Зелёная перчатка
- 1 year ago
- 0
- 0
«Первая перчатка» — советский художественный фильм 1946 года, комедия режиссёра Андрея Фролова .
Фильм в 1947 году лидировал в прокате, занимая 3-е место. В том году его посмотрели 18 570 000 зрителей ( [ источник не указан 1636 дней ] ).
Тренер по боксу общества «Метеор» Иван Васильевич Привалов ( Владимир Володин ) в парке, у силомера , встречает «свою мечту» — отставного военного Никиту Крутикова ( Иван Переверзев ) с великолепными данными, и хочет воспитать из него чемпиона. Обо всём этом он рассказывает своим друзьям — служителю стадиона Савельичу и массажисту Лубяго. На вопрос, почему он не привёл Никиту, Иван Васильевич отвечает, что это бы сделал «именно Шишкин, за ручку», тренер по боксу общества «Мотор», а он, Привалов, Никиту пригласил и тот сам придёт. После чего добавляет, что «в этот самый момент, возможно, Никита заходит на стадион.»
Действительно, Никита Крутиков во время этого разговора входит на стадион, где, случайно заговорив с тренером Шишкиным, вступает в общество «Мотор», поскольку Шишкин уверил его, что «многие путают», и Никите нужно общество «Мотор», а не «Метеор». Безуспешно ждали новичка Привалов, Лубяго и Савельич. Поздно вечером к ним заходит Шишкин и с удовольствием говорит, что у него появился замечательный новичок.
Вскоре Никита знакомится с милой девушкой Ниной Грековой ( Надежда Чередниченко ), спортсменкой по художественной гимнастике общества «Метеор». На вопрос, какого он общества, отвечает, что одного с ней. Нина говорит, что не помнит его. Никита показывает членскую книжку. Тут всё выясняется и Никита бежит в общество «Метеор», к Привалову.
Привалов начинает тренировать Никиту, и тот выигрывает бой за боем. Дело приближается к развязке — финальному поединку с чемпионом Москвы Юрием Роговым, которого тренирует принципиальный противник Привалова тренер Шишкин. Однако далеко не всё гладко на пути Никиты к званию чемпиона. Привалов обозначает три «критических момента»: девушку Нину, за которой Никита серьёзно ухаживает и, в случае успеха, бросит бокс, затем, появившегося в Москве директора сибирского совхоза, откуда родом Крутиков, и свою жену, добивающуюся, чтобы её муж оставил тренерство и переселился вместе с ней «на природу», к «птичкам и козочкам.»
Непосредственно перед поединком Никиты с Роговым происходит коллизия с «первым критическим моментом»: Никита просит Нину выйти за него замуж, но та, дав слово Привалову, отказывает ему, и соглашается на свадьбу только после поединка. Тут в действие вступает «второй критический момент» — директор совхоза, и расстроенный отказом Никита решает вернуться домой. Директор даёт ему свой билет. Лубяго, почуявший неладное, пытается воспрепятствовать отъезду, но безуспешно, и Никита садится на поезд «Москва-Владивосток». Привалов, узнав об этом от Лубяго, прилюдно падает в обморок, и его приносят домой, где в действие вступает «третий критический момент» — жена.
Доехав почти до самого места назначения, Никита, переживавший всё время пути, принимает решение вернуться и пересаживается на встречный поезд, идущий в Москву. Прибыв практически к самому началу матча, Никита желает вступить в поединок, но Привалов противится этому — «две недели без тренировки!», однако потом даёт разрешение, и Никита, почти нокаутировав противника, всё-таки проигрывает встречу. И только после этого в нём «просыпается настоящий спортсмен…».
В начале 1990-х годов фильм выпущен на домашних видеокассетах кинообъединением «Крупный план». Позже фильм выпущен на видеокассетах компаниями «Восток В», «Формат А», а в начале 2000-х годов — «Мастер Тэйп».
Вскоре после выхода на экраны фильм подвергся жёсткой критике.
В журнале « Искусство кино » кроме претензий к шаблонности сюжета, прозвучало обвинение: «…просто диву даёшься, как могли консультанты фильма „Первая перчатка“ К. Градополов и В. Михайлов (при всей их заслуге в показе технической стороны бокса) не возражать против прямого искажения образа советского спортсмена в этой картине?» . В критическом обзоре К.Цветков писал: «Крутиков, где, кроме спорта, работает или учится, что любит, что ненавидит? Крутиков только тренируется, выступает на ринге и влюбляется» . Не устроил критика и образ тренера, который «вместо обучения своих учеников рассчитывает на „счастливый случай“ и мечтает о талантливом самородке» и «изображён наивным, недалёким простаком» .
Кинокритик Ростислав Юренев считал, что сценарист «А. Филимонов, написавший весёлый, бодрый и не лишённый смысла сценарий „Первой перчатки“, пал жертвой режиссёра А. Фролова, выхолостившего из картины смысл вместе с юмором». По его мнению, «фильм подправили музыка Соловьёва-Седого и хороший артист В. Володин в роли тренера Привалова» .
Писатель А. Солженицын крайне негативно оценивал фильм: «…дешевейшая „спортивная“ комедия „Первая перчатка“. Скучно. Но с экрана настойчиво вбивают зрителям мораль: „Важен результат, а результат не в вашу пользу“» .
Вместе с тем известны более положительные оценки: «„Первая перчатка“ — типичнейшая развлекательная картина той суровой поры, созданная в первый послевоенный год. И не самая плохая, поскольку помимо отличной музыки В. Соловьева-Седого у неё были и хорошо разработанная спортивная интрига, и много остроумных шуток и трюков, и … чувство такта в показе послевоенной действительности» .