Алхимия
- 1 year ago
- 0
- 0
Внутренняя алхимия — совокупность даосских духовных практик, включающих в себя элементы йоги, медитации, дыхательной практики цигуна , визуализации ( ) и ритуала. Целью внутренней алхимии является достижение бессмертия или долголетия.
Внутренняя алхимия стала особенно популярна в эпохи Тан и Сун , о ней сохранилось большое количество сочинений этого периода. При этом традиция внутренней алхимии прослеживается ещё до Ханьского периода и ранее (IV—III века до н. э.), о чём свидетельствуют мавандуйские тексты; внутренняя алхимия существовала параллельно внешней; в ранние времена внешней алхимии было посвящено больше сохранившейся литературы, но в конце танской эпохи внешняя алхимия почти полностью была вытеснена внутренней алхимией, при этом древние трактаты по внешней алхимии были заново интерпретированы, как трактаты по внутренней. Одним из основополагающих трактатов является сочинение Вэй Бояна Цаньтунци II века .
Внутренняя алхимия опирается на представление, что бессмертие достигается за счёт определённых процессов в организме, которые поддерживаются специальными упражнениями и медитациями. Учение о внутренней алхимии обладает следующими особенностями:
Сам себя смог родить таким способом Лао-цзы (буквально — старый ребёнок), матушка Ли вынашивала его 81 год, а комментарии говорят, что Матушка Ли — это не кто иной, как сам Лао-цзы.
Для того, чтобы выращивание зародыша стало возможным, нужно не тратить попусту энергию и поддерживать себя особым образом — правильно питаться, не давать хода эмоциям. В частности, не рекомендуется тратить «эссенции» ( цзин ). Разработаны методы глотания слюны и удержания спермы от семяизвержения. Со внутренней алхимией связана также особая сексуальная практика , при которой удерживается семя, но энергии используются для омоложения организма.
Дантянь ( 丹田) — сложное слово ; первый иероглиф имеет буквальные значения «пилюля/эликсир», а также «киноварь» и «красный» , а второй — «поле», а также «возделывать поле» и «взращивать» . Это важные для медитативных и физических техник, таких как цигун , и боевых искусств , таких как тайцзицюань , а также в традиционной китайской медицине , координационные центры ци в нижней части живота, районе сердца и голове.
Зародыш должен вызреть в нижнем даньтяне, при этом алхимические вещества отдельно готовятся в каждом из даньтяней для того, чтобы пестовать зародыш. Утробное дыхание — дыхание животом, необходимо для созревания зародыша. Когда зародыш вырастает, адепт перемещает себя в зародыш, и вылетает через макушку, а сам «избавляется от трупа». Это последний акт полного обновления себя и создания бессмертного тела.
Золото, киноварь, сера, ртуть, серебро — эти вещества во внутренней алхимии интерпретируются по другому. Считается, что древние сочинения по внешней алхимии имели в виду вовсе не минералы, а определённые субстанции (или энергии, или воображаемые вещества), перемещающиеся в теле человека. Поэтому в комментариях встречается «истинное золото», «истинная сера» и т. д., которые отличаются от соответствующих минеральных веществ.
или золотая пилюля (буквально — ) — это сплав, необходимый для бессмертия, выплавляется в нижнем даньтяне и либо является зародышем, либо необходим для его вскармливания.
Каждое из веществ обладает многочисленными символическими обозначениями — белый тигр, голубой дракон, чёрный дракон, сладкая роса и т. д., причём символ характеризует ещё состояние вещества. Вещества перемещаются по внутренним органам (или вырабатываются там) и попадают в даньтянь для переработки.
Популярным пособием по ознакомлению с внутренней алхимией стали цветная схема и аналогичная черно-белая гравюра « » 內經圖, хранящиеся в Пекине, в павильоне Жуи 如意館 Запретного Города и Храме Белых Облаков соответственно. Обе репродукции воспроизводят работу неизвестного автора; графический стиль и характер сопровождающих текстов позволяют датировать оригинальное произведение началом эпохи Цин (17 в.) . Содержание схемы предположительно восходит к трактату «Син-мин гуй чжи» (16-нач.17 в.) См.