала тяжёлый кризис; Сигэру понимал, что одни занятия рисунком не смогут его прокормить. На собственные сбережения и средства семьи он приобрёл небольшой доходный дом в городе Кобе , квартиры в котором сдавал внаём. Дом располагался на улице Мидзуки, художник так и назвал свой дом: «Апартаменты Мидзуки». Одним из постояльцев оказался ученик мастера камисибай , который и познакомил его с профессией. Сигэру начал рисовать иллюстрации для камисибай. Мастер камисибая , для которого Сигэру Мару рисовал иллюстрации, никак не мог запомнить его фамилию, и представлял художника по адресу проживания — «Мидзуки-сан» . Вскоре Сигэру стал использовать псевдоним .

В 1953 году Мидзуки не смог больше содержать апартаменты. Несмотря на усиленную работу для камисибай , сам жанр терял популярность. Почувствовав изменившуюся конъюнктуру, Мидзуки перебрался в Токио, где предложил свои работы в несколько издательств, которые выпускали набиравшую популярность мангу. Этот период жизни подробно описан художником в манге «Гроссбух Китаро». В 1958 году была опубликована его первая манга «Человек-ракета»: научно-фантастический боевик, копирующий элементы американского супергеройского комикса . В частности, главный герой практически срисован с Супермена .

Популярность

В начале карьеры мангаки Мидзуки копировал американские комиксы, но придавал историям японский антураж. Его любимой серией была « Байки из склепа ». Сигэру Мидзуки начинал с юмористических и военных историй, рисовал сёдзё-мангу , но постепенно стал переходить к научной-фантастике и жанру ужасов. Работа мангаки хорошо оплачивалась: гонорар за том в сто двадцать листов составлял от двадцати пяти до тридцати тысяч иен, в то время как зарплата госслужащих была менее десяти тысяч иен. В 1961 году, когда родственники устроили смотрины с его будущей женой, Мидзуки произвёл на неё впечатление такой состоятельностью. Уже после свадьбы Нуноэ Иидзука была неприятно удивлена скромным жилищем и бедным бытом молодого художника. Дело в том, что гонорары были непостоянными. Мидзуки не всегда успевал закончить мангу в срок, после чего её отказывались покупать. В иной раз издательства просто не принимали те сюжеты и истории, которые он предлагал, считая их слишком мрачными. Чтобы заработать, Мидзуки рисовал параллельно для нескольких издательств под псевдонимами, например, Мотэцу Мура, Синъитиро Адзума , Синъитиро Хигаси и другими, в том числе женскими, например Ёко Мидзуки .

Первоначальное изображение персонажа Китаро для камисибай

Первые истории о мальчике-ёкае Китаро Мидзуки написал ещё в 1960 году , однако по разным причинам, в основном финансовым, они не превратились в сериал. В августе 1965 года в журнале Weekly Shonen Magazine началась публикация манги «Китаро с кладбища» ( яп. 墓場鬼太郎 Хакаба Китаро: ) . Персонаж Китаро с кладбища появился в 1933 году в работах авторов камисибай сценариста Масами Ито ( яп. 伊藤正美 Ито: Масами ) и художника Кэйо Тацуми ( яп. 辰巳恵洋 Тацуми Кэйо ) . Однако Мидзуки значительно развил как сам персонаж, так и мир историй о нём. Изначально истории о Китаро были мрачными, а мальчик выступал защитником людей от монстров. Однако позже мир ёкаев и взаимоотношения мифических существ вышли на первый план, а в манге появились комические элементы. Именно манга «Китаро с кладбища», выходившая в Weekly Shonen Magazine с 1965 по 1969 год, принесла первую широкую популярность Сигэру Мидзуки. В 1965 году Мидзуки удостоился престижной премии манги Коданся (в то время «Премия Коданся за детскую мангу») за работу «Мальчик из телевизора» . Под влиянием его работ ёкаи обрели популярность, хотя сам термин « ёкай » прежде встречался лишь в научных работах по фольклористике. Благодаря премии и успешной серии про Китаро Мидзуки получил известность и стал востребованным мангакой, количество заказов стало резко расти, и в 1966 году Сигэру Мидзуки основал студию «Мидзуки Продакшн», в которой работали такие художники, как Ёсихару Цугэ , Рёити Икэгами, Оодзи Судзуки .

Зрелый период и мировая известность

В конце 1970-х годах Мидзуки создал две манги, которые впоследствии принесли ему мировую популярность, — это частично автобиографические работы «Дан приказ умереть!» и «Бабушка Ноннон». Однако в 1980-х годах художник переживал творческий кризис. Его популярность утихла, он больше работал над фольклорными эссе, иллюстрировал энциклопедии мифических существ, выпускал собственные сборники о ёкаях. Именно в этот период он даже заявил, что «никаких ёкаев вообще не существует». Семейная история гласит, что младшая дочь Эцуко рассказала ему о ёкае мокумокурэн («множество глаз»), которого увидела на школьной экскурсии . Мидзуки снова возвратился к теме ёкаев.

В 1988—1989 годах он создал восьмитомную мангу « Сёва : История Японии в комиксах», которая принесла ему вторую премию Коданся и удостоилась особого внимания на Родине. На рубеже 1980-х — 1990-х годов работы Мидзуки обрели популярность в США (на волне общей популярности манги и аниме). По воспоминаниям телезрителей, некий аниме-сериал про ёкаев транслировался в России по каналу « 2x2 » . В 1996 году в городе Сакаиминато, где прошло детство Сигэру, появилась улица, названная в его честь. Постепенно в городе стали развиваться достопримечательности и туристическая индустрия, связанная с именем художника. Впоследствии здесь появился музей, культурный центр и другие учреждения, связанные с именем Мидзуки. В 2007 году мангака удостоился главной европейской награды в области комиксов — Гран-при фестиваля комиксов в Ангулеме . На Родине его заслуги в 1990-х и 2000-х годах были отмечены несколькими высшими государственными наградами, а в 2010 году он удостоился звания Заслуженного деятеля культуры. В 2011 году газета The New York Times опубликовала рисунок Мидзуки, посвященный жертвам цунами . В 2012 году манга «Дан приказ умереть!» удостоилась главной награды индустрии комиксов США — Премии Айснера . В 2013 году издательство « Коданся » начало публиковать собрание манги Мидзуки, состоящее из 33 томов .

Смерть

11 ноября 2015 года Сигэру Мидзуки упал в своём доме в Токио и получил травму головы . Он был госпитализирован в больницу города Митака и срочно прооперирован. После операции находился в больнице на восстановлении. Однако 30 ноября у него развилась полиорганная недостаточность , вследствие которой он и скончался в возрасте 93 лет. Похоронен на кладбище при буддийском храме в городе Тёфу . Ещё при жизни, в конце 1970-х годов, Мидзуки подготовил эскиз, по которому построили его могильный памятник, украшенный персонажами из манги .

Встреча с народом Толаи

На обложке «Пятьдесят лет с Топеторо» традиционный костюм племени Толаи для ритуального танца Шин Шин

Во время пребывания в военно-полевом госпитале на острове Рабаул Мидзуки познакомился с местными жителями из племени толаи . Один из них, по имени Топеторо, стал его близким или даже «лучшим другом», как называл его сам мангака. Мидзуки интересовался фольклором толаи и даже хотел остаться жить на острове, но врач убедил его вернуться в Японию и посоветоваться с родителями, а кроме того получить надлежащее лечение . Мидзуки неоднократно навещал остров после войны. О дружбе с местными жителями и об острове он написал несколько книг: «Воспоминания о Рабауле» ( яп. ラバウル戦記 Рабауру сэнки ) , 1994 , «Пятьдесят лет с Топеторо» ( яп. トペトロとの50年 Топэторо но годзю:нэн ) , 1995 , а также мангу «Записки о прошлой войне от отца к дочери» ( яп. 水木しげるの娘に語るお父さんの戦記 Мидзуки Сигэру но мусумэ ни катару ото:сан но сэнки ) , 1995 . Некоторые источники утверждают , что в 2003 года на Рабауле в честь мангаки назвали дорогу, однако карты острова этого не подтверждают. Студия Mizuki Productions поддерживает несколько благотворительных проектов для жителей Рабаула.

Характер

По воспоминаниям дочерей, семья была самым важным в жизни отца . Мидзуки отличался весёлым нравом и любовью к простым удовольствиям. Правда, иногда он мог быть вспыльчивым . С детства любил покушать, о чём честно рассказывал в биографических произведениях , а также публиковал в Твиттере заметки о понравившихся блюдах . Во многих интервью он уверял в своей искренней вере в загробный мир, а могильный участок, который приобрёл и спроектировал ещё в конце 1970-х , почитал как свой будущий дом .

Семья и личная жизнь

  • Отец — Рёити Мура ( яп. 武良 亮一 Мура Рё:ити ) (1896 — октябрь 1984 года).
  • Мать — Котоэ Мура (1900 — апрель 1994 года).
  • Старший брат — Сохэй Мура ( яп. 武良 宗平 Мура Со:хэй ) (1920 — 11 сентября 2017 года).
    • По результатам военного трибунала был признан военным преступником класса B за казнь военнопленных, в исполнение преступного приказа начальства. Отбыл тюремное заключение. После работал наёмным сотрудником .
  • Младший брат — Юкио Мура ( яп. 武良 幸夫 Мура Юкио ) (род. 1924) — после создания Mizuki Productions работал секретарём Сигэру, впоследствии генеральный директор студии .

Фусу Кагэяму иногда ошибочно называют бабушкой Мидзуки. На самом деле она была его соседкой, вдовой служителя синтоистского храма, которая подрабатывала служанкой и няней в семействе Мура. Она впечатлила юного Гэгэ рассказами о духах. «Да, да… Бабушка Ноннон знала очень многое о ёкаях… Но ещё больше я узнал о призраках, читая работы Кунио Янагиты » , — говорил Мидзуки. Впоследствии о дружбе с Кагэямой-сан он напишет мангу «Бабушка Ноннон».

Жена — ( яп. 武良 布枝 Мура Нуноэ ) , урождённая Нуноэ Иидзука ( яп. 飯塚 布枝 Иидзука Нуноэ ) , родилась 6 января 1932 года.

В 1961 году Сигэру женился на Нуноэ Иидзуке . Их знакомство устроил дядя Нуноэ, который был женат на дальней родственнице семьи Мура. Двадцативосьмилетняя Нуноэ считалась « старой девой », её сестры уже давно вышли замуж, а несколько встреч для сватовства, которые устроил её отец, оказались неудачными. Сигэру и Нуноэ сочетались браком всего спустя пять дней поле знакомства в связи с загруженным графиком Мидзуки. В 2008 году Нуноэ опубликовала автобиографию GeGeGe no Nyōbō ( яп. ゲゲゲの女房 «Жена ГеГеГе (КоКоКо)» ) , — название отсылает к самой известной манге Мидзуки GeGeGe no Kitarou («гегеге» — звукоподражание кудахтанию) . Автобиография Нуноэ Муры была адаптирована в сценарии для телесериала и полнометражного фильма , а также в пьесу, для театральной постановки.

У супругов родились две дочери :

  • Старшая — Наоко Мура, в замужестве Харагути, род. 24 декабря 1962 , управляет студией Mizuki Productions .
  • Младшая — ( яп. 水木悦子 Мидзуки Эцуко ) , род. 24 декабря 1966 года, писательница, сценаристка, куратор благотворительных проектов, сотрудница студии Mizuki Productions, управляет наследием отца. Неоднократно появлялась как персонаж в отцовской манге.

Сигэру Мидзуки был буддистом, его имя в Дхарме — 大満院釋導茂 .

Особенности творчества

Китаро, мальчик- ёкай , родившийся на кладбище — персонаж, принесший Мидзуки славу

Популярность Мидзуки принесли истории о персонажах традиционного японского фольклора — ёкаях . Однако мифические существа действовали не в пространстве сказок и старых преданий, а в современном мире. В более позднем творчестве Мидзуки смешивал вымысел и реальность, используя приёмы, характерные для постмодернизма . В своём творчестве он описывал историю Японии XX века, через призму личного опыта. На родине высшей наградой была отмечена его работа «Сёва: История Японии в комиксах» . Примечательно, что в 2004 году выпустили литературную адаптацию восьмитомной манги под названием «История эпохи Сёва для камисибай» — что одновременно отсылает и к популярности камисибай, предшествующих манге, в первой половине XX века, и к самому Мидзуки, который начинал свою творческую карьеру именно как художник камисибай.

В позднем периоде творчества Мидзуки уделил внимание автобиографии, подробно рассказав о том, как стал именно таким творцом. От детских впечатлений рассказами о ёкаях («Бабушка Ноннон»), через участие во Второй мировой войне («Дан приказ умереть!»), к становлению себя как художника: от рисования для камисибай до манги («Гроссбух Китаро»).

Характерный стиль рисунка художника: сочетание детализированного и проработанного фона со схематичными и карикатурными изображениями действующих персонажей . В смысловом плане, работы Мидзуки проникнуты идеями гуманизма , а также критикой милитаризма .

Критика

Творчество Сигэру Мидзуки отмечено многими наградами. Он обладатель главной награды в области манги в Японии — Премии издательства Коданся , Гран-при Международного фестиваля комиксов в Ангулеме (Франция) и Премии Айснера (США). Благодаря этому можно утверждать, что творчество автора признано не только на родине (где он также обладатель ряда высших национальных наград), но и во всём мире. А его работы удостаиваются эпитетов «иконический» и «легендарный» .

Его влияние на поп-культуру Японии настолько велико, что уже и не распознается. В популярном сериале «Китаро» о мальчике-ёкае он открыл читателям мир духов и монстров. Именно благодаря деятельности Сигэру Мидзуки как фольклориста сейчас слово ёкай используется как общее обозначение всех сверхъестественных существ в японской мифологии. И животные-оборотни, и призраки, и ожившие предметы материального мира, и переродившиеся в странных существ люди — все эти существа являются ёкаями.
Екатерина Рябова, Удивительная жизнь Сигэру Мидзуки

Память

В городе Сакаиминато , где художник вырос, расположен музей Мидзуки . В 1996 году одна из улиц города была названа именем мангаки. Впоследствии обочины дороги были украшены скульптурными изображениями персонажей его манги . С 2003 года в Сакаиминато действует Международный культурный центр Сигэру Мидзуки . Однако скульптурные изображения ёкаев из манги художника можно встретить и в других городах Японии . В России произведения Сигэру Мидзуки издаются в переводах японистки и популяризатора японской культуры Екатерины Рябовой, которая неоднократно выступала с лекциями и докладами о творчестве и биографии мангаки на специализированных мероприятиях .

Награды

Год Награда Работа
1965 Премия манги Коданся (Kōdansha jidō manga shō, Премия Коданся за детскую мангу , вручалась в 1960—1968 годах ) «Мальчик из телевизора» / TV-kun
1990 Премия манги Коданся « Сёва : История Японии в комиксах» / Komikku Shōwa-shi
1991 Медаль Почёта (с пурпурной лентой) За значительный вклад в достижения науки и искусства
1996 Премия Министерства образования За творчество
1996 В городе Сакаиминато назвали улицу в честь Сигэру Мидзуки
2003 Орден Восходящего солнца За творчество
2003 Культурная премия имени Осаму Тэдзуки Специальная премия за творчество и многолетнюю работу
2003 В городе Сакаиминато открылся «Международный культурный центр Сигэру Мидзуки»
2007 Гран-при международного фестиваля комиксов в Ангулеме «Бабушка Ноннон»
2008 Премия Асахи С формулировкой: «За вклад в культуру манги, представленный широким спектром оригинальных работ о нечисти и изображения ужасов войны»
2010 За заслуги в области культуры
2012 Премия Айснера «Дан приказ умереть!»

Избранная библиография

Помимо многочисленной манги, Сигэру Мидзуки создал ряд оформительных изображений (декорации для фильмов, театров, художественных выставок), а также иллюстрировал энциклопедии фольклора и составлял авторские сборники, посвящённые ёкаям . Кроме того он писал эссе и мемуары, особенно популярной стала книга «Теория счастья Мидзуки-сана» ( яп. 水木サンの幸福論 Мидзуки-сан но ко:фукурон ) . Вся библиография художника насчитывает несколько десятков наименований. За творческую карьеру Мидзуки поработал в основных периодах развития искусства манги: камисибай ; касихон (манга и журналы, которые брались напрокат); расцвет журнальных публикаций и современный период. Сигэру Мидзуки является одним из важнейших деятелей в истории манги.

Год издания Оригинальное название Перевод Краткое описание
1958 ロケットマン «Человек-ракета» Дебютная манга Сигэру Мидзуки. Ученый, доктор Уэцуто, первый японский Нобелевский лауреат, приобретает сверхспособности после того, как в его тело подселяется инопланетный паразит. Он противостоит злому учёному доктору Дораю, который создаёт огромных роботов и хочет поработить мир.
1960 — 1969 GeGeGe no Kitarō ( яп. ゲゲゲの鬼太郎 ) или Hakaba Kitarō ( яп. 墓場鬼太郎 ) «КоКоКо Китаро», более известен как «Китаро с кладбища» Китаро — одноглазый мальчик-ёкай, родившийся на кладбище. Он последний из своего рода. Многочисленные истории рассказывают про приключения Китаро и его друзей-ёкаев. Истории про Китаро автор создавал вплоть до 1997 года.
1961 — 1962 ( яп. 河童の三平 ) «Каппа Сампэй» Истории о мальчике по имени Сампэй Кавахара, которого каппа (водяные) приняли за своего и допустили к себе в царство. В своих приключениях Сампэй также встречается с различными ёкаями.
1963 Akuma-kun ( яп. 悪魔くん ) «Мальчик-Акума», встречается вариант «Мальчик-дьявол» Приключения мальчика, который является духом огня . Это не менее популярная серия, чем приключения Китаро. В различных вариациях Мидзуки создавал истории об Акуме-куне вплоть до 1994 года.
1971 Gekiga Hittorā (劇画ヒットラー) «История Гитлера» Биография Адольфа Гитлера
1973 Sōin Gyokusai Seyo! (総員玉砕せよ!) «Сокрушите всех врагов!», в России издана под названием « » Практически автобиографическая манга о службе Сигэру Мидзуки во время Второй мировой войны.
1977 Nonnonba to Ore (のんのんばあとオレ) «Бабушка Ноннон и я», в России издана под названием « » Частично автобиографическая манга о детстве Сигэру Мидзуки. В ней отражено, как детская фантазия оживляет рассказы старушки-соседки, а мир реальный, мир мистический, и мир вымысла влияют друг на друга вплоть до смешения реальностей.
1988 — 1989 Komikku Shōwa-shi (コミック昭和史) «Сёва: История Японии в комиксах» История Японии с 1926 по 1989 год, на которые пришлись важнейшие события XX века. Ключевым событием манги является, естественно, Вторая мировая война и последовавшая оккупация Японии. В этой работе Мидзуки обличает милитаризм как Японии, так и США.

Издания на русском языке

  • «Бабушка Ноннон», Alt-Graph, Брянск: 2017;
  • «Дан приказ умереть!», Alt-Graph, Брянск: 2018;
  • «Гроссбух Китаро», Alt-Graph, Брянск: 2020;
  • «Ночные истории Китаро», т.1, Alt-Graph, Брянск: 2022;
  • «Ночные истории Китаро», т.2, Alt-Graph, Брянск: 2022.

Экранизации

Все популярные манги Мидзуки были так или иначе экранизированы: в виде аниме или игровых фильмов. Манга « Китаро с кладбища » экранизировалась многократно. В период с 1968 по 2020 год было выпущено 547 эпизодов в семи аниме-сериалах. Кроме того — четыре игровых фильма, снятых в 1985, 1986, 2007 и 2008 годах. А также 15 видеоигр для разных игровых платформ в период с 1986 по 2008 годы. В 2007 году телеканал NHK General TV выпустил фильм для телевидения Kitarō ga Mita Gyokusai: Mizuki Shigeru no Sensō , снятый по мотивам манги «Дан приказ умереть!». Роль Сигэру Мидзуки в нём исполнил актёр театра кабуки и кино . Режиссёр Такаси Миикэ в 2005 году выпустил фильм «Великая война ёкаев» ( Yôkai daisensô ), вдохновлённый произведениями Мидзуки, в котором мангака исполнил эпизодическую роль Короля демонов .

В аниме « Помпоко: Война тануки » есть эпизодический персонаж Мидзуки-сэнсэй, выступающий в телепередаче . Данная отсылка не только дань уважения к творчеству мангаки, но и к конкретной манге «Великая война тануки », созданной в рамках сериала о Китаро .

Примечания

  1. Nevin Thompson. (англ.) . Global Voices (6 декабря 2015). Дата обращения: 28 января 2021. 17 января 2021 года.
    . Global Voices (12 декабря 2015). — Перевод на русский — Таня Климова. Дата обращения: 2 января 2021. 27 января 2021 года.
  2. (англ.) . Anime News Network . Дата обращения: 4 января 2021. 8 ноября 2020 года.
  3. . КнигоГид . Дата обращения: 2 января 2021.
  4. .
  5. Екатерина Рябова. Удивительная жизнь Сигэру Мидзуки // Интернет-публикация, выдержки из статьи публиковались в русском издании манги «Дан приказ умереть!» и «Бабушка Ноннон». — 2018.
  6. Tomoko Otake. (англ.) . The Japan Times (6 февраля 2005). — Interview. Дата обращения: 28 января 2021. 25 февраля 2021 года.
  7. Zack Davisson. (англ.) . The Comics Journal. Дата обращения: 2 января 2021. 29 января 2021 года.
  8. , с. 96.
  9. Мидзуки, Сигэру. Гроссбух Китаро / Выпускающий редактор: Анатолий Дунаев; Перевод: Екатерина Рябова. — Брянск: Alt-Graph, 2020. — С. 15. — 250 с. — ISBN 978-5-905295-69-0 .
  10. , с. 107.
  11. , с. 108.
  12. . Pinterest . Дата обращения: 6 января 2021.
  13. Zack Davisson. (англ.) . Twitter (3 января 2019).
  14. , с. 109.
  15. .
  16. , с. 110.
  17. . darkermagazine.ru . Дата обращения: 2 января 2021. 24 января 2021 года.
  18. Ian Jared Miller. (англ.) // The New York Times : newspaper. — 2011. — 20 March. — P. 12 . 11 марта 2020 года.
  19. . archive.is (30 ноября 2015). Дата обращения: 4 января 2021. Архивировано 30 ноября 2015 года.
  20. Zack Davisson. (англ.) . Twitter (25 августа 2015).
  21. (англ.) . 百物語怪談会 Hyakumonogatari Kaidankai (30 ноября 2015). Дата обращения: 4 января 2021. 19 января 2021 года.
  22. Iwamoto Hiromitsu. (англ.) . ajrp.awm.gov.au . Canberra: Australian National University (октябрь 2000). — Remembering the war in New Guinea Symposium paper. Дата обращения: 4 января 2021. 2 февраля 2021 года.
  23. 水木しげる. . — 筑摩書房, 1994. — 248 с. — ISBN 978-4-480-87245-6 .
  24. 水木しげる. . — 中央公論新社, 2002-07. — 197 с. — ISBN 978-4-12-204058-8 .
  25. . www.goodreads.com . Дата обращения: 4 января 2021.
  26. . The Asia-Pacific Journal: Japan Focus . Дата обращения: 4 января 2021. 13 декабря 2020 года.
  27. Сигэру Мидзуки. Бабушка Ноннон / Анатолий Дунаев. — Москва: Alt-Graph, 2017. — 407 с. — ISBN 978-5-905295-41-6 .
  28. Zack Davisson. (англ.) . Twitter (30 ноября 2016).
  29. Мидзуки, Сигэру. Гроссбух Китаро / Выпускающий редактор: Анатолий Дунаев; Перевод: Екатерина Рябова. — Брянск: Alt-Graph, 2020. — С. 244; Интервью с Юкио Мурой. — 250 с. — ISBN 978-5-905295-69-0 ..
  30. 武良布枝. . — 実業之日本社, 2008-03. — 252 с. — ISBN 978-4-408-10727-1 .
  31. . Дата обращения: 3 января 2021. 8 сентября 2020 года.
  32. (20 ноября 2010). Дата обращения: 3 января 2021. 8 мая 2021 года.
  33. Мидзуки, Сигэру. / Выпускающий редактор: Анатолий Дунаев; Перевод: Екатерина Рябова. — Брянск: Alt-Graph, 2020. — С. 209. — 250 с. — ISBN 978-5-905295-69-0 . 26 января 2021 года.
  34. . Mainichi Daily News . 2017-09-09. из оригинала 14 мая 2021 . Дата обращения: 3 января 2021 .
  35. (яп.) . cinemacafe.net . Дата обращения: 7 января 2021. 30 ноября 2020 года.
  36. Shige Suzuki. [ Yōkai Monsters at Large: Mizuki Shigeru’s Manga, Transmedia Practices, and (Lack of) Cultural Politics] (англ.) // International Journal of Communication. — 2019. — № 13 . — С. 2199–2215 . 21 апреля 2021 года.
  37. . www.hahnlibrary.net . Дата обращения: 2 января 2021. 16 августа 2007 года.
  38. (англ.) . Alchetron.com (18 августа 2017). Дата обращения: 2 января 2021.
  39. darkermagazine.ru . Дата обращения: 2 января 2021. 8 мая 2021 года.
  40. . Дата обращения: 2 января 2021. 1 февраля 2021 года.
  41. . www.thestar.com.my . Дата обращения: 3 января 2021. 9 мая 2021 года.
  42. (англ.) . BBC News (1 декабря 2015). Дата обращения: 2 января 2021. 23 декабря 2020 года.
  43. Matt Alt. (англ.) . The New Yorker . Дата обращения: 2 января 2021. 18 января 2021 года.
  44. Linda Lombardi. (англ.) . SYFY WIRE (7 января 2019). Дата обращения: 2 января 2021. 7 мая 2021 года.
  45. (яп.) . Mizuki Shigeru Museum . Дата обращения: 2 января 2021. 27 января 2018 года.
  46. (англ.) . Caкаиминато Путеводитель по городу . Дата обращения: 2 января 2021. 31 декабря 2020 года.
  47. (англ.) . Anime News Network . Дата обращения: 2 января 2021. 24 апреля 2021 года.
  48. (англ.) . The Japan Times (9 августа 2016). Дата обращения: 4 января 2021. 9 мая 2021 года.
  49. . jpfmw.ru . Дата обращения: 4 января 2021. 20 октября 2020 года.
  50. . Ministry of Foreign Affairs of Japan . Дата обращения: 4 января 2021. 6 мая 2021 года.
  51. . www.asahi.com . Дата обращения: 2 января 2021. 21 августа 2017 года.
  52. (2008). Дата обращения: 4 января 2021. 8 января 2021 года.
  53. . IMDb . Дата обращения: 3 января 2021. 15 февраля 2017 года.
  54. . webcache.googleusercontent.com . Дата обращения: 6 января 2021.

Литература

  • Екатерина Рябова. Основоположник жанра «ёкай манги» — Мидзуки Сигэру // : Сборник материалов III Конференции исследователей рисованных историй 4 апреля 2018 г. / Сост. А. И. Кунин, Ю. А. Магера. — М. : Российская государственная библиотека для молодёжи, 2018. — С. 93—114. — 200 с. — ISBN 978-5-9909991-5-2 .
  • 水木 しげる. 水木サンの幸福論 (角川文庫) : Сигэру Мидзуки . Теория счастья Сигэру Мидзуки : [ яп. ] . — 東京 : 角川書店 (Kadokawa Shoten), 2007年. — 265 с. — ISBN 978-4041929193 .

Ссылки

Источник —

Same as Мидзуки, Сигэру